Урок чтения в 3-м классе по программе УМК "Гармония" на тему "Г.-Х.Андерсен. «Девочка со спичками»"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена “Девочка со спичками”; продолжить исследовательскую работу над сказкой; продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена; развивать умение понимать чувства автора, образное мышление, речь; продолжить работу по воспитанию любви к сказкам; на основе прослушивания и исполнения музыкальных эпизодов развить образ литературного произведения в их динамике; воспитывать у детей положительные человеческие качества.

Оборудование: портрет Г.-Х. Андерсена; выставка книг-сборников со сказками Андерсена; музыка Вивальди “Зима”; карточки с текстами на тему “Зима”; карточки с набором картинок и текстов из сказок Андерсена; карта Евразии; выставка детских рисунков по сказкам Андерсена; сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка Вивальди “Зима”

У. Как вы думаете, какому времени года посвящена эта музыка? Как догадались?

– Какой раздел учебника мы начали изучать?

Д. “Снег летает и сверкает…”

2. Проверка домашнего задания.

У. Музыка продолжит звучать, а мы прочтем строки из произведений о зиме. Постарайтесь запомнить, какие ключевые слова и художественные приемы используют авторы, чтобы передать характер зимы.

Подготовленные заранее дети читают тексты на карточках

1. Белым-бела уже земля,

как будто вымазана мелом.

Леса, и степи, и поля.

Осталось все под снегом белым. (Назар Наджми)

2. Тонут в белых волнах заборы. За каждым забором – снеговорот.

Завевает, кружит, заносит. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли до неба. (Н. Сладков)

3. Слаще пой ты, вьюга, в снежную трубу. (А. Блок)

4. И, как бык, бушует январь… (Бродский)

5. Как мне любо слушать слушать вьюжную свирель. (А. Блок)

6. Я вижу, как пирожница-Зима муку и сахар на дороги сыплет,

Развешивает леденцы на ёлках, и пачкает лицо своё мукой. (Э. Багрицкий)

7. Метель всё усиливалась. Как будто прилетело полчище снежных великанов и начало размахивать широкими белыми рукавами и отплясывать на улице. (Н. Тихонов)

У. Назовите слова, ярко и образно рисующие зиму.

Какое настроение навевает музыка и прочитанные строки? (Грустное).

У. Дома вы готовили для чтения стихотворение А.С.Пушкина “Зимний вечер”. Прочтите его так, чтобы передать его настроение.

С чем сравнивает бурю поэт?

3. Работа по теме урока. Сообщение темы и цели урока.

Звучит музыка Вивальди “Зима”.

Учитель под музыку читает первые строки произведения “Девочка со спичками”.

У. “Как холодно было в этот вечер! Шёл снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года…

Так начинается замечательная зимняя сказка. Как она называется?

Д. “Девочка со спичками”.

Тема помещается на доске.

У. Кто её автор?

Д. Ганс Христиан Андерсен.

Портрет помещается на доске.

У. Сегодня мы будем работать над содержанием этой сказки. Но прежде вспомните и расскажите, что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?

Рассказ подготовленного ученика:

Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе (показывается на карте страна Дания) в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и еще в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было уже 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.

У. Сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.

– Назовите сказки Андерсена, которые вам известны.

4. Актуализация знаний. Работа в парах.

Подбор текстов к заданным иллюстрациям по сказкам Андерсена (каждый ученик получает свой вариант иллюстраций и текстов).

Жужжащее чтение, самостоятельный подбор, совместная проверка либо консультация с соседом. По окончании работы самопроверка задания. На доске предлагаются варианты ответов, дети сравнивают со своими.

Например, I вариант: 1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – Г.

Другие варианты:

А Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является добрый волшебник. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнёт в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у них начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть маленького человечка, а он уже дует легонько им в затылок. Дети улеглись, и он начинает рассказывать истории.

Б Утята быстро выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом. Наконец лопнуло и большое яйцо.

– Пип! пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца.

Но какой он был большой и гадкий!

В А ласточка летела всё дальше, и чем дальше, тем прекраснее становилась земля. На берегу голубого озера среди великолепных зелёных деревьев стоял старинный мраморный дворец, а наверху под крышей лепились ласточкины гнёзда. В одном из них жила ласточка.

– Вот мой дом! А ты выбери себе внизу какой-нибудь красивый цветок и заживёшь на славу!

– Вот хорошо-то! – сказала маленькая девочка и захлопала в ладоши.

Г. Все солдатики были совершенно одинаковые, и только один единственный был немножко не такой как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним, и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твёрдо, как остальные на двух, и вот с ним приключилась замечательная история.

5. Чтение сказки.

У. Геннадий Цыферов в книге “Мой Андерсен” пишет “Знаешь ли ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит…

Если в смешную сказку добавить каплю грусти, она тоже звенит.

Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

У. Мы будем читать грустную сказку Андерсена “Девочка со спичками” и постараемся почувствовать, услышать “звон грусти”.

Звонит в колокольчик. Начинает читать сказку учитель, а дети продолжают, сменяя друг друга, комментируя смысл слов по ходу чтения.

Словарная работа во время чтения, часть слов обсуждается после прочтения.

Канун – день перед праздником.

Прок - польза

Во весь опор – очень быстро, вскачь.

Люлька – подвесная колыбель.

Передник – фартук.

Сера – химический элемент, желтое горючее вещество, применяемое в технике и медицине.

Локон – вьющаяся прядь волос

Отблеск – сияние отраженного света

Фарфор – белый, плотный керамический материал, посуда из этого материала.

Непроницаемый – не пропускает сквозь себя свет, звук.

Сочельник – канун Рождества.

6. Работа по содержанию.

У. Услышали ли вы “звон грусти”, уловили, поняли настроение автора?

Что остается от сказки потом – после того, как ее рассказали?..

Какое настроение создалось у вас после прослушивания сказки?

Почему вам стало грустно?

Менялось ли оно на протяжении прослушивания?

Кто передал вам эту грусть? (Автор)

Кто является главным героем сказки?

Родом из какой семьи была эта девочка?

Какие слова из текста доказывают это?

Кто вызвал антипатию? Почему?

Встретили ли вы кульминационные моменты при чтении?

7. Физкультминутка.

Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, спину сильно прогни.
Головою теперь покрути –
Лень и усталость скорей прогони.

8. Выборочное чтение. Дискуссия.

Перед вами иллюстрация главной героини сказки (у каждого ученика карточка с иллюстрацией и таблицей)

Скажите, с какими героинями сказок Андерсена она ассоциируется?

Правильно ли художник изобразил девочку?

Мы будем раскрашивать иллюстрацию.

Чтобы это сделать правильно, уточним, как выглядела девочка? Зачитайте слова из текста.

Состояние девочки
Брела маленькая, нищая с непокрытой головой, босая
Покраснели, посинели от холода
Голодная, продрогшая
Измучилась
Бедняжка
Съежилась, поджала ножки
Еще холоднее на чердаке
Ручонки закоченели
Малютка
Не смела, отец прибьет

Дети раскрашивают иллюстрацию. Дома, работая над текстом, они выпишут в таблицу слова, характеризующие состояние девочки.

Как относились к девочке её родные? Кто её любил больше всех?

Что в этой сказке необычно, а что может быть на самом деле?

Какое “волшебство” совершали спички?

С чем сравниваются спички? (Свечка)

У. Я тоже хочу зажечь свечу, небольшой огонёк-фонарик, а вы закроете глаза и откроете по моей просьбе.

Зажечь свечу, тихо звучит музыка. На доске вывешиваются иллюстрации к сюжетам, соответствующим волшебным превращениям спичек.

У. Зачитайте слова из текста в соответствии с иллюстрациями, нарисованными детьми.

У. Андерсен часто использует в тексте слова с корнем свет, синонимы этого слова и слова-описания огня, как он горит, светит. Отыщите их в тексте (свет, светятся, огонёк, пламя, загорелась, засветилась, отблеск, свечка, огоньки – звездочки, ослепительно вспыхнули).

Почему так часто автор использует эти слова?

Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

А как к ней относится сам автор?

Прочитайте отрывок сказки, который вас взволновал.

Как описан этот момент?

Как вы думаете, почему Г.-Х. Андерсен сочинил такую сказку?

9. Творческое задание.

У. Вспомните название раздела и внесите свои изменения и свои нотки в текст этого произведения. Придумайте окончание сказки.

Дети фантазируют, сочиняя конец сказки.

10. Подведение итогов урока.

У. Какая это сказка? Грустная или веселая?

Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же авторская светлая грусть? (“Гадкий утенок”, “Дикие лебеди”, “Русалочка”, “Стойкий оловянный солдатик”).

Учитель говорит под музыку.

У. Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.

“Несмотря на частые невзгоды, Андерсену выпало на долю подлинное счастье быть обласканным своим народом. Он был поэтом бедняков, несмотря на то, что короли считали за честь пожать его сухощавую руку” (К.Паустовский). И в наши дни сказки Андерсена остаются любимыми сказками.

У. У всех у вас разные чувства и настроение. Геннадий Цыферов считал, что “После чтения сказки Андерсена вы словно слышите звон, долгий и робкий. Потом можно даже забыть, о чем она, но робкий звон остается в сердце”.

Позвонить в колокольчик.

У. Поднимите квадрат, соответствующий по цвету вашему настроению, вашему колокольчику в душе.

У. Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

11. Домашнее задание: читать сказку, выписывать в таблицу слова из текста, разгадать кроссворд.

Кроссворд “Сказки Андерсена”

1. Оно проходит, но память о датском волшебнике остается.

2. Он жил на улице, отслужил свой срок и боялся попасть на переплавку.

3. Имя героини из сказки “Дикие лебеди”.

4. Он был “гадкий”, поэтому его не принимали на птичьем дворе.

5. Жанр, принёсший Г. Х. Андерсену всемирную известность.

6. Имя мальчика, к которому приходил в течение недели Оле-Лукойе.

7. Вещь Оле-Лукойе, позволяющая видеть волшебные сны.

8. Этой героине Андерсена поставлен памятник в Копенгагене.

9. Одно из средств передвижения оловянного солдатика.

10. На голом короле этого не было.

11. Имя мальчика из “Снежной королевы”.

12. Старушка с передником из сказки “Огниво”.

13. Место, где людей охватывали воспоминания прошлого и было очень одиноко оловянному солдатику, попавшему туда в качестве подарка.

14. Свинья, переполненная деньгами.

15. Предмет – основной участник двух сказок, сделанный из сосны, правда, в России – из осины.

16. Сказка о рождественском и корабельном дереве.

17. Родина Г. Х. Андерсена.

18. Девочка, вынужденная плавать на листе кувшинки и жить под землёй.

19. Если она настоящая, то почувствовать твердость постели может и через 20 тюфяков, и 20 перин из гагачьего пуха.