Методическая разработка "Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданственности"

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Введение

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются  люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание  патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.  В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения  от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать  в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.  Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются  в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма.
Теоретический анализ специальной литературы о сущности понятия «патриотизм», позволяет прийти к выводу, что этот термин не имеет четкого определения, вопрос о его происхождении и содержании глубоко не изучался, и для каждого человека он имеет индивидуальный смысл, который зависит от уровня культуры, мировоззрения, жизненного опыта. В толковом словаре русского языка слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своей Родине, своему народу, готовый к любым жертвам и подвигам во имя их интересов» [5, c.232].

Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников следует отнести:·а) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;·б) к природе родного края;· к культурному наследию своего народа;·в) воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям [4, с.2].

Термин «патриотизм» во всех словарях трактуется практически одинаково – это любовь к Родине, а процесс патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении – это «совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня патриотических качеств личности ребенка» [1, c.98].

Мы – педагоги, находимся в постоянном поиске содержания, средств, методов патриотического воспитания, выбираем такие виды деятельности, которые свойственны детям дошкольного возраста.
Под понятием «деятельность» мы понимаем специфический вид активности ребёнка, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Исходя из этого, в нашем понимании поисковая деятельность - комплекс целенаправленных действий с целью получения информации в определенной интересующей области. Каким образом ребенок может непосредственно участвовать в поисковой деятельности?

Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор детей, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения [2, с.2]. Способность перерабатывать информацию говорит о том, что ребенок способен к поисковой деятельности, самостоятельному получению информации, способен ее осмыслить и прийти к правильным умозаключениям.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической  литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма  многогранно по содержанию.

Суть проекта

Таким образом, сначала возникла идея создания  долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, рассчитанного на три года.
При выстраивании педагогического процесса  в рамках проекта мы опирались на следующие принципы:

  • Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.
  • Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра.
  • Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка.
  • Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, ЦЭВД, музеем.

Немного позднее  была разработана авторская модульная программа «Мы живём в России».

Реализация содержания данного направления не требует дополнительных занятий, а органично вплетается в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, изобразительную и т. д.).
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников,  является игра. При этом мы имеем ввиду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).

Учёт возрастных особенностей  детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров» Ребёнку предлагается определить: хохлома, дымка, гжель. Не менее интересно можно провести мини-исследование «Генеалогическое древо семьи». Большой интерес вызывают у детей занятия-поездки, занятия-путешествия. Не менее важное значение имеет созданная развивающая среда. У нас в детском саду есть Русская изба, мини-музеи по народному творчеству в группах.

Представленное  занятие по  поиску символов России  является занятием-путешествием, где дети проводят мини-исследование и заполняют карту. Также в рамках занятия будет проведена презентация результатов детского проекта «Марки». Это занятие для детей подготовительной группы.

Таким образом, организация доступной детям старшего дошкольного возраста поисковой деятельности  способствуют их осмыслению своего отношения к Родине, формированию патриотических чувств. Систематически организованная совместная поисковая деятельность детей старшего дошкольного возраста позволяет оптимизировать процесс формирования чувства патриотизма и сделать его более целенаправленным.

Второе занятие «Откуда хлеб к нам на стол пришёл?» интегрированное, которое объединяет в себе музыкальное занятие и занятие по ознакомлению с окружающим. Через знакомство с произведениями фольклора и их исполнение дети познают сложный и длительный процесс создания каравая. Занятие выстроено с учётом возрастных особенностей детей средней группы, то есть оно яркое, динамичное, увлекательное.

Особенно значима для детей среднего возраста  деятельность, организованная совместно со взрослыми (педагогами). Следовательно, формирование чувства патриотизма у детей среднего дошкольного возраста происходит более эффективно в совместной работе со старшими, являющимися дошкольнику примером нравственного поведения в обществе, образцом гражданина своего Отечества.

Главной задачей детского сада мы считаем закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Использованная литература:

  1. Кочуровский В.П. Совершенствовать процесс воспитания и обучения в детском саду //Дошкольное воспитание. - 1989. – №2, с. 98-99.
  2. Труфанова С. Что такое история и нужна ли она дошкольникам // Малыши. RU. – 2003 – 2004.
  3. Наша Родина // Дошкольное воспитание № 3. – 2001.
  4. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я №3. – 2003
  5. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ                    / [В.Г. Бирюков, В.Г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова,        А.В. Текучева, Н.М. Шанского. - Л.: Просвещение, 1982. - 384с.  

 

За дополнительными материалами обращайтесь к автору.