Родительское собрание по теме "Первые проблемы подросткового возраста"

Разделы: Работа с родителями


Эпиграфы:

«Я не верю, что жизнь человека предопределена его детством.
Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность...»

Ж-П.Сартр.

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».

Д.Уэбстер

План:

1. Вступительное слово учителя по теме родительского собрания.
2. Знакомство с родителями. Визитная карточка семьи.
3. Электронная презентация работ учащихся, участие детей в кружках, их любимые занятия. Электронная презентация семей учащихся.
4. Выступление учащихся.
5. Анализ проблемы взросления учащихся.
6. «Шапка вопросов» по методике А.П.Ершова.
7. Ситуации для обсуждения по теме родительского собрания.
8. Заключительное слово учителя.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей класса (в связи с объединением 6А и 6Б классов).
2. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить их внимание на собственное поведение в этот период.
3. Обсудить определенные правила поведения родителей в период полового взросления детей.
Форма проведения собрания: торжественная часть, круглый стол.

Вопросы для обсуждения:
1. Знакомство родителей.
2. Статистика проблемы. Отношение к ней родителей.
3. Пути возможной помощи учащимся в период полового созревания.
4. Значение семейных отношений в период полового созревания ребенка.

Подготовительная работа к собранию:

1. Подготовка различного статистического материала по проблеме, выпуск родительской газеты.
2. Диагностика детей и родителей.
3. Памятка для родителей по теме собрания, визитная карточка для семей, режим дня ребенка для родителей, анкеты для диагностирования родителей и детей.
5. Приглашения для родителей на родительское собрание.

Родительское собрание: «Первые проблемы подросткового возраста» состоится 24 .10.07 г. в 18.00 ч.

Уважаемые Татьяна Алексеевна и Владимир Иванович!

Приглашаю Вас к доверительному разговору о том, как быть ближе к своим детям. Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по отношению к ним.
Классный руководитель: Шубная Татьяна Егоровна

6. На доске эпиграф.
7. Ситуации для обсуждения во время собрания.
8. Визитная карточка семьи.
9. Электронная презентация работ учащихся, участие детей в кружках, их любимые занятия.
10. Электронная презентация семей учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые родители, вот мы и стали шестиклассниками. Прошлый учебный год был для наших ребят адаптационным, сегодня по независящим от нас причинам произошло соединение двух классов. На мой взгляд, это слияние прошло, как говорится легко и непринужденно. Осталось познакомиться вам, уважаемые родители друг с другом, а так же с детьми и надеюсь, что наш родительский коллектив будет помощником и наставником для наших детей во всех делах.

2. 3накомство родителей. Визитные карточки родителей класса лежат на столе.

Визитная карточка – представление семьи

1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Возраст родителей, день рождения семьи (день заключения брака).
3. Интересы, увлечения семьи.
4. Традиции и обычаи семьи.
5. Девиз семьи.
Кто-то из вас уже познакомился с ними, а другие это сделают после собрания.

3. Презентация учеников класса и их семей. Внимание на экран. Представляем вашему вниманию презентацию информационной газеты « Это мы!», в которой отражена активная жизнь мальчиков и девочек класса, каждый родитель увидит, насколько насыщена и интересна жизнь его ребенка. Кто-то порадуется за свое «чадо», а кто-то удивится, увидев своих детей в новом качестве (демонстрируются слайдов презентации). Мы с ребятами создали несколько слайдов касающихся увлечений наших пап и мам в семье.

4. Выступление учащихся. И еще один сюрприз для вас родители. Поют наши дети. Два номера художественной самодеятельности участников эстрадного кружка (все 9 учащихся из нашего класса).

Спасибо. Мальчики и девочки перейдите, пожалуйста, во второй кабинет там состоится интересная беседа с социологом нашей школы.

5. Проблема взросления. Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления. Давайте обратимся к результатам исследования по классу.

Анализ результатов анкетирования детей.
Предлагаемая анкета для учащихся
По теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:
А. В кругу своей семьи;          Б. С друзьями;           В. В одиночестве.
2. Изменения твоей внешности, роста, веса:
А. Радуют;        Б. Огорчают; В. Раздражают и злят.
3. Тебе больше всего хотелось бы быть:
А. Умным;       Б. Красивым; В. Общительным.
4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:
А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.
5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:
А. Радовало;    Б. Огорчало;  В. Безразлично.

Анкетирование детей проводилось на классном часе по теме: «Кто я? Какой я?» На экране вопросы анкеты. Наша социолог сообщит вам результаты вашего анкетирования. Анкета на экране. Из 20 человек на первый вопрос ответы распределились таким образом: 10-Б, 5-В, 5-А; 2-й вопрос никто не ответил на А положительно, Б-12, В-8; 3-й вопрос А-4, Б-10, В-6; 4-й вопрос А-16, Б-0, В-4; 5-й вопрос А-13, Б-1, В-7.
Подведение результатов анкетирования родителей, которое проводилось перед родительским собранием и обрабатывались результаты социологом и психологом школы.

Анкетирование родителей по теме: «Первые проблемы подросткового возраста»

1. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться:
А. Своей внешностью; Б. Своим весом и ростом; В. Гигиеной собственного тела; Г. Противоположным полом.
2. Что он стал больше:
А. Общаться с друзьями по телефону; Б. Проводить время с друзьями вне дома; В. Проводить время у зеркала; Г. Обращать внимание на свою одежду.
3. В личностном плане он стал:
А. Более скрытным; Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание; В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес; Г. Менее ответственным в учебной деятельности.

А вот одна ситуация. На уроке технологии в нашем классе девочка все время дергает мальчика, оказывает ему знаки внимания, на что мальчик подходит к учителю и говорит ему: «Иван Андреевич, она в меня втюрилась и не дает мне прохода».

Хочу сказать, что результаты анкетирования и подобные ситуации говорят о том, что самое время учесть в воспитании собственного ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания.

6. «Шапка вопросов» по методике А.П.Ершова.

Сейчас предлагаю, уважаемые родители, разбиться на тройки. Разберите листочки, приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос, он об улице, компаниях, свободном времени, отношении к одежде, т.е. разное. Отнесите свои записки в шапку.

Переходим ко второму вопросу. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? По любому поводу, связанному с нашей проблемой. Положите свои записки в шапку. Третий вопрос начните со слов: « я не знаю, что мне делать».

Предполагаемые вопросы.

1. Как вы считаете, влияет ли улица на поведение наших детей?
2. Следует ли идти на поводу у ребенка, если он стал отказываться носить одежду старших братьев и сестер?
3. Вредна ли свобода для подростка?
4. Я думаю, что ребенка нужно постоянно контролировать, т.к. он может вырваться из-под опеки на улицу.
5. Мы думаем, что компании отрицательно влияют на детей и их необходимо от них изолировать.
6. Я думаю, что в данном возрасте необходимо демонстрировать своему ребенку любовь, проявлять ласку.
7. Я не знаю, что мне делать по поводу маленького роста у моего ребенка, по-моему, он комплексует.
8. Я не знаю, что мне делать, как пережить период первой менструации у моей девочки.
9. Я не знаю, что мне делать моя девочка изменилась, презрительно отзывается о своих сверстницах, называя их недоразвитыми и неинтересными для мальчиков.

Шапка наполнена, начинаем доставать из нее вопросы, причем отвечаем только на другие вопросы, отличные от тех, которые заданы вами.

Благодарю всех родителей за активность и понимание. Надеюсь, разговор для вас был полезен, он поможет вам разобраться в некоторых ситуациях.

А теперь полезная информация на экране

Папы и мамы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие. Перед вами статистика, которую вы должны знать:

1. Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
2. В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
3. 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
4. 60% девочек в возрасте 11–12 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
5. Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
6. Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей по результатам социометрии.
7. Сексуальные установки младших подростков больше подвержены влиянию семейных и социальных установок.
8. По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек –11 лет – 60%, опыт первой влюбленности мальчиков – 13 лет.
9. В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
10. Большинство детей в этот период времени отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Я вам приготовила небольшие подарки. Во-первых, режим дня для шестиклассника (Приложение 1), во-вторых, памятку для родителей по теме собрания (показать режим дня и памятку на экране компьютере) (Приложение 2).

Предоставим слово председателю родительского комитета по вопросу проекта решения родительского собрания.

Спасибо, за то что пришли. Все, наверное, обратили внимание, что семейных пар стало больше, что папы стали более активно принимать участие в школьных и классных делах. И это радует, ведь ваши дети тоже замечают изменения в семьях в лучшую сторону. Следующая тема нашего родительского собрания: «Компьютер в жизни школьника». На этом же собрании поговорим еще и о мобильных телефонах.

Ваше домашнее задание: (Приложение 3).

Благодарю всех за понимание и участие.