Буква Гг и ее работа

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

1. Повторить классификацию слов.

2. Дать представление о букве Г как значка для обозначения звуков  [ г ] и [ г' ] .

3. Формировать механизм действий слогового чтения и письма.

4. Конкретизация действий чтения и письма.

5. Отработка действий чтения и письма.

6. Расширить словарный запас учащихся.

Оборудование: Учебник, пропись № 2, карточки- опоры, предметные картинки.

Рекомендации: Ребята сразу работают в рабочих тетрадях (пропись № 2) в целях экономии времени, на доске уже висят карточки-опоры: погоды, настроения, план урока в условных обозначениях, понятных детям, оценивание своей работы. По мере прохождения темы на доску вывешиваются карточки-схемы, предметные картинки, выводы по уроку в схемах.

Ход урока.

1. Приветствие. Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

  • На доске план урока [Рисунок 3]. Сегодня на уроке мы фиксируем погоду. Настроение. Смотрим и слушаем, думаем и говорим по делу, выполняем звуковой анализ слов и фиксируем важные для нас мысли в тетрадь. В конце урока мы оцениваем свою работу.

2. Фиксация погоды [Рисунок 1], настроения [Рисунок 2] в пропись № 2.

3. Повторение.

  • А начнём мы с повторения пройденного материала. Вспомните, как обозначаются слова?

  • Игра “Узнай слово”.

1 в. - встаёт, услышав слова- предметы

2 в. – встаёт, услышав слова- признаки

3 в. – встаёт, услышав слова- действия

4 в. – встаёт, услышав служебное слово

Слова: тетрадь, на, слушать, хороший, доска, аккуратный, по, слышать, воспитанный.

  • На какие более мелкие частички делятся слова?

Слова делятся на слоги.

  • Как узнать количество слогов в слове?

Поставить руку к подбородку. Произнести слово, сколько раз ударился подбородок о руку, столько и слогов.

  • Разделите слова на слоги молча. Показав количество пальчиками.

Показываются картинки детям, те работают. Спрашивается каждый слог.

- На какие более мелкие частицы делятся слоги?

Слоги делятся на звуки.

- Какие бывают звуки? Как обозначаются?

- Что обозначает точка в верхнем левом углу?

Звонкость согласного звука.

- Что обозначает закрашенный треугольник?

Мягкость согласного звука.

- Молодцы! Наша разминка окончена. Мы вспомнили важные для нас сведения.

4. Изучение нового материала.

4.1. Постановка учебной задачи.

  • А помогает нам изучать новое наш сказочный герой Чипполино. И в своём узелке он принёс нам свои загадки, отгадав которые мы узнаем о каких звуках пойдёт речь.
  • 1 загадка: Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака.
Или
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Гора.

Вопросы по загадке:

-Почему закутана в облака?

Гора очень высокая.

-Что значит “шапкой зиму достаю”?

На высоте очень холодно. Идёт снег. В горах кричать нельзя, иначе снег будет скатываться вниз. Получится лавина, которая с большой скоростью понесётся вниз, сметая всё на своём пути.

-А как мы скажем, когда будет стоять не одна гора, а несколько?

Горы.

4.2. Решение учебной задачи.

-Составим звуковую схему слова горы в тетради по письму, а я выполню вместе с вами на доске.

[ г ] - звук согласный, звонкий, твёрдый.

[ о ] - звук гласный, ударный

[ р ] - звук согласный, звонкий, твёрдый

[ ы ] - звук гласный, безударный

Ударение падает на 1 слог.

Первый слог - го, второй слог - ры.

-Молодцы! Приготовились слушать вторую загадку из узелка Чипполино.

Кругла, тяжела,
Силачу она нужна.
Гиря.

- Вы можете рассмотреть рисунок в тетради, и догадаться о каком предмете идёт речь. Обратили внимание, здесь нарисована гиря, которая нужна силачу и гиря, которая нужна для взвешивания, определения массы.

Слово одно, а значений два.

-Как мы скажем на рисунке нарисовано “Что?”.

Гири.

-Составьте звуковую схему слова гири.

- Посмотрите на первые звуки слов. Озвучьте их.

[ г ] , [ г']

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки.

А пока поиграем в игру “ Узнай звук”. Если услышите звук [ г ] , то встанут девочки, а если звук [ г' ] , то встанут мальчики. Будьте внимательны: гусь, гиря, глобус, гитара, гость, пироги, прогулка.

- Итак, с какими звуками мы сейчас играли?

Эти два звука обозначены буквой Г ( показ карточки).

Это печатные буквы, а эти буквы письменные.

Это заглавные буквы, а это строчные.

- Для чего нужны заглавные буквы?

Посмотрите как они пишутся. Напечатайте у себя в тетради по письму.

А вот так пишется строчная буква. Чем она отличается от заглавной?

Высотой.

- Напечатайте у себя в тетради по письму печатную строчную букву.

- Я вам показала печатные буквы, а можно эти буквы показать.

На счёт “ раз, два, три”- наклоняемся, руки вытягиваем вперёд.

На счёт “четыре, пять”- стоим в таком положении.

На счёт “ шесть, семь, восемь”- возвращаемся в исходное положение.

( Упражнение выполняем три раза. Темп медленный ).

- Молодцы! Тихо сели.

- Сейчас мы показывали букву, а на что она ещё похожа?

1. Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

2. Перед нами буква Г

стоит подобно кочерге.

3. Не гусь, не галка буква Г

А цапля на одной ноге.

-Вот какая хитрая буква, а какие слова из стихотворения пишутся с буквы Г. Кто запомнил?

Галка, гусь.

- Посмотрите на картинку и выберите слова, в которых будет писаться эта буква в начале слова, потом в середине слова, а потом в конце слова и назовите их.

- Итак: с какой буквой мы познакомились?

Какие звуки она даёт? (показ вывода)

- Запишите этот вывод в значке “ Запомним важное” в тетради по письму. Выполняем схему красиво, аккуратно. Помним:

Парта- это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты веди себя достойно,
Чтобы буквы были ровно.

-А сейчас мы будем читать слоги с новой буквой (на доске слова, читаем несколько раз: вслух, хором, по цепочке).

  • Слоги прочитаны, молодцы.
  • Давайте напечатаем слова с новыми слогами в тетрадь. Вспомните, какие слова нам принёс Чипполино?
  • Запишем каждое слово. (Называем звук и печатаем по одной букве).
  • Прочитайте слово. Поставь ударение. Выдели гласные. Раздели на слоги.
  • Проверьте наши записи с учебником на стр. 68. Рассмотрите рисунки, подписи к ним. Кто прочитает первое слово, второе слово?
  • Как расшифруем схему в верхнем правом углу?
  • Прочитайте слоги.
  • Вы читали маленькие слова- слоги, а теперь я предлагаю вам прочитать большие слова с буквой Г (слова на доске по столбикам, взяты из учебника).
  • Читаем первый столбик.

Найдите лишнее , почему? ( Называем несколько вариантов и объясняем каждый.)

- Читаем второй столбик.

Найдите лишнее, почему?

- Читаем третий столбик.

Все ли слова вам понятны? Что такое гимн?

Гимн – это в переводе с греческого “ торжественная песня”, которая звучит в особых случаях. При звучании гимна люди встают. Это особое музыкальное произведение, которое запоминается мелодией, маршевым ритмом.

-Что такое ангина?

Ангина – это заболевание горла.

  • Что такое гам? Как вы понимаете это слово?

Гам – если сказать другими словами, то это шум. Чтобы его не было, постарайтесь на уроках хорошо учиться, а не издавать всякие звукоподражания. Отвечайте внятно, не гудите и уж во всяком случае, гам не создавайте.

-Назовите лишнее слово, объясните почему?

  • Прочитайте все “слова про себя” и выберите имена; слова из двух слогов.
  • Найдите слова в букваре. Чтение слов по столбикам.
  • Выберите из этих слов слова- действия. Докажите.
  • А теперь предлагаю вам рассмотреть иллюстрацию и ответить на мои вопросы.

Кто изображён на рисунке?

Кого называют гномом?

Гном – это человек маленького роста.

Какое у него настроение?

Как вы думаете почему?

- Прочитайте текст к иллюстрации самостоятельно.

Чтение вслух.

- Ответьте на вопросы:

О ком этот текст?

Что узнали из текста о гноме?

Найдите в тексте эти предложения и зачитайте.

А когда говорят так: Ау, гном!

Так говорят, когда ищут кого-нибудь.

- А когда ещё говорят “ Ау!”?

Так говорят, когда заблудились.

  • Прочитайте текст ещё раз и посчитайте количество предложений.
  • Прочитайте первое предложение, второе, третье, четвёртое предложения.
  • Составьте схему первого предложения.
  • Како предложение ещё подойдет к этой схеме? Почему?
  • Молодцы! А теперь возьмите в руки простой карандаш и обведите букву Г в тексте. Посчитайте, сколько раз она встретилась вам в тексте?
  • Прочитайте эти слова.

5. Итог урока.

-Итог урока мы подведём предложениями, в которое вы доскажите слова.

“ Я сегодня на уроке узнал…”,

“Я сегодня научился…”.

6. Рефлексия [Рисунок 4].

  • Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

  • Я тоже так думаю. Думаю, что на следующем уроке вы будете работать намного лучше. Встаньте те , кто считает, что он работал таким образом:

  • Да, вы молодцы. А кто работал вот так:

  • Я с вами полностью согласна, мне бы хотелось поощрить вас и подарить вам приз – картинку. И надеюсь, что на следующем уроке вы будете ещё активнее, чем сейчас. Желаю вам удачи.
  • Урок окончен. Вы свободны.