Обобщающее повторение по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
  • Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества.

Оборудование :

  • раздаточный и демонстрационный материал,
  • перфокарты, тесты,
  • сигнальные карточки Р,С,
  • зелёная и красная паста.

Ход урока

I. Урок начинается с того, что учитель читает строки:

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

(П.Чесноков)

- О чём эта загадка? (о причастии)

Далее обращается внимание на эпиграф, записанный на доске.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В. Даль

- Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу. 22 ноября этого года ему исполняется 205 лет.

- Как понять смысл этого высказывания?

- Что значит “причастный”? Заглянем в толковый словарь

(ученик находит в словаре)

(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

- А какое правило мы с вами знаем о причастии? (уч-ся рассказывают правило)

II. Сообщение цели урока.

-Итак, ребята, сегодня мы с вами на уроке повторим всё о причастии.

Вы покажите своё умение в нахождении причастий, в определении их грамматических признаков, в определении орфограмм и правильном их написании.

III. Закрепление материала .

А)

- А сейчас проверим ваши знания, выполним тест. Обведём в кружок правильный ответ зелёной пастой.

1. Причастие обозначает:

а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак другого признака.

2. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:

а) –вш- ;
б) –ш- ;
в) – ущ-;

3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:

а) –нн- ;
б) –вш_;
в) –ом- .

4. Причастие с зависимым словом называется:

а) предложением;
б) причастным оборотом;
в) словосочетанием.

5. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:

а) вид;
б) время;
в) лицо.

6. Чаще всего в предложении причастие бывает:

а) дополнением;
б) обстоятельством;
в) определением.

- Проверим ваши ответы. Возьмём красную пасту и зачеркнём неверный ответ. (Правило, если есть ошибки)

Б)

- А теперь мы поупражняемся в нахождении причастий в предложениях.

- Прочитаем текст. О чём он?

Отечество моё. Город-герой Москва

Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла в самые грозные дни Великой Отечественной войны и победила. За заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Москве Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года было присвоено почётное звание города-героя.

Подвиг защитников Москвы поистине бессмертен. Ведь именно под Москвой потерпели первое сокрушительное поражение фашистские полчища, нёсшие смерть, разрушение и порабощение народам нашей страны. На протяжении всей Великой Отечественной войны Москва являлась руководящим центром борьбы с фашизмом, бесперебойно снабжала фронт всем необходимым. В первых рядах тех, кто в ожесточённых боях разгромил фашистского зверя и водрузил Знамя Победы над Берлином, были и москвичи.

- В этом году мы празднуем 65 годовщину битвы под Москвой. Мы помним тех, кто сложил свои головы, защищая столицу нашей Родины, и чествуем оставшихся в живых.

- Ещё раз внимательно читаем текст и находим причастия. Выписываем причастия со словом, от которого оно зависит, определяем грамматические признаки.

(Несокрушимая Москва - стр. прич., наст.вр., сов. в., Им. п., ед. ч., ж.р., от гл.II спр.

Проявленные мужество и стойкость - стр. прич., прош вр., сов.в., Вин. п., мн.ч.

Звание присвоено – стр. прич., крат. ф-ма, прош.вр., сов. в., ср. р. Ед.ч.

Нёсшие полчища – дейст. прич., прош. вр., нес. в., Им. п., мн.ч.

Руководящим центром – дейст. прич., наст. вр., нес. в., Тв. п., ед. ч., м. р.

В ожесточённых боях – стр. прич., прош. вр., сов. в., П. п., мн.ч.

IV. Физминутка

(если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднять руки вверх)

одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, проснувшись, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим.

В)

Устная работа с сигнальными карточками Р, С

Не проверяемые ударением гласные; никем не потревоженный зверь; неисчерпаемые богатства; невоспитанный человек; неотправленное письмо; никем не нарушаемая тишина; не замеченная учеником ошибка; палата не проветрена; нераскрывшийся цветок; рожь не сжата; ещё не обжитое место ; дичь, не пойманная в ловушку; не прочитанная, а просмотренная работа.

Г)

- Запишем предложение, объясним знаки препинания.

Письма, [отправленные с фронта ], ждали в каждой семье.

Д)

Работа с перфокартами.

- Вспомним, когда пишется -н- , -нн- у причастий

1. нарисованные забрызганный пересыпанное
2. запачканные печёный (пирог) топлёное (молоко)
3. испечённый крашенный (ими пол) маринованный
4. измучены (долгой дорогой) плетёный (частокол) купленный (билет)
5. арестованный раненный (пулей боец) решённый (вопрос)

V. Резерв.

Проверь себя! “Узнай суффикс”

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нный в преступлении. Замеш..нное тесто. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон. Хорошо насто..нный чай.

VI. Подведение итогов.

- Чем занимались на уроке?

Оценки.

Д/з Вы получите на втором уроке.

Урок словесности в 7 классе (Приложение)