Внеклассное занятие по теме "Как хлеб на стол пришел?"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  1. Расширить знания учащихся о производстве хлеба.
  2. Развивать устную речь учащихся, умения слушать товарищей.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу.

Оформление. Иллюстрации на тему “Раньше. Теперь”. Памятка “Выполняй правила!”

Список слов “агроном, инженер, рабочие элеватора, мукомолы, конструктор, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры, железнодорожники.”

Выставка книг о хлебе. Пословицы, загадки о хлебе. Сочинения детей о хлебе, выставка рисунков, рецепты мучных изделии. На столе самовар ссушками, разнообразная выпечка (родителей класса), продукция хлебозавода и кондитерской фабрики, мелькомбината (мука) г. Минусинска. Колосья пшеницы. Каравай, полотенце, магнитофон, кассета с мелодией песни “Хлеб – всему голова”. Иллюстрации зерновых культур: пшеница, рожь, ячмень, овес. Карточки со словами: поле, элеватор, мельзавод, хлебозавод, магазин. Набор слов (для трех групп): мука, сахар, соль, перец, изюм, масло, молоко, лук, яйца, рис, дрожжи.

Подготовка велась ноябрь-декабрь.

  • рейды в столовую “Береги хлеб”;
  • библиотечные часы, где читали рассказы, стихи о хлебе;
  • на уроке русского языка писали сочинения;
  • на уроке изо рисовали рисунки;
  • на уроке математики решали задачи про хлеб;
  • на уроке окружающего мира изучали разнообразие растений;
  • дома подбирали пословицы, загадки, рецепты мучных изделий;
  • на уроке музыки разучили песню;
  • члены родительского комитета организовали и провели экскурсию в музей, где заострили внимание детей в залах, посвященному блокадному Ленинграду (кусочек хлеба 125г), предприятиям-производителям мучной продукции в городе Минусинске.

I. Актуализация темы.

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

- Что это? (хлеб)

- Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

- Кто определит тему нашего занятия?

- Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Как хлеб на стол пришел?”

Определили цель

  • узнаем кто производит хлеб (ответ детей), и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу (дополняет учитель).

Мне бы хотелось обратить внимание на то, как заботливо накрыты эти столы, сколько умения и фантазии высказали ваши мамы и бабушки при выпечке угощений.

Ученик.

Вот, он –
Хлебушко душистый.
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем –
Здоровье, наша сила, \
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!

(рисунок 1)

Учитель. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.

- А как хлеб на стол пришел?

Ученик.

Вот об этом-то как раз
Начинаем свой рассказ.

(У доски дети поочерёдно рассказывают и показывают иллюстрации).

Учитель. – Сейчас вы совершите небольшую экскурсию, которую проведут ребята.

Ученик 1. Ученик 2.
- Что стучите,
Мастера,
Золотые руки?
- Чиним, чиним
Трактора
- Точим, точим
Плуги.
Агроном в халате белом,
Чем он занят?
- Важным делом!
Проверяю семена.
На дворе весна у нас,
Агроном сказал:
- Пора!
Заводите трактора!
Трактора выходят в поле,
Тянут плуги на прицепе.
Режьте, плуги,
Как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
Ученик 3. Ученик 4.
Сеял сеятель старинный,
Из лукошка – решета.
Нынче сеялка – машина
Этим делом занята.
Роет борозды проворно,
В них закладывает зерна,
Сыплет белый порошок…
Черепашке – это худо
Урожай поспел у нас
Подползают черепашки –
Ох, и вредные букашки!
Погрызут росток они…
Самолет над полем кружит.
Летчик сверху
Всюду-всюду

Ученик 5.

Урожаю – хорошо!
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли.
Ох, машинища какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Ходят острые ножи.
Вот шофер услышал,
Мчится,
Вот гудит:
“Иду-у! … Иду-у!”
Лейся, теплая пшеница
Прямо в кузов, на ходу.

(С. Погореловский “Урожай”)

Ученик 6.

И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где мелят зерна, перетирают машины. Получается мука.

Ученик 7.

На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках – муковозах. На баках написано “Мука”. Если подать свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А домой приносим муку в пакетах из магазина.

Ученик 8.

На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста. Дальше – печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.

Учитель.

- Вы узнали как и кто сейчас трудится на полях. А как раньше трудились? На ком пахали? Чем жали? (ответы детей с опорой на иллюстрации)

А сейчас поиграем в игру “ Каравай приехал к детям”.

Игра “Каравай приехал к детям”.

Учитель. Говорит каравай:

Каравай приехал к детям.
Как его, ребята
Встретим?
Пышной коркой
Похрустим.
Всех на свете угостим.
В круг вставай,
Каравай,
Кого хочешь – Выбирай!
Пекаря!
Он не грел на
печке бок –
каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй:
Кого хочешь выбирай!
Говорит пекарь: Говорит мельник:
Мельника!
Не молол он чепуху.
А смолол зерно в муку.
Мельник,
С нами поиграй:
Кого хочешь –
Выбирай!
Хлебопашца! Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и ждал.
Хлебопашец,
В круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Говорит хлебопашец: Говорит рабочий:
Рабочего!
Он без дела не скучал –
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришел с дарами
С тягачами, тракторами.
Без машины
Худо,
А с машиной –
Чудо!
Мы работы не стыдились,
Мы работою гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай.

Ученик.

Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

Вывод. Учитель.

- Какой большой и трудный путь прошел хлеб от поля к нашему столу.

-Как думаете сколько людей принимало в производстве хлеба? (ответы детей)

- Да, сотни тысяч людей разных профессий принимали участие в производстве хлеба. Прочитайте список профессий. (Дети читают вместе с учителем вслух названия профессий.)

- И это не все профессии перечислены. На мелькомбинате есть профессия – выбивальщица. Кто знает, что это такое? (Ответы детей.)

- А теперь давайте составим цепочку, проследим путь хлеба по рассказам наших экскурсоводов. (Ученик у доски собирает цепочку и обобщает.)

ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД--- МАГАЗИН

- Мы узнали, что хлеб дорогой ценой.

- Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.)

- А сейчас вы посмотрите сценку “Хлеб святой”, послушаете стихотворение и сделаете вывод, как хлеб называют, как вы в дальнейшем будете относиться к хлебу.

Сценка “Хлеб святой” И. Сенченко.

(рисунок 2).

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

- Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Ученик.

Хлеб.

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающих лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.
Ты человеком быть перестал”.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове
Народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
“Если ты хлеб ценить перестал,

Вывод. Учитель.

- Как бабушка называет хлеб? (святой).

- А в стихотворении как называют хлеб? (жизнь).

Хлеб святой. Хлеб – это жизнь. (На доске записано).

- Как нужно относиться к хлебу? (ответы детей).

- Что делают с хлебом, который мы не съедаем, работники столовой ? (сухарики сушат и подают к супам).

- Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30?500= 15000 г=15 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 15 булок хлеба.

- Помните, что труд людей, которые производят хлеб (от поля и до магазина) надо уважать и хлеб беречь.

Викторина. – А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним о чем говорили.

- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

- Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

- Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

- Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

- Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

Остальные. – Назовите пословицы о хлебе.

Проверка (на листах наклеены слова).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

  1. Хлеба к обеду в меру бери,
    Хлеб – наша радость, им не сори!
  2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!
  3. Жалеть надо хлебную крошку.

- Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

- Какие предприятия в нашем городе участвуют в производстве хлеба? (мелькомбинат, хлебозавод, кондитерская фабрика).

- Что производит мелькомбинат?, хлебозавод?, кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

- Мы видим малую толику, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

- Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик.

Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори –
Их за все благодари.

Обобщение. – О чем мы сегодня говорили? (о хлебе).

- Какой путь у хлеба от поля к столу? (Повторить цепочку).

- Как нужно относиться к хлебу?

Недаром народ сложил о хлебе пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни

Песня о хлебе. (Хлеб - всему голова)

- Какой обычай на Руси был и остался до наших дней? (Преподносить хлеб, соль гостям).

Ученик.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.

(рисунок3).

Ученик.

С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.

(рисунок 4).

Угощение гостей, родителей, учащихся хлебом-солью

Учитель: - Спасибо всем. Наше занятие подошло к концу. Но ребят ожидает следующий этап работы - это конкурс на лучший плакат “Береги хлеб”.

Литература.

  1. Бакалдин ВВ. Стихи о хлебе. Для детей младшего школьного возраста. Краснодарское книжное издательство, 1975.
  2. Газета “Комсомольская правда” от15. 09. 1982. В. Щанкин “Пламя над полем”.
  3. Извекова Л. Н. Что всего дороже? Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.
  4. Журнал “ Веселые картинки”№8. 08. 1985.
  5. Крупин В. Н. Нынешний хлеб. Для дошкольного возраста. Издательство “Малыш”, М. ;1988.
  6. Кузьмин Заветное дело. Быль. Для младшего школьного возраста. Издательство “Малыш” Мм.;1986.
  7. Сенченко И. “Хлеб святой”.
  8. Стихи Яковлева Ю. , Приходько В. , Погореловского С.