Предъявление результатов образования социуму как средство повышения социального рейтинга учреждения

Разделы: Администрирование школы


Сегодня школа – это взаимодействующая со многими социальными институтами педагогическая система, о которой всё чаще говорят как о сфере услуг, а значит, всё чаще употребляют такие понятия, как “конкурентоспособность”, “сегмент рынка”, “образовательная услуга”, “реклама”. Поэтому маркетинговый аспект существования школы является одним из направлений оптимизации работы образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость определить понятие “имиджа школы”.

Имидж школы – эмоционально окрашенный образ учебного заведения, сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние на конкретные группы социума.

Проблема предъявления результатов социуму (другими словами, проблема формирования позитивного имиджа школы) сегодня актуальна. Причин несколько: во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых городах) усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента.

МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2” в образовательном пространстве МО “Город Алапаевск”:

 

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Число учащихся МО “Город Алапаевск”

4704

4405

4050

Число учащихся МОУ СОШ № 2

729

674

592

Количество школ, из них – средних

15/12

15/12

14/12

Количество средних специальных учебных заведений

4

4

4

Во-вторых, позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.

В-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, учащихся и родителей.

Наконец, устойчивый позитивный имидж создаёт запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам, а значит, есть возможность рассматривать и оценивать деятельность администрации, педагогического коллектива образовательного учреждения в области прикладной имиджелогии.

Школа, как любая организация проходит в течение своей жизни 4 стадии развития коллектива:

  1. Этап формирования.
  2. Этап утверждения на определённых позициях.
  3. Этап инновационной деятельности при стабильно прочном положении.
  4. Этап трансформации.

На итоговом педсовете (май 2006г.), сравнивая результаты самооценки коллектива с итогами внешней экспертизы, данной командой под руководством доктора педагогических наук Д.Ш. Матроса, мы пришли к выводу: наша школа переживает этап трансформации (который, по мнению психологов, приводит либо к отмиранию организации, либо к очередному витку). Отрадно, что наше образовательное учреждение развивается, толчком к этому развитию стали инновации: с 2005 года – это информатизация образовательного процесса.

И это сегодня, оглядываясь на опыт предыдущих лет, нам очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика.

А 10 – 5 лет назад мы полагали, что самим говорить о положительных результатах, это нескромно. Жизнь диктует свои правила игры. Пройдя тернистый путь формирования и представления положительного имиджа школы, мы можем предложить алгоритм его создания, который имеет такой вид:

  1. Определение социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о школе.
  2. Выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории.
  3. Конструирование имиджа школы, разработка стратегии его формирования.
  4. Непосредственное формирование имиджа школы.
  5. Контроль промежуточных результатов, корректировка.
  6. Мониторинг сформированного имиджа школы.

Мы предлагаем выделить три этапа формирования и подтверждения имиджа школы.

1 этап “Ломка стереотипов”, когда информация о жизни школы, класса, ученика стала достоянием общественности: и чистые в зелени школьные коридоры запестрели объявлениями, газетами, стендами, плакатами. “Информационный вакуум взорван!” - это была первая победа (всяк входящий в школу знал кто и чем живёт).

2 этап “Здравствуйте, это мы!” - под таким лозунгом участники образовательного процесса заявили о себе в сообществе города, округа, области: буклеты, бюллетени, материалы в СМИ, создание собственных фильмов о школе, Дни открытых дверей, педагогические ярмарки, чтения, методические семинары, участие и победы в конкурсах (на премию Главы МО “Город Алапаевск”, “Гриммаски-2005” в Томске, Фестиваль “Открытый урок-2006”). Вместе с уникальными, неповторимыми обычаями, традициями школы (спектакли на выпускных вечерах, Дни здоровья, турслёты, походы) позволили жителям города получит представление об образовательных услугах нашей школы, об отношениях в школе.

А педколлективу определить верность пути, по которому движется школа, осмыслить происходящие события, найти резервы и направления развития.

3 этап “Единомышленники, где вы?” - этап активного обмена опытом. Эти пути разнообразны: школьный сайт, встречи, поездки, обмен делегациями, сотрудничество с высшими учебными заведениями, научное обеспечение происходящих процессов в школе посредством привлечения профессорского состава. И тогда, кроме предъявления положительных результатов появится возможность поднять престиж учительской профессии, предъявив социуму интересного человека, не перевозчика на пароме к дальнему берегу знаний, а лоцмана в океане информации.

Сегодня мы смело заявляем: школа № 2 города Алапаевска имеет своё лицо, она узнаваема успехами детей и учителей.

За 17 лет школу закончили 2109 девятиклассников, 705 одиннадцатиклассников. 34 выпускника 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании с отличием, 32 выпускников 11-х классов награждены серебряной медалью “За особые успехи в учении”, 20 – с гордостью получили золотую медаль; 10 лет учащиеся школы занимают 1 место в спартакиаде школьников МО “Город Алапаевск”.

Выпускники нашей школы достигают успехов в жизни и конкретных делах. Их отличают такие качества как самостоятельность, критичность мышления и настойчивость в достижении поставленной цели. Коллектив внимательно следит за их успехами и с гордостью вписывает их имена в историю школы. Среди них есть те, кто известен не только в городе, но и за его пределами:

  1. Серебряный призёр 28 Олимпийских игр в Афинах в 2004 году Фёдорова Ольга;
  2. Призёр области по стрельбе в 2005 году мастер спорта Зверева Олеся;
  3. Серебряный призёр России по метанию диска в Адлере в 2003 году кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике Пинягина Алена;
  4. Журналистка, ведущая программы “Этажи” Елена Кибкало;
  5. Физик Губин Андрей, продолжающий свою научную деятельность в Швейцарии;
  6. Лауреаты Премии Губернатора Свердловской области в 2006 году Сусло Александр и Свиридов Сергей.

В 2005-06 учебном году 10,83% учащихся школы являются призёрами фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала”, вдвое увеличилось количество победителей в окружных олимпиадах (2004-05 – 7 человек, 2005-06 – 15 человек), 3 человека – победители областного этапа.

Холкина Татьяна Владимировна имеет почётное звание “Заслуженный учитель РФ”, 5 учителей награждены значком “Отличник народного просвещения”, 8 человек – “Почётный работник общего образования”, 2 педагога Кирилова Т.Л. и Холкина Т.В. – лауреаты Премии Президента РФ в 2006 году.

Высшую квалификационную категорию имеют 8 человек, первую – 35.

Сформированный позитивный имидж позволил решить задачи:

  1. Сохранения творческого потенциала учителей и учащихся;
  2. Утверждения благоприятного социально-психологического климата в ОУ.

А значит, мы на верном пути, значит, обречены на развитие.

Приложение 1