Внеклассное мероприятие "Свет Женщины"

Разделы: Внеклассная работа


Чтец 1:Человечество ждет красоты.

К немногим она приходит, как к Ассоль, – сиянием алых парусов, музыкой, льющейся с борта корабля …

Или как к Джульетте – под шум безумного маскарада, в маске печали …

Или как к Золушке – шуршанием бального платья с 12-ым ударом дворцовых часов. Она, может, приходила и к вам, только никто не предупредил вас об этом, а сами вы не почувствовали, не заметили ее прихода.

Она слишком хрупка, эта богиня!

Она боится грубого слова, неверного жеста, беглого взгляда. Попробуйте поставить тончайшую ее иглу на обновленный диск вашего сердца – и услышите удивительную мелодию.

Человечество ждет красоты! Но и красота ждет особой музыки вашего сердца!

Человечество тянется к красоте …

Чтец 2: Не об этом ли гласит седая легенда, рожденная в древней Индии?

Говорят, что далеко – далеко, выше самых высоких гор есть сказочный удивительный город Амаравати. Стены домов этого города созданы из золота, а улицы вымощены драгоценными камнями. Но ни один человек не видел этой красоты, так как там обитают Боги. Лишь одной – единственной женщине по имени Тилотамма Боги разрешили пройтись по улицам Амаравати за ее несравненную красоту.

И когда Тилотамма, легко ступая быстрыми ножками, пробежала по улицам города, Боги склонили перед ее красотой головы. Лишь два великих божества: великий Шива и великий Индра сделали вид, что равнодушны к красоте Тилотаммы и не повернули головы, когда она проходила мимо. Но у великого Шивы, с той стороны, где была Тилотамма, возникало новое лицо, и он стал четырехликим, а у великого Индры появлялась новая пара глаз, и он стал тысячеглазым…

В чем мудрость этой легенды?

На одном из уроков на этот вопрос я получила неожиданный, но житейски верный ответ: “Нужно чаще любоваться женщинами”. Непостижимая мужская логика, но как раз об этом сегодня речь: о том, что заставляет даже богов оглянуться и посмотреть вслед: о ее Величестве женском очаровании…

Звучит музыка. Под ее звуки входит Она, садится в стороне, задумчиво ждет.

Входят ведущие.

Ведущая: Посмотри, она ждет. Сегодня свет и тень созданы для нее. Неужели он не придет?

Ведущий: А кого она ждет? Любимого человека? А может, это сама Судьба подходит к ее дверям?

Ведущая: (пожимая плечами) Не знаю. Я лишь знаю ее имя. Она – Греза. Мечта.

Ведущий: Да, похоже А ты не заметила, что самые красивые слова обязательно женского рода. Послушай! Любовь. Честь. Мудрость. Душа.

Ведущая: Верность. Надежда. Вера. Радость. Удача.

Ведущий: Жизнь тоже женского рода.

Ведущая: Конечно. Недаром люди говорят: “Женщина – и этим все сказано – это Жен-щи-на!” Только вот какая она, женщина по имени Жизнь?

Ведущий: О, чтобы ответить на этот вопрос, нужны столетия.

Ведущая: Вот и давай отправимся с тобой в путешествие по вернисажу времен. Может, само время подскажет нам ответ на эту вечную загадку. Но, чтобы пройти на вернисаж, нужен билет.

Ведущий: А у нас будет другой пропуск.

Ведущая: Какой?

Ведущий: Песня. Вернее, не песня, а романс.

Ведущая: Какая разница?

Ведущий: У песни есть много причин, чтобы быть спетой. У романса одна – любовь.(подходит к девушке)

Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким словом русского романса.

(поет романс “Очарована,околдована”)

Выходит хозяйка вернисажа. (Звучит музыка)

Хозяйка: Именно женщины, вечные спутницы, всегда рядом, иногда чуть впереди, ведут своих избранников сквозь грохот и лязг жизни.

Суровый Данте и молоденькая, почти дитя, нежная Беатриче;

Сладкоголосый Петрарка и гордая Лаура;

Вечный Пушкин и русская Натали;

Блок и милая хохотушка Любовь Менделеева. Они, эти женщины, могли быть умными и не очень, капризными, не всегда красивыми, но всегда незаменимыми.

Они были не украшением жизни, а самой жизнью: и жарким пламенем, и высокой звездой. И как нет человека без тени, так нет мужчины без его избранницы, будь он стар, как Гете, или хром, как Байрон, или неказист, как Тютчев, - все это пустое. Разве не был юным семидесятилетний Гете для Ульрики; разве не был красавцем уставший Тютчев для Елены Денисьевой, разве не назвала своим единственным другом подростка с сумрачными глазами- Лермонтова - юная Додо Сушкова? А вот, кстати, и она сама

(звучит музыка)

Входит девушка, в руках книга, горящая свеча в подсвечнике, гусиное перо. Присаживается у столика. (Костюм – стилизация под 19 век)

Додо:

Когда б он знал, как страстно и как нежно
Он, мой кумир, рабой своей любим.
Когда б он знал, что в грусти безнадежной
Увяну я, не понятая им!
Когда б он знал ...

Хозяйка вернисажа: Ее поэзия – превращение в прекрасную стихотворную строку девичьих грез. Грез, как у всех девушек на свете, только о нем. Он тоже мучается, ожидая встречи, и сердцем разыскивает ее, в холодном одиночестве тоскуя..

Додо:(берет в руки портрет Лермонтова, смотря на него):

Вы вспомните меня когда – нибудь, но поздно!
Когда в своих стихах далеко буду я,
Когда надолго мы, навеки будем розно,
Тогда поймете вы – и вспомните меня!

Хозяйка: Всю жизнь Додо Сушкова писала не стихи, нет, а Дневник Женщины. И за 150 лет в нем ничего не устарело, не стерлось. Он остался и останется Дневником Женщин разных поколений; наших прабабушек и нас - тех, кому только предстоит пройти жизнь; ведь как ни различны наши судьбы, никому не дано перешагнуть за грани вечного треугольника: жизнь – любовь – смерть.

Есть правда: человек приходит в мир один. И горько плачет. И уходит в вечность один. А на плач уже сил нет. Только прощание. Только мольба о памяти.

Додо: В феврале 1841 года, у порога, я одна из последних пожала ему руку. Думала – до встречи. Оказалось – на вечную разлуку.

Нет , то не снег цветы в саду роняет,
Когда от ветра в лепестках земля, -
То седина!
Не лепестки слетают,
С земли уходят не цветы, а я…. (уходит)

Ведущая: Вот мы и нашли в веках первый штрих в портрете Женщины: высокая поэзия ее души, подобная пламени свечи. Да, права Додо, сказав: “Женская душа должна в тени светиться”. Женщина – свет. Ею разорван мрак жизни.

Чтец (под музыку):

Есть женщины, похожие на пламя,
На чуть заметный огонек свечи.
Они по свету ходят рядом с нами-
Случайным словом их не огорчи.
Прелестные, не отыскать прелестней,
Беспечны и внезапны, как стрижи.
И нежность их, и верность их- как песня,
Где все слова прозрачны и свежи.
В них что-то есть от скорого прощанья,
Как светлый дождь, сквозят они во мгле,
В себе невозмутимо воплощая
Все лучшее, что было на земле.
Во многом проницательнее Бога,
Доверчивей деревьев и детей,
Такие вот с ума сводили Блока
И уводили пленником в метель.
Я видел их нечасто, этих женщин,
Далеких как в магическом стекле.
Их, может быть, становится все меньше
На нашей слишком занятой земле.

Выходит экскурсовод:

Их, может быть, становится все меньше
на нашей слишком занятой земле….

Я бы подобное сказала о Джоконде. Джоконда …. Самая загадочная картина в мире….. (подходит к иллюстрации: на стене- подборка иллюстраций портретов женщин, оформленных, как картины, в рамки).

Льется на вас золотистый теплый свет итальянского летнего дня.

Пристально, устало, мягко, все понимая, глядит на Вас вечная женщина. Сотни лет прошло с тех пор, как она стала вечно живой от прикосновения к холсту кисти Леонардо да Винчи. Сегодня она рядом с нами, живая женщина 16 века. Джоконда … Она испытующе глядит на нас, на каждого. Вы чувствуете ее пристальный взгляд? Оценивающий. Все понимающий. Это не значит, что она нас осуждает. Нет, просто она все видит, это мудрая богиня. Ведь она разговаривает с вечностью.

Картина, над которой Леонардо работал три года, была еще не закончена, когда Мона Лиза Джоконда умерла от лихорадки.

Из дневника Леонардо:

Такую силу жизни я чувствую в этом лице, что становится жутко. Есть суеверия о волшебных портретах, которые, проколотые иглой, причиняют смерть изображенному. Здесь наоборот: у живой я отнял жизнь, чтобы отдать ее мертвой.

Чтец 2 (читает сонет Шекспира)

“Ее глаза на звезды непохожи”

Ведущий: что это? Я слышу музыку. Испанскую музыку. Я угадал?

Ведущая: Конечно. Это “Кармен-сюита”

(звучит музыка, на ее фоне чтец читает Блока)

Чтец 3:

Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет,-
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.

(Исполнение испанского танца)

Ведущий: Да, сколько темперамента, гордости огня! А сияния глаз…

Ведущая: Подумай, ведь наш силуэт Женщины становится отчетливее. Гордый огонь сердца так оттеняет ее нежную верность и высокий полет души. Это так ясно, что поневоле вспоминаешь голос, знакомый с детства.

(Под музыку разыгрывается костюмированная сценка из сказки А. Н. Островского “Снегурочка”: диалог о любви Снегурочки и Весны).

Ведущая: Вы вспомнили ее? Конечно! Сквозь годы и шелест страниц Снегурочка напоминает нам, что женщина – это загадка, разгадать тайну которой может только любящее сердце.

Ведущий: А я вспоминаю другое: грусть, затаенное ожидание, сумрак предвечернего снегопада.

Чтец 4:

Тоска, и тайна, и услада …
Как бы из зыбкой черноты
Медлительного маскарада
На смутный мост явилась ты.
Я ничего не знаю. Странно
Трепещет стих, и в нем – стрела.
Быть может, самою желанной
Ты, неизвестная, была?
Тоска, и тайна, и услада,
И словно дальняя мольба …
Еще душе скитаться надо,
Но верю: ты – моя Судьба…

Экскурсовод: (подходя к картине Крамского “Неизвестная”)

Не о картине ли Крамского “Неизвестная” эти строки?

Улица тает в дымке … Все засыпано снегом, а в открытом экипаже – молодая женщина. Почувствовав ваш пристальный взгляд, она на мгновение повернула голову. Лишь на миг глаза в ореоле тяжелых ресниц взглянут на вас. Что во взоре? Холодная надменность?

Затаенная грусть? Мольба быть понятой? Кто знает, если вся она – словно тайна в отзвуке печали и одиночества. Может, она, неизвестная, - это блоковская Незнакомка, на миг приподнявшая дымку своей вуали?

(звучит музыка, появляется Незнакомка)

Незнакомка:

Петербургские сумерки снежные,
Взгляд на улицу, розы в дому.
Мысли – точно у девушки, нежные,
А о чем – и сама не пойму.
Запевания тихого голоса,
Снежно – белые руки мои,
Как давно они стали ничьи!

(звучит вальс Е. Дога. Ведущий приглашает Незнакомку. Они вальсируют круг, в это время появляется Наташа Ростова)

Н.Ростова (на фоне тихой музыки вальса) читает монолог: “Ах, неужели я не буду танцевать?”

Появляется А. Болконский, приглашает ее на вальс, они делают круг, останавливаются, и на фоне вальса Андрей, держа девушку за руку, объясняется.

Андрей: Весь мир для меня разделен на две половины. Одна половина – она, и там свет, и счастье, и радость. Другая – там, где ее нет, и там уныние и темнота. Я счастлив, что умею так любить.

Ведущий: Значит, Женщина – это свет любви, победа над отчаянием жизни.

Не вечны времена
Монархов и царей,
Но вечны имена
Наташа и Андрей.

Ведущая: Да… Наташа Ростова, Незнакомка, Кармен. Они блистали в веках, на балах, а в тени жизни несли нелегкий свой крест Дарьи, Авдотьи, Прасковьи. Со щедрым сердцем, заботливыми руками, безграничным терпением.

(входит некрасовская крестьянка, на ходу поет русскую народную песню)

Крестьянка читает отрывок из некрасовской “Тройки”

Ведущая:

Три тяжкие доли имела судьба.
И первая доля – с рабом повенчаться.
Вторая – стать матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.
И все эти тяжкие доли легли
На женщину русской земли.

Ведущий: Это 19 век. А 20 – ый? Он тоже не пощадил женских судеб. Шелка и бархат сменили гимнастерки, а шляпки и дымку вуали – строгие солдатские пилотки.

Звучит мелодия венных лет. Входят две девушки в солдатской форме.

1 девушка: Помнишь, как в один день мир поделился для нас на то, что было вчера: новое платье на выпускной бал, экзамены, свидание в парке с лучшим на свете мальчиком – и войну.

Это был выбор между жизнью и смертью – простой, как дыхание.

Девушки поют 2-ой куплет песни Окуджавы “Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…”

2 девушка: В военкомате мне говорят: “Дюймовочка, подрасти еще, тебе рано на фронт. Может, вернешься к маме?

(пауза) А мамы у меня уже не было.

Подходит 3 девушка.

3 девушка: Обычные девочки. Мы были готовы к подвигу, а вот быть солдатами никак не могли научиться.

2 девушка(подругам): Стоим мы как – то на посту. А в Уставе говорится, что если кто – то идет, надо останавливать словами: “Стой, кто идет?”. Подруга моя увидела командира полка и кричит: “Стойте, пожалуйста, кто идет? Вы меня извините, но я буду стрелять!”.

3 девушка:А я однажды после боя увидела фиалки в лесу и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в отряд, командир нас построил и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: “Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов”.

1 девушка (показывая шляпку): А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрали каждая по шляпке и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя.

2 девушка:

И радовались шляпкам тем девчата,
В шинелях и тяжелых сапогах,
Они, поправ достоинство солдата,
Вертели шляпки легкие в руках.

3 девушка:

И в зеркала разбитые гляделись,
И так легко смеялись зеркала,
И этой вечной женственности прелесть
В те дни неповторимою была.

Звучит “Рио – Рита”, девушки танцуют в ритме довоенного фокстрота.

Ведущий: Теперь я понял, что можно сочетать несочетаемое: Женщина и Выдержка, Мужество, Хрупкость и несгибаемость. Беззащитность и готовность к подвигу.

Оказывается, это сочетаемо. Вот только … я думаю…

Ведущая: О чем?

Ведущий Неужели наши девчонки могли быть такими?

Ведущая: А чем тебе не нравятся наши девчонки?

Ведущий: Ты что? Очень даже нравятся. Хоть каждой в любви объясняйся. Только вот ну не могу я их в кирзовых сапогах и пудовых шинелях представить. Никак не могу. Они – другие…

Ведущая: Какие, Максим?

Ведущий( задумчиво) Веселая улыбка, даже если в глазах грусть, модная прическа. Облачко хороших духов. И душа – в стремительных ритмах танца.

Под современную музыку появляются девушки, демонстрирующие современные модели одежды и аксессуары.

Ведущая: Это подарок для тебя ,Максим. Подарок девушек 21 века.

Ведущий: Спасибо, люблю подарки.

Ведущая: Кстати , о подарках. Есть древнее поверье, хранимое в веках. Если вручить человеку подарок и, отдавая его, ладонью прикоснуться к ладони того, кого одаряешь, то слова, посланные вслед подарку, обязательно сбудутся.

Выходит Додо с клубком ярких ниток в руках, а за ней все героини вечера, они становятся полукругом.

Додо: Я долго думала, что вам подарить, мои младшие сестры чужого мне века. И решила: пусть это будет клубок ниток. На Руси был символ: клубок – это нить жизни, вечной пряжи человечества. Тянется нить жизни, сплетая Судьбы людские, соединяя времена, продолжая род. Поэтому я и дарю вам клубок. А вслед посылаю вам высокую поэзию своей души.

Додо передает клубок Кармен… и так по очереди.

Кармен: А я дарю вам огонь страсти – он не жжет, а озаряет сердца вечной мечтой о счастье.

Снегурочка: Я шлю вам верность. Она согреет сердце и о но никогда не узнает холода измены.

Наташа Ростова: А я делюсь с вами любовью. Она ждет особой музыки вашего сердца. Услышьте ее!

Незнакомка: А я отдаю вам тайну – она влечет, как все неразгаданное. Притягивайте к себе сердца и души.

Крестьянка: А я посылаю вам терпение. Оно поможет вам ждать счастье, даже если оно заблудилось, не найдя к вам дороги.

Девушка военных лет: Я отдаю вам Мужество. Оно пригодится, если беда споткнется о ваш порог.

Выходят ведущие.

Ведущий: Вот и нарисован портрет Женщины. Он так похож на каждую из вас. Посмотрите, вы узнаете в них( указывает на героинь) самих себя? Только всмотритесь внимательнее. Еще. И еще. Теперь поверили: они – это вы во все красоте мечтаний ваших. Женщина 21 века…

Звучит музыка, на ее фоне.

Ведущая:

С небес полночных падает звезда
И птицы улетают в край далекий,
Но с нами остается навсегда
Свет женщины, прекрасный и высокий.
От сердца – к сердцу, от мечты – к мечте
Свет женщины продолжит путь незримый,
Открытый только вечной Доброте
И правде. И любви неповторимой.