Из опыта работы с одаренными детьми учителей математики, физики и информатики Верхневилюйской республиканской гимназии им. М.А. Алексеева

Разделы: Математика, Физика, Внеклассная работа


Работа с одаренными детьми в Республике Саха (Якутия) берет начало в 60-х годах ХХ столетия, когда по призыву академиков Новосибирского государственного университета С.Л. Соболева, М.В. Келдыша, Г.И. Будкера в центральной печати, Михаил Андреевич Алексеев, учитель физики (впоследствии Народный учитель СССР), инициировал открытие специализированных классов с углубленным изучением физики и математики при средней школе в селе Верхневилюйск Верхневилюйского района Якутской АССР. (Для справки село Верхневилюйск от центра республики г. Якутска находится в 700 километрах. Только с 2006 года открыта трасса до г. Якутска). В целях предоставления наиболее способным и одаренным учащимся оптимальных возможностей для получения широкого образования и разностороннего развития, формирования интеллектуального потенциала республики была открыта самостоятельная школа – средняя школа № 2 с углубленным изучением физики и математики в старших классах. Успехи учащихся Верхневилюйской средней школы № 2 прогремели далеко за пределы республики: это участники и призеры всесоюзных олимпиад по математике и физике, выпускники школы, дети из простых деревенских семей, 100 %-но поступали в высшие технические учебные заведения тогда Советского Союза. Затем, в конце 80-х годов один из наиболее опытных педагогов Якутии Василий Софронович Долгунов в поиске новых форм и методов работы пришел к убеждению в том, что нельзя ограничивать детей только углубленным изучением точных наук. Продвигая идею об открытии республиканской гимназии, он придерживался гуманитаризации образования, как мировой тенденции. На сегодняшний день Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева представлена 43 педагогами, из них 2 доктора наук и 3 кандидата педагогических наук, и следующими подразделениями:

  • научно-методическим центром, руководитель Попов Г.Г.;
  • 4 кафедрами:
  • - развития личности школьника, зав. кафедрой Долгунов В.С., доктор педагогических наук;
    - культуры, зав. кафедрой Архипов Н.Д., доктор исторических наук;
    - предметов гуманитарного цикла, зав. кафедрой Кынатов Ю.В.;
    - естественно-математических дисциплин, зав. кафедрой Филиппов О.Е., кандидат педагогических наук;

  • 9 методическими объединениями учителей
  • - математики, физики и информатики;
    - русского языка и литературы;
    - якутского языка, литературы и национальной духовной культуры;
    - иностранных языков;
    - биологии, химии, географии, ОБЖ;
    - истории, обществознания;
    - музыки и технологии;
    - медико-социально-психологической службы.

На базе гимназии ежегодно проводятся научно-практические конференции различных уровней, методические семинары. Гимназия является ресурсным центром ИПКРО МО РС (Я), региональным центром ассоциации молодых ученых и исследователей, филиалом физико-математического форума “Ленский край” в Вилюйском регионе, филиалом общества поиска и развития одаренных детей республики “Дьо5ур” в Вилюйском регионе. Заключен договор о сотрудничестве с Университетом Орхон Монгольской Народной Республики.

В настоящее время методическое объединение учителей математики, физики и информатики составляют учителя математики: Дмитриев Н.С., неоднократные призер республиканских открытых чемпионатов по математике, Софронов А.В., призер республиканских открытых чемпионатов, региональных олимпиад по математике, Васильева Н.В., Федотова Н.К.; учителя физики: Филиппов О.Е., к.п.н., Семенов А.А., к.п.н., Егоров А.А., Петров Т.С.; учителя информатики Титов А.В., призер республиканских олимпиад по математике, Иванов О.Д. Работа с одаренными детьми учителями математики, физики и информатики ведется по четырем основным программам:

  1. “Дьо5ур”;
  2. “Олимпиада”;
  3. “Вилюйский край”;
  4. “Заочная школа”.

1. “Дьо5ур”. Ещё в 1992 году инициативная группа учителей гимназии подписала договор с республиканским обществом поиска и развития одаренных детей “Дьо5ур” для совместной работы в Вилюйском регионе. С тех пор работа методического объединения непрерывно связана с работой общества “Дьо5ур”. С 1993 года ежегодно организуются летние школы-лагеря “Дьо5ур”, где учатся и отдыхают дети, проявляющие интерес к математике и физике. С 1994 года проводятся региональные фестивали для учащихся 5-8-х классов: проводятся олимпиады, интеллектуальные математические игры и математические, физико-математические бои. Вся организация, интеллектуальная нагрузка легла на плечи опытных учителей гимназии, в частности на учителей методического объединения учителей математики, физики и информатики. Бессменными учителями-“дьо5уровцами” являются Потапов В.Ф., Семенов А.А., Дмитриев Н.С., Павлов А.Н., Блинова Т.В., Егоров А.А., Захаров Г.Г., Мачахова Г.И., Захарова С.П., Федотова Н.К., Иванов П.П., Титов А.В.

Сейчас общество “Дьо5ур” работает по 5 основным направлениям:

  1. Выявление и работа с одаренными детьми;
  2. Организация летних лагерей;
  3. Проведение олимпиад по математике и физике;
  4. Создание школы “Дьо5ур”;
  5. Поиск новых форм работы.

1.1. Выявление и работа с одаренными детьми. Пока в образовательной практике нет четких критериев определения одаренных детей, недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности. Тем не менее мы стараемся выявить одаренных детей по математике и физике через тестирования, олимпиады, конкурсы, собеседования. Ежегодно проводится плановое тестирование, анализируются данные олимпиад, имеется база данных по учащимся. Проводятся кустовые, улусные и региональные выезды, на местах организуются собеседования с целью выявления одаренных детей и привлечения их в школу “Дьо5ур”. Работа с одаренными детьми ведется через проведение различных олимпиад, сборов и организацией каникулярных школ. При поступлении “дьо5уровца” в гимназию продолжается усиленная подготовка его к олимпиадам по математике, физике, астрономии и информатике по программе “Олимпиада”.

1.2. Организация летних лагерей. За 13 лет летними образовательными школами (лагерями) с 1993 по 2007 гг. охвачено 624 ребенка из Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского, Сунтарского, Намского улусов и г. Якутска. Ежегодно ведущие учителя гимназии организуют для детей не только учебные занятия, но и познавательные, интеллектуальные и развлекательные мероприятия. В последние годы по просьбе общественности, родителей для охвата наибольшего количества учащихся наши лагеря работают в две смены. Летние школы каждый раз перевоплощаются в мини-государства со своими правилами, организуются экономико-биржевые игры. Изготовляются специальные разменные деньги, таким образом, учащиеся в процессе игры знакомятся с азами банковского дела. Так, в 2004 г. летняя школа “Дьо5ур” была перевоплощена в школу магов и чародеев по точным наукам “Хогвартс”, а разменными деньгами были “Поттеры” разного достоинства.

1.3. Проведение олимпиад. С 1994 г. учителями гимназии организуются региональные олимпиады по математике и физике не только для учащихся, но и для учителей. Олимпиада – это прежде всего кропотливая работа по составлению задач, с чем успешно справляются Дмитриев Н.С., Софронов А.В., Семенов А.А., Титов А.В., учителя гимназии, неоднократные победители открытых чемпионатов Республики Саха (Якутия) по математике и физике. Сегодня олимпиады переросли в целые фестивали “Дьо5ур”, ставшие уже традиционными. И каждый из улусов Вилюйского региона (их 4) по очередности проводят фестиваль “Дьо5ур”, где не только проводятся олимпиады, но и такие игры как “Математический бой”, “Математическая регата”, “Математическая карусель”, “Математический хоккей” и т.д. За последние 5 лет команда Верхневилюйской гимназии не уступала пальму первенства в регионе в командной игре “Математический бой”.

1.4. Создание школы “Дьо5ур”. Вся работа по системе “Дьо5ур” переросла в целую школу, функционирующую в рамках работы методического объединения круглогодично. Во время каникул организуются осенние, зимние, весенние сессии школы, сборы олимпиадной группы, заочные школы, летом – летние образовательные лагеря. За многие годы работы создана база данных по учащимся школ “Дьо5ур”. Ведется отслеживание результатов наиболее одаренных учащихся.

1.5. Поиск новых форм работы. Учителями методического объединения планируется методический десант по школам Вилюйского региона с целью оказания методической помощи.

2. “Олимпиада”. С 2005/2006 учебного года в работе методического объединения функционирует новое течение по работе с одаренными детьми по математике и физике, именуемое “Олимпиада”. В течение учебного года наши учащиеся принимают участие в около 10 олимпиадах. Подготовка в послеобеденное время стало недостаточным. В связи с этим по инициативе учителей объединения, при поддержке и согласия родителей ведутся плановые мероприятия для подготовки к олимпиадам. Это переход в блочную форму обучения учащихся, имеющих способности по математике и физике. За период учебного года 3 раза – в октябре, январе и апреле – учащиеся усиленно готовятся к олимпиадам в виде погружения. Учащиеся отбираются по критериям академической одаренности, затем после собеседования определяются в группу или по физике, или по математике, т.е. есть четкое разделение между олимпиадной группой по математике и физике. Каждый участник программы “Олимпиада” получает индивидуальный график обучения. Обучение по этой программе ведется с утра. Обязательными предметами посещения являются математика для физиков, физика для математиков, русский язык и литература, якутский язык и литература, иностранный язык, химия, физическая культура. По другим предметам они по согласованию с учителями-предметниками сдают зачет. Как одной из новых форм работы с одаренными детьми начала практиковаться работа психолога с олимпиадной группой. За два года уже имеются положительные результаты данной программы. Вся работа учителей ведется на общественных началах.

3. “Вилюйский край”. Программа “Вилюйский край” берет свое начало в системе работы общества “Дьо5ур”, которая работает с учащимися 4-8-х классов. “Вилюйский край” охватывает и старшие классы. Проводятся сборы для учащихся старших классов, не только по решению олимпиадных задач, но и в виде консультаций по подготовке к экзаменам, методические семинары для учителей.

4. “Заочная школа”. Учащиеся гимназии постоянно участвуют в заочных олимпиадах Всероссийской школы математики и физики “Авангард”, в международном математическом конкурсе “Кенгуру”, также, учатся в заочных школах СУНЦ МГУ, НГУ, МФТИ и ЯГУ.

Вся проделанная работа отражается в достижениях наших учащихся на олимпиадах различного уровня. Так, в 2006 году ученик 9-го класса Обулахов Коля стал участником международной олимпиады по астрономии Азиатско-Тихоокеанского побережья в г. Владивосток, а в 2007 году уже 2 учащихся, Обулахов Коля – 10-й класс, Захаров Мичил – 8-й класс, приняли участие в этой олимпиаде в Китае.

Достижения учащихся