Тема урока М.Ю. Лермонтов. "Бородино". Общее представление о лирическом герое. Раскрытие образа рассказчика в стихотворном произведении

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучающие – показать, что поэзия может говорить не только о внутреннем мире лирического героя, не только о чувстве любви или переживании красоты природы, но и о любви к Отечеству, об исторически значительных событиях – например о войне; показать, что поэзия способна развернуть настоящее эпическое полотно, на примере панорамы Бородинского боя, которое можно ожидать только от прозы; показать, что поэзия использует средства драматического искусства, передовая живость разговорной речи от первого лица.
  • Развивающие – развивать умение сравнивать героев, их мысли, чувства, поступки, выделять логические части в стихотворении, развивать умение образно анализировать прочитанное, понимать и оценивать изображаемое, делать обобщения и выводы, развивать устную речь учащихся.
  • Воспитывающие – воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, к русскому народу – защитнику Родины, чувство восхищения русским национальным характером, героизмом простого народа; формирование идеалов.

Оборудование урока:

  1. Отдельно изданные экземпляры стихотворения Лермонтова “Бородино”.
  2. План Бородинской битвы.
  3. Картина “Бородино”.
  4. Портреты М.Ю. Лермонтова, М.И. Кутузова, Наполеона.
  5. Картины обмундирования французской армии.
  6. Карточки для работы в группах.
  7. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка.
  8. М. Ожегов. Словарь русского языка.

Структура урока:

  1. Орг. Момент – 1 мин.
  2. Подготовка к сообщению темы урока – 4 мин.
  3. Сообщение темы урока – 1 мин.
  4. Сведения о поэте – 4 мин.
  5. Первичное знакомство с текстом – 5 мин.
  6. Проверка восприятия текста – 2 мин.
  7. Физкультминутка – 2 мин.
  8. Активизация мысли учащихся – 2 мин.
  9. Анализ текста – 15 мин.
  10. Словарная работа – 5 мин.
  11. Итог урока и рефлексия – 2 мин.

Ход урока

Орг. момент.

На доске напечатано и вывешено слово:

Бородино

Учитель: Что можете сказать, прочитав это слово? (Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение и дт.)

Подготовленные учащиеся резюмируют все ответы и рассказывают об Отечественной войне 1812 г.

1 ученик: Бородинское сражение (носившее характер главного, решающего сражения двух армий) состоялось в августе 1812 года около села Бородино под Москвой. Русские войска под командованием Михаила Кутузова в результате героической обороны сорвали план Наполеона разгромить русскую армию в генеральном сражении. Численность русских войск в этом сражении – примерно 155 тысяч человек, из которых погибло чуть меньше трети (45,6 тысяч человек); численность французов почти 134 тысячи человек, из которых погибло чуть меньше половины (55 тысяч человек). Численность орудий: 640 русских орудий против 587 французских.

2 ученик: 26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября – военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2–6 сентября – пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь – декабрь – окончательный разгром французских армии и изгнание его остатков за пределы России.

Работа в группах.

Учитель: Какие слова потребуются для сегодняшнего урока? (Дети работают с карточками).

  • Карточка.
  • Сражение
  • Стихотворение
  • Великая Отечественная война
  • Кутузов
  • Пушкин
  • Лермонтов
  • Наполеон
  • Отечественная война
  • Англичане
  • Французы
  • Русские
  • Поэт
  • Смелость
  • Трусость
  • Патриотизм

Дети выбирают слова к уроку и аргументируют выбор. Тем самым на доске появляются еще слова: Лермонтов и Стихотворение.

Сообщается тема урока.

Учитель рассказывает о поэте:

- Шёл 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и ступали в опаленную пожаром Москву. Гремела музыка, развивались закопчённые в дыму сражений знамена…

В это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей в маленьком домике у Красных ворот в ночь на 15 октября 1814 года в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил.

Лермонтов был не только поэтом, но и отважным воином. Он участвовал в битвах на Кавказе и проявил себя необычайно храбрым человеком. Лермонтов любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя, за что был сослан на Кавказ. Поэт горячо любил свою родину. Он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он воспевает в стихотворении “Бородино”.

Стихотворение “Бородино” - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.

Учитель выразительно читает стихотворение в слух.

Учитель: Удалось ли мне при чтении разбудить ваши чувства? Какое чувство испытали вы? Что было на душе? (Высказывание детей)

Физкультминутка

Учитель: В стихотворении рассказывается о событиях, которые происходили 194 года назад и написано оно почти 170 лет назад. Почему же нас волнуют чувства участников этих событий? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”. Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живёт, и будет жить (высказывания детей).

Анализ произведения.

Учитель: Как построено произведение? (в форме разговора молодого солдата и старого).

- Представляешь себе дядю – героя, от лица которого ведётся рассказ?

- В каком он был возрасте во время битвы?

- А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).

- Какой он был простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь. (Зачитывание строчек из текста: “Это человек из народа, солдат, артиллерист”).

- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?

- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигов солдат).

- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).

- Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я” 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, учувствует во всеобщем деле).

Учитель: Чувствуя мысли старого солдата – это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – это народ, участники битвы – богатыри.

Учитель проводит словарную работу, уточняя значение слов:

  • Мужество – присутствие духа в опасности.
  • Храбрость – отсутствие страха.
  • Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.
  • Удаль – безудержная, лихая смелость.
  • Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
  • Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.

Итог урока:

Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?

Какую ещё работу нам предстоит проделать на следующем уроке, работая с этим стихотворением?

Рефлексия.

Дети отмечают разным цветом:

Мне понятно содержание прочитанного?

  • Зелёный – да
  • Синий – не совсем
  • Красный – нет

Могу рассказать о старом солдате? (сам – зелёный, с помощью учителя – синий, не могу – красный)

Я хочу ещё раз прочитать стихотворение (красный), хочу читать его выразительно (синий), хочу выучить наизусть (зелёный).

Рефлексия помогает учителю поставить задачи на следующий урок.