Вход в Личный кабинет

Правописание "НЕ" с причастиями

Разделы: Преподавание русского языка


Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Задачи:

  • уметь правильно писать не с причастиями;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;
  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного.

Выборочный диктант.

1. Но Гарри пришлось признать, что от этого пореза на пальце ему всё равно было (не)спастись.

2. Позже я с ужасом узнал, что семью постигло ещё одно (не)счастье  — смерть сестры Альбуса Арианы.

3. Альбус даже (не)пытался отрицать, что его отец (которого отправили в Азкабан), совершил это преступление…

4. Он (Дамблдор) оставил много следующим поколениям, его (не)обыкновенная мудрость проявлялась, когда он был Заведующим Магом Уизенгамота.

5. На следующей (не)деле выйдет шокирующая история о бесспорном гении, которого многие считали величайшим волшебником своего времени.

6. Утро Гарри провёл, полностью опустошая свой школьный сундук, чего он (не)делал с тех пор, как впервые отправился в школу шесть лет назад.

7. К сожалению, потеря Арианы привела не к сближению братьев, а к их большему отдалению. (Со временем это прошло, вернулись если (не)близкие, семейные отношения, то достаточно дружеские).

8. Читателям придётся купить мою книгу, но я могу сказать, что Дамблдор проявлял к мальчику (не)здоровый интерес.

9. Это (не)секрет, что у Поттера было тяжёлое отрочество.

10. — Ну, не хочу выдавать много, — всё будет в книге — но свидетели в замке Хогвартс видели, как Поттер бежал со сцены происшествия сразу после того, как Дамблдор упал, спрыгнул или его столкнули. Позже он обвинил Северуса Снегга, человека, к которому питал огромную (не)приязнь.

11. Гарри замер, его палец снова тронул (не)ровный край зеркала.

12. — Эти случаи — не просто (не)счастные случаи… аварии, взрывы, всё, что сейчас происходит. Люди исчезают и умирают, и он стоит за этим, Волан-де-Морт.

13. — И ты утверждаешь, — сказал дядя Вернон, снова бегая по комнате. — Что этот какой-то там Лорд…

— … Волан-де-Морт, — сказал Гарри. — И сто раз я вам говорил, что это (не)догадка, а факт!

14. Он думал, что все проблемы решатся сами собой, но что сказать при расставании человеку после шестнадцати лет (не)нависти?

15. Пользоваться магией в вашем доме нельзя, это может спровоцировать Министерство арестовать Гарри, потому что он ещё (не)совершеннолетний.

16. Но только теперь Гарри понял, что чашка холодного чая была вовсе (не)злой шуткой.

17. Но он (Гарри) до сих пор помнил свои сны, странные, (не)понятные, с зелёными вспышками.

18. По (не)известной причине он (Гарри) чувствовал злость.

19. Он посмотрел на миссис Тонкс, желая извиниться за ту тревогу, в которой он оставляет женщину и за то, что он чувствует себя виноватым в этом, но ему на ум не пришло слов, которые (не)показались бы пустыми и (не)искренними.

20. Отбросив в сторону уже (не)пылающую расческу, Гарри поднялся, немного пошатываясь, и увидел миссис Уизли и Джинни, выбегающих из черного хода дома, и Хагрида, который тоже упал на землю и сейчас пытался встать на ноги.

Проблемная ситуация.

Как пишется НЕ со словом в последнем словосочетании? (варианты ответов учеников)

Определите часть речи.

Вспомните, в чем особенность этой части речи? (совмещает признаки глагола и прилагательного)

Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия)

3. Объяснение нового материала.

Самым популярным художественным произведением на сегодняшний день является 7 книга (Приложение 1) Джоан Кэтлин Ролинг “Гарри Поттер и дары смерти”. На днях я познакомилась с ней и обнаружила, что одной из наиболее часто употребляемых частей речи является причастие. Перевод очень грамотный, и я решила, что данное произведение поможет нам освоить тему “Правописание НЕ с причастиями”.

Каковы будут цели нашего урока?

Анализ предложений позволит нам сформулировать правило о правописании НЕ с причастиями.

Предложения для анализа.

О том, чтобы не получивший в наследство сколько-нибудь значительных средств Альбус…сопровождал меня, теперь не могло быть и речи.

Получив сегодня утром от почтовой совы свернутый в трубку номер, он лишь взглянул на украшавший первую страницу заголовок и отметил про себя, что о Волан-де-Морте в нем ничего не сказано.

В глазах Гермионы заблестели невыплаканные слезы…

Одно из условий слитного или раздельного правописания НЕ с причастиями не проиллюстрировано примером. Какое? Ответить на этот вопрос поможет правило.

Правописание не с причастиями

  1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.
  2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 2. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).

Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

4. Закрепление изученного.

Те, кто понял тему, могут работать далее самостоятельно (Приложение 2). Остальные работают со мной, составляя опорную схему по данному правилу.

Правописание НЕ с причастиями

Раздельно Слитно
1. С причастиями, имеющими при себе пояснительные слов 1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов
Н-р, не возвращенная автору рукопись Н-р, незамеченные опечатки

2. С краткими причастиями

Н-р, работа не выполнена

3. С причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление

Н-р, не законченный, а только начатый рассказ

Кто на этом этапе понял тему, могут работать самостоятельно (Приложение2). С оставшимися ребятами мы составим алгоритм правописания НЕ с причастиями. <Рисунок 1>

I. Задание 1-го уровня сложности.

Задание 876.

Задание 880.

II. Задание 2-го уровня сложности.

Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

III. Задание 3-го уровня сложности.

  1. Он сложил осколок на  утренний выпуск Ежедневного Пророка, который (не)прочитанным лежал на кровати…
  2. “Виктор!” - радостно закричала Гермиона и уронила сумочку, которая упала с громким стуком явно (не)соответствующим её размерам.
  3. Я спрашиваю, имеет ли Скитер в виду брата Дамблдора Аберфорта, который пятнадцать лет назад спровоцировал скандал в Уизенгамоте за (не)подобающее использование магии.
  4. Огромная рука схватила Гарри за шиворот и вытащила из (не)сущейся вниз коляски.
  5. Звезды были рассыпаны по небу, (не)мерцающие, безразличные, (не)затененные летящими друзьями.
  6. Хагрид еще боролся с дверью, не пропускавшей его огромную тушу.
  7. “Насколько я понимаю, вы (не)лишены интеллекта, но страдаете узостью мышления”, - сказал Ксенофилиус Гермионе.
  8. “Артур малость поколдовал над этой штукой”, - сказал Хагрид, совершенно (не)заметивший неудобства, которое испытывал Гарри.
  9. Гарри порылся (не)гнущимися пальцами в мешочке на шее.
  10. “А чё ж ты меня не проверяешь?” - пропыхтел Хагрид, так пока и (не)справившийся с дверью.
  11. Гарри, рассерженный, но (не)желающий ссориться с Гермионой, скользнул внутрь.
  12. Вокруг них взлетали в воздух последние предметы, еще (не)пораженные огнем.

5. Подведение итогов.

Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Исправьте ошибки (работа в парах).

  1. В груди Гарри заструился холодок, никакого отношения к ледяному шампанскому неимевший.
  2. Целую неделю они отрабатывали трансгрессию с мантией-невидимкой, тайком добыли волосы у двоих ничего не подозревающих маглов.
  3. Грин-де-Вальд, исключенный из Дурмстранга за нападения на других учеников, едва неповлекшие за собой человеческие жертвы, бежит из страны.
  4. Том Реддл, недоверявший никому и действовавший всегда в одиночку, имел наглость думать, что он один проник в тайны Хогвартского замка.
  5. Крэбб сделал быстрый выпад волшебной палочкой в сторону высоченной стены из старой мебели, помятых чемоданов, книг, одежды и всякой неподдающейся опознанию рухляди.
  6. Очки немного защищали глаза Гарри от едкого дыма, и он нырнул в огненную бурю внизу, пытаясь разглядеть что-нибудь живое, не почерневшее от пламени.
  7. Фред глядел перед собой неподвижными не видящими глазами.
  8. Не победимые повелители смерти, Грин-де-Вальд и Дамблдор!
  9. Я не желал слышать, что не могу отправиться на поиски Даров Смерти, волоча за собой больную, неуправляемую сестру.

Кодовый диктант (взаимопроверка).

  1. Его спутник, не понявший, откуда исходило заклятие, снова выпалил в Рона.
  2. Ещё секунда – и до дракона дошло, что он больше не привязан.
  3. Все было кончено, Гарри это знал, и несделанным оставалось только само дело: смерть.
  4. Гарри наконец понял, что ему не предназначено остаться в живых.
  5. Даже Рон, к поклонникам Кикимера не принадлежавший, выглядел расстроенным.
  6. Мы оба неплохо умели становиться невидимыми и без мантии.
  7. Речь о Волан-де-Морте, о том, чтобы его победить. Или вы в этом не заинтересованы?
  8. Волан-де-Морту понадобилось место, где он мог ба залечь на дно, никем не тревожимый.
  9. Гарри знал, что его тело не оставят неоскверненным в Запретном лесу.
  10. Гарри, до этого не замечавший никого, кроме пары у окна, узнал своего отца.

Домашнее задание (на выбор).

Выписать из текстов художественной литературы 15 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.

Составить словарный диктант на правописание НЕ с причастиями (25 словосочетаний).

Выполнить задание по учебнику № 877, 878.

Творческое задание.

Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ.

(Не)… понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не).., а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не).., осознать (не)... И главное расстаться с ничем (не)… уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)… интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь (не)… любому.

Ключ. Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они не вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять непонятное, осознать неосознанное. И главное расстаться с ничем не оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт любому.

Напишите сочинение по одной из фотографий, используя в своей работе причастия с частицей НЕ.

Рефлексия

Мои успехи на уроке

Оценочный лист

Этапы урока Мои успехи Замечания
Выборочный диктант.    
Решение проблемной ситуации.    
Анализ предложений    
Работа с правилом.    
Закрепление материала.    
Исправь ошибки (работа в парах).    
Кодовый диктант    
Творческое задание.