Активизация самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения математики

Разделы: Математика


Аристотель писал: “Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:

  • правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;
  • отыскание соответственных средств, ведущих к конечной цели”

Конечный результат – это специалист, который будет работать в сфере энергетики. Цель реализации образовательной концепции колледжа, обучение и развитие личности в том, чтобы учебный процесс был направлен на поиски путей и условий для непрерывного, многогранного развития самостоятельной и активной личности.

В образовательной системе предусматривается введение нового поколения средств обучения, способствующих интенсификации и диверсификации учебного процесса и открывающих возможности новых видов учебной деятельности.

Задачу математического образования в колледже можно сформулировать так: Научить человека думать! Изучение математики в средней школе у многих наших студентов вызывает не самые приятные воспоминания. Однако изучение математики предполагает не только запоминание, но и узнавание, понимание, анализ и рефлексию. Формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существование человека в социуме. Специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать у студентов общую культуру мышления.

Творческое обучение математике требует индивидуализации, учета психологических различий студентов. Для этого при обучении математике студентов первого и второго курсов использую личностно-ориентированную педагогическую технологию во внеурочной деятельности. Такая организация работы со студентами обеспечивает комфортные, бесконфликтные условия развития, реализацию природных потенциалов. Цель внеурочной работы со студентами – разностороннее, свободное и творческое развитие личности. Для становления личности необходимы условия, которые превращают природные задатки, заложенные в индивидууме, в индивидуальной способности. На всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий создаются педагогические условия, обеспечивающие включение студентов в активную самостоятельную, поисковую деятельность.

Использование компьютерных продуктов, изготовленных студентами – новое направление в работе. Разработан комплект анимационных слайдов, включающих всю теорию по разделу: “ Вектора. Прямоугольная система координат ”. Создан продукт для объяснения и решения задач по теме: “ Построение сечений многогранников”.

Умение решать задачи является важным моментом в развитии каждого студента, его творческих сил и способностей. Наблюдение практической работы показывает, что у студентов отсутствует логическая операция обобщения, они не видят единства в многообразии. В данном продукте задача рассматривается не как единичность, а как представитель некоторого обобщенного класса. Создан продукт по теме по теме: “ Объемы многогранников и тел вращения”, который начинается мультипликацией с истории возникновения данной проблемы. Подготовлен продукт по теме: “ Линейные преобразования графиков функций”. Понятие функции – одно из фундаментальных в курсе алгебры. Задачи, состоящие в переходе от графического задания функции к аналитическому и обратно, способствуют глубокому усвоению учебного материала, развивают воображение. Данная компьютерная программа (grfun) позволяет быстро повторить графики функций, изучаемых в школе, и объяснить новый материал по движению графиков в осях координат.

Также программа оснащена инструкцией с подробным описанием по использованию <grfun.hlp>.

Все программы созданы студентами во внеурочное время, активно используются на занятиях, помогая решать проблему визуализации и оптимизации учебного времени. Другое направление внеаудиторной деятельности – это работа со студентами экономических специальностей.

Подготовлен материал по теме: “ Красота форм и линий в окружающем мире”. Создана мультимедийная презентация с записью звука, оформлен красочный альбом.

В работе со студентами для меня важным считается мотивационный этап, опирающийся на познавательный интерес. Студентам отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.

Следующее направление внеурочной деятельности со студентами первого курса – создание моделей многогранников и тел вращения, изучение этих моделей. Проблема ставится широко: “ Многогранники в окружающем нас мире (кристаллы, архитектура, живопись, ювелирное искусство) ”. При изучении многогранников и тел вращения можно проследить способность студентов к анализу и синтезу, когда объект рассматривается с точки зрения различных понятий.

Большой интерес всегда вызывают пирамиды, бурно обсуждаются статьи по данной тематике и личные впечатления. Задания, формирующие умение классифицировать математические понятия, заданные в моделях, рисунках, графиках, охватывает весь курс математики. Составление и разгадывание математических кроссвордов и ребусов, решение старинных задач, проведение “Недели логических задач” развивает мышление, кругозор, фантазию.

Внеурочная деятельность для меня – это дополнительный, вспомогательный путь для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности.

В процессе работы, во время подготовки и обработки материала, при презентации продукта развиваются такие качества, как готовность к саморазвитию, сотрудничество студентов между собой и с преподавателем, который организует и направляет эту деятельность. Именно внеурочное общение со студентами в период активной совместной деятельности помогает преподавателю формировать такие качества личности, как вера в свои творческие силы, умение отстаивать свою точку зрения, высокая работоспособность, потребность в творческом образе жизни, т.е. ведущие креативные качества личности.

Хочется верить, что наш выпускник, способный мыслить и действовать творчески в образовательном процессе сохранит эти качества и в профессиональной деятельности в будущем.