Урок "Окружающий мир" по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Разделы: Начальная школа


Тема. Страна, открывшая путь в космос.

Цели.

  1. Сформулировать представление учащихся о жизни страны после войны, об успехах в освоении космоса, о других послевоенных достижениях.
  2. Учить анализировать и делать выводы, развивать память и грамотную устную речь.
  3. Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющий и прославляющий.

Оборудование для учеников:

  • учебник,
  • дополнительный материал о космонавтах.

Оборудование для учителя:

  • созвездие “Малой медведицы”,
  • грамзапись “Вставай страна огромная”,
  • иллюстративный материал на военную тематику,
  • иллюстративный материал посвященный освоению Космоса,
  • портреты Гагарина,Леонова, Волынова, Королева,
  • карта Кемеровской обл.,
  • выставка книг о Космосе,
  • видеозапись о Гагарине,
  • газета 1961 издания со статьей о Гагарине.

ХОД УРОКА

I. Орг. начало.

Дети делятся на 3 группы, учитель назначает “штурмана” и выдаёт ему “Лист учета ответов”.

Штурман следит за тем, чтобы каждый ученик из группы ответил и в конце урока проводится самооценка работы группы.

II.Проверка домашнего задания.

1) (Под музыку “А я в Россию домой хочу…”.)

Письмо матери

Мама, ты извини меня за непонятный почерк
За эти редкие слова мои,
Я занят днем и ночью.
Идут бои, упорные бои!
Идут бои до ночи спозаранку.
Где был, пожалуй, временно смолчу.
Скажу одно, что, залечивши раны,
Я вновь на фронте немцев колочу.
Мама, за нашу долгую разлуку,
За слезы и страданья наших матерей.
Я на фронте бью немецкую гадюку,
Чтобы с тобой нам встретиться скорей.
И знаю я, когда в родной столице
В честь нас гремит торжественный салют.
Способны воздействовать и на камень
Сияет мать моя и мной гордится,
И говорит: такие не умрут.
Нет! Не умрем, я твердо, мама, знаю,
Что я приду, приду к тебе опять,
Я до смерти немцев растерзаю.
Чтобы тебя увидеть и обнять.
Твой сын Семен Носков. 1945 год

Эти стихи написаны киселевчанином Семеном Носковым своей матери с фронта за месяц до гибели в январе 1945 г., погиб 28 февраля 1945 года.

- Как вы думаете, почему я началя наш урок с таких слов? Какой теме был посвящен предыдущий урок?

- Вспомним основные вехи ВОВ.

2) На доске в хаотичном порядке события ВОВ, написанные на карточках, а под ними звезды, они снимают круг с датой и дают ответ о событии, а в это время по 2 человека от каждой группы работают по карточкам./

1. Когда началась Вторая мировая война? (1939 год.)/Убираю дату, остаётся звезда/

Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 г.)

2. Назовите “города-герои”, что обозначает число 7. (Санкт-Петербург, Волгоград, Москва,

Новороссийск, Мурманск, Смоленск, Тула.)

3. Почему война называется Великой Отечественной? (На борьбу поднялся весь народ.)

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

5. Когда советская армия перешла в наступление? (1942 год). Когда

разгорелось сражение под Курском? (Летом 1943 года.)

6. Когда территория Советского Союза была полностью

освобождена от захватчиков? (1944 год.) Когда начался штурм Берлина?

(В апреле 1945 года.)

7. Какой день стал Днем Победы? (9мая.) Сколько человек потеряла наша

страна в этой войне? (Свыше 27 миллионов.)

- Так что же у нас получилось?(созвездие)

- Какое? (Малой медведицы)

- Из ранее изученного вы знаете как же называется самая крупная звезда в этом созвездии?(Полярная)

- Какое самое важное событие ВОВ мы отметили этой звездой? (Победу в ВОВ)

(МУЗ ФРАГМЕНТ “Этот праздник со слезами на глазах”)

Карточка1 Тема: “Великая война и Великая Победа!”

 1. Когда началась Великая Отечественная война? а) 22 июня 1941 года; б) 22 июня 1940 года.

2. Кто совершил первый ночной таран в небе над Москвой?

а) В.П. Чкалов; б) Г.Ф. Байдуков; в) В.В. Талалихин.

3. Как называли дорогу через Ладожское озеро? а) дорога смерти; б) “дорога жизни”.

4. Кто был заместителем Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина в годы Великой Отечественной войны?

а) Г. К. Жуков; б) А.М. Василевский; в) С.К. Тимошенко.

5. Когда закончилась Великая Отечественная война?

а) 9 мая 1945 года; б) 1 сентября 1945 года; в) 22 июня 1945 года.

6*. Армия какого немецкого генерала попала в окружение советских войск в районе Сталинграда и была полностью разгромлена?

а) Гитлера; б) Гудериана; в) Паулюса.

7*. Какой орден являлся высшей военной наградой в годы Великой Отечественной войны?

а) орден Победы; б) орден Отечественной войны; в) орден Славы.

 

Карточка2 Тема: “Великая война и Великая Победа!”

 1. Когда началась Великая Отечественная война? а) 22 июня 1941 года; б) 22 июня 1940 года.

2.Где впервые “непобедимая германская армия” потерпела крупное поражение?

а) под Ленинградом; б) под Москвой; в) под Ростовом-на-Дону.

3. Какой город оказался в августе 1941 года в самой чудовищной осаде (блокаде) в истории человечества? а) Ленинград; б) Москва; в) Сталинград.

4. Когда закончилась Великая Отечественная война?

а) 9 мая 1945 года; б) 1 сентября 1945 года; в) 22 июня 1945 года.

5. В каком городе войска окончательно уничтожили армию Гитлера и провозгласили Победу?

а) в Москве; б) в Берлине; в) в Париже.

6*. Как ласково прозвали в народе реактивные установки, с помощью которых советские войска успешно громили фашистов?

а) “Танюша”; б) “Катюша”; в) “Варюша”.

7*. Какой орден являлся высшей военной наградой в годы Великой Отечественной войны?

III. Работа по новой теме.

1). Объявление новой темы

Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени.

2). Вводная беседа.

Издревле людей обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали на небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам.

И это случилось в 50-е годы!

1 ученик: В устах ученых много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.

2 ученик: И вот летит ракета ввысь
Там видно очертания планет.
Землянин, ты домой вернись,
А звездам передай от нас привет!

Первым шагнул в просторы Вселенной Советский Союз. Было это в 50-е годы, когда наша страна еще не успела залечить раны, нанесенные войной с фашизмом: восстановить города и села, наладить достаточное производство продуктов питания и других товаров. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы никак не предполагали, что Советский Союз способен хоть в чем-то их обогнать.

Однако 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Вслед за первым спутником

12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин полетел в космос. /портрет/

3)Видеозапись о Гагарине /ТЕЛЕВИЗОР/

4)Выступление библиотекаря: статья и книга о Ю.А.Гагарине

/ВЫСТАВКА книг/

5)Ученики каждой группы в ходе поисковой работы приготовили материал о наших земляках – космонавтах и не только. Ведь Кузнецкая земля богата достойными людьми.

/Дети на КАРТЕ Кемеровской обл. показывают место, где проживал наш земляк./

ЛЕННОВ А.А. /Показывает ученик на карте с,Листвянка, а учитель

открывает портрет/

Родился в с.Листвянка Кемеровской обл. 30 мая 1934 года.

Свой первый полет совершил 18-19 мая 1965 года на борту корабля “Восход-2”.

Впервые в мире космонавт Леонов – наш земляк вышел из кабины космического корабля в открытый космос, для чего “Восход – 2” был снабжен шлюзовой камерой. Во время этого полета были проведены медико-биологические исследования, решены некоторые задачи космической навигации. Впервые осуществлен спуск космического корабля с помощью

ручной системы управления.

ВОЛЫНОВ Б.В. /Показывает ученик на карте г.Прокопьевск, а учитель

открывает портрет/

Родился 18 декабря 1934 года в городе Иркутске, а свои первые шаги он уже делал в г.Прокопьевске. Свои первые слова “МАМА”, “РОДИНА” он написал в прокопьевской школе № 1, занимался футболом и с увлечением играл на скрипке и гитаре.

Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева. Российский ученый и конструктор, академик. Под руководством Королева созданы первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения (“Электрон”, “Молния-1”, “Космос”, “Зонд” и др.), космические корабли “Восток ”, “Восход ”, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

/ПОРТРЕТ Королева/

Учитель: Сейчас в космосе проводятся уникальные астрономические и астрофизические наблюдения. Находящиеся на орбите спутники, космические станции и аппараты требуют специального обслуживания и ремонта, а некоторые спутники необходимо ликвидировать или возвращать на Землю. Орбитальные станции используются в качестве космических баз. С февраля 1986 года на околоземной орбите находилась станция “Мир”. Вместе с нашими космонавтами на орбите жили и работали космонавты из многих стран мира. 22 марта 2001 года эта станция была затоплена в океане.

6) А сейчас задание по группам, познакомимся с историческими событиями, которые происходили в нашей стране с 70-х по 90-е годы и каждая группа после чтения ответит на свой вопрос. /ВЫДАЕИСЯ вопрос и дается 3 мин для чтения

1) Какие крупные стройки последнего времени в СССР вам известны?

 

2) Какие экологические проблемы возникли в это время?

 

3) Какие события произошли в нашей стране в 1991году?

IV. Первичное закрепление.

- Под каким знаком шла послевоенная история? (Борьбы за мир.)

- Какое событие произошло в 1957 году? (На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.)

  • Кто и когда первым побывал в космосе? (12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин.)
  • Как назывался его космический корабль? (Восток.)
  • Какие события произошли к 70-ым годам? (Тысячи семей смогли переехать из коммуналок в отдельные квартиры.)
  • Что стало особенно цениться? (Образование.)
  • Назовите новые постройки. (На сибирских реках были возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.)
  • Какие велись разработки природных ископаемых? (Добыче нефти и газа в Западной Сибири.)
  • Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка? (Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.)
  • С какими трудностями столкнулась экономика? (В магазина пропадали самые необходимые вещи, привычными сталь длинные очереди.)
  • Что произошло в 1991 году? (Советский Союз прекратил свое существование. Республики, входившие в состав СССР, сталь независимыми государствами.)
  • Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР? (Россия.)

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Предлагаю в “Листе учета ответов” каждому себя оценить по пятибалльной системе /может быть оценка по десятибалльной системе и др., в зависимости от материала и задач, стоящих перед учителем/, А теперь скажите, что наиболее важное вы узнали сегодня?

/Пока идет подведение итогов, учитель выставляет оценку за урок с учетом самооценки учащихся/

 VI. Домашнее задание

Стр. 147-150.

Ответить на вопросы на стр. 150. При подготовке домашнего задания не забывайте пользоваться памяткой.

Подготовиться к обобщающему уроку по разделу “Страницы истории Отечества”.