Классному руководителю: приглашение к диалогу о взаимопонимании как модусе бытия в коллективе школьников (опыт интроспекции)

Разделы: Классное руководство


 

Введение

Естественно полагать, что если Вы обратились к статье с таким названием, Вы расположены к диалогу и намерены стать его активным субъектом. А если это так, мы с Вами уже имеем в виду, что диалог - это встреча двух субъектов, двух сознаний, в нашем случае, вопрошающих о педагогическом обеспечении становления взаимопонимания в коллективе как со-бытийной общности школьников.

В современных условиях иной общеисторической ситуации функционирования человеческого сообщества мир детства дегуманизируется вследствии активного наступления на него извне. Вектор развития детства сменяется на отрицательный информационной агрессивностью повседневности, поверхностностью человеческих контактов, переключением интересов молодежи из культурно и ценностно значимых областей в сферу досуга, культ потребления. На почве девальвации ценностей возникает время социальной патологии, смыслового голодания и «вывиха мировоззрения» (Д.А. Леонтьев).

Следствием этого является неспособность детей к адекватному взаимодействию и взаимопониманию, неумение разрешать моральные проблемы и межличностные конфликты. Без грамотного педагогического обеспечения становления понимающих взаимоотношений в коллективе школьников современное общество и его воспитательная система не могут разрешить кризис взаимопонимания. Непреодолимость неоднородности семиотических систем в силу их естественной природы, вытекающей из интенциональной и открытой природы человека, делает потребность в становлении «понимающих» взаимоотношений в со-бытийной общности школьников особенно актуальной. При этом взаимопонимание возможно определить как базисный способ бытия, основной способ постижения человека через извлечение и интерпретацию смыслов его жизненных проявлений в процессе «восхождения» (Соловцова И.А.) к культуре, ценностям, к себе, к Другому в коллективе как со-бытийной общности.

При этом коллектив как со-бытийная общность есть ценностно-смысловое единство и равенство субъектов в воспитательном пространстве, где межличностные отношения опосредуются духовными связями и понимающим контекстом деятельности.
Запрос современного информационного общества (общества согласия, взаимопонимания, толерантности) на «понимающих» граждан подвигает педагогов-практиков, во-первых, к обобщению и анализу имеющегося научного опыта, во-вторых, к созданию собственных педагогических моделей и программ обеспечения становления взаимопонимания в коллективе как со-бытийной общности школьников.


Рассмотрим внутреннее пространство практики становления взаимопонимания в коллективе: «арсенал» понятий, облигаторных в процессе «взращивания» взаимопонимания между школьниками на новом витке развития социума.

Взаимопонимание – это иррациональное подведение человека под его ценности на основе собственных ценностей с проникновением в духовный мир Другого через переживание, извлечение и интерпретацию смыслов жизненных проявлений Другого при сохранении связи с нравственными общностями и владением приблизительно одинаковым набором ценностей. Это базисный способ бытия, предполагающий восхождение к другому человеку через постижение его духовного мира, общение, поступок в процессе извлечения и интерпретации смыслов из его жизненных проявлений на основе своего жизненного опыта и самоосмысления через подведение их под ценности понимаемого в контексте определенной культуры.

Понимающие взаимоотношения – первый, наиболее интимный этап специфически человеческого бытия, основанный на понимании; личностно значимое отражение себя и окружающей действительности в целом.

Воспитывающее понимание - основной атрибут феномена понимания, суть которого в том, что всякое понимание другого есть понимание воспитывающее, ибо, понимая другого, мы воспитываем себя, преображая свой духовный мир, обогащая себя.

Понимающее бытие – атрибут человеческого бытия в контексте формулы М. Хайдеггера: быть, жить – значит понимать.

Коллектив – группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Со-бытие - «есть то, что развивается и развивает». То есть «развивает» и «воспитывает» в этих условиях не педагог и даже не родитель, а само со-бытие, его ситуации.

Со-бытийная общность – это воспитательное пространство, создаваемое усилиями людей, являющееся целенаправленной и адаптивной системой становления понимающих взаимоотношений посредством ценностно-смыслового единства и равенства субъектов.

Результатом авторских теоретических и методологических изысканий и анализа закономерностей эмпирической реальности стала мастерская для старшеклассников «Взаимопонимание как модус бытия человека».

Цель мастерской: актуализировать у школьников знания и умения по становлению взаимопонимания в коллективе как со-бытийной общности.

Задачи мастерской:

1) Выявить значение взаимопонимания в жизни человека.
2) Определить средовую и ценностную специфику взаимоотношений, основанных на взаимопонимании.
3) Способствовать осознанию процессуальных составляющих взаимопонимания другого человека и самого себя.

Логика композиции мастерской «Взаимопонимание как модус бытия человека»

Таблица 1


Этапы проведения

Содержание

Формы работы

Результат

I
Индуктор/Вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II
Система заданий/Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

III
Рефлексия

а) Презентация фрагмента фильма «Доживем до понедельника» («счастье - это когда тебя понимают...»)

б) Работа учащихся с высказываниями известных людей: «Введи в жизнь серьёзные интересы, прочное занятие и наблюдай над собой, как натуралист и как медик, и старайся разумом исправить то, что было запущено». А.И. Герцен
«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками, ... скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». К.Г. Паустовский
«Ты живёшь среди людей. Каждый твой поступок отражается на окружающих тебя людях». В.А. Сухомлинский
в) Работа учащихся с «Философским завещанием матери Терезы» на карточках:

Философское завещание матери Терезы
Жизнь это ____________. Воспользуйся ею.
Жизнь это красота. Увлекайся ею.
Жизнь это _______. Осуществи её.
Жизнь это вызов. _____ его.
Жизнь это _______ твоя насущная. Исполни её.
Жизнь это _______. Стань игроком.
Жизнь это __________. Не разбазаривай его.
Жизнь это приобретение. ________ его.
Жизнь это _______. Насладись ею сполна.
Жизнь это ______. Познай ее.
Жизнь это долина слёз. __________ всё.
Жизнь это _________. Допой её до конца.
Жизнь это борьба. Стань ___________.
Жизнь это бездна _____. Входи в неё без страха.
Жизнь это ______. Ищи это мгновение.
Жизнь такая _________ - не растрать её.
Это твоя жизнь. Завоюй её.

г) Выстраивание ассоциативного ряда к слову «взаимопонимание» - метод смысловых ассоциаций - (как выглядит, как звучит). Определение ключевых слов – взаимопонимание, диалог, сходство и различие человеческих индивидуальностей и др. - (метод самостоятельного конструирования определений понятий) - содержательных характеристик, процедур, условий, психологических механизмов по теме.

В группах - чтение и обсуждение художественных отрывков и реальных жизненных ситуаций по теме (подбор текстов по усмотрению учителя) – прием «чтение с пометками»: «+ согласен», «- не согласен», «? есть вопросы, непонятно», «! интересно», «?! надо подумать» - (с заполнением таблицы) для осознания специфики отношений, основанных на взаимопонимании (о культуре - газ. «Комсомольская правда» статья «Учительница первая моя», «картины школьной жизни», о ценностях - «картины реальной жизни» (фрагмент фильма «Курьер», мальчик-фигурист А. Хилль и сестры Толмачевы, «След» Л.Н. Мартынов), о понимании и принятии другого человека с его ценностями и культурой («Гном и звезда» А.А. Усачев и др.).

Прием «Птицы» (каждый ребенок вырезает из бумаги силуэт птицы и пишет на нем качество, присущее, на его взгляд, именно ему и необходимое для его жизни в коллективе с одноклассниками; затем помещает свою птицу в общее «гнездо» (коллектив как со-бытийную общность) с птицами других детей. Тем самым, дети складывают слагаемые взаимопонимания в коллективе как со-бытийной общности.
Синквейн о взаимопонимании

Групповая, творческая, поисковая деятельность, самостоятельность, право на собственное мнение и на ошибку, допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений

 

а) Первоначальная интерпретация учащимися феномена взаимопонимания и его значения в жизни человека.
б) Комментирование учащимися высказываний и дополнение первоначального определения взаимопонимания и его роли в жизни человека
в) подбор подходящих по смыслу слов и заполнение пропусков в "философском завещании матери Терезы". Затем на обратной стороне карточки ребята составляют своё философское завещание о взаимопонимании.
г) Презентация ассоциаций ребят с взаимопониманием и их определений данного феномена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Метод смыслового видения) составление в группах: а) научной статьи, б) сказки, в) рассказа с опорой на ключевые слова по теме. Разработка кластера (метод незаконченного предложения) или заповедей для своего класса «Чтобы взаимопонимания стало возможным …»

Эмоциональное переживание и становление ценностных отношений к взаимопониманию.

Методика «6 шляп» для оценки субъектами проведенного занятия (белая - факты, черная – недостатки, критика, желтая – позитивное, зеленая – практическая сторона, синяя – общефилософский вывод, красная – эмоциональное выступление).
В качестве домашнего задания учащиеся готовят презентацию «Взаимопонимание как модус бытия человека» (пример одной из презентаций доступен для просмотра. См. Приложение 1).

Приведённый выше сценарий проведения мастерской позволяет школьникам приобрести опыт взаимопонимания. Кроме того, подобная мастерская может стать отправной точкой для цикла занятий, направленных на улучшение взаимоотношений в коллективе как со-бытийной общности школьников.