Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

Разделы: Биология


Пояснительная записка.

Программа данного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. На его изучение отводится 17 часов, по 1 часу в неделю.

Предмет фармакологии-лекарства, интересны всем и каждому, поскольку приходится повсеместно сталкиваться с ними в реальной жизни. Далеко не каждого интересует причина заболевания, однако всех волнует вопрос о том, как и чем необходимо лечиться. Современная медицина не в состоянии обойтись без лекарственных препаратов, которые с каждым днём совершенствуются и модернизируются. Вместе с этим растёт объём информации по данному вопросу, которая порой не обоснована, и одной из задач, которой данный курс ставит перед собой, это предостеречь учащихся от самолечения, и показать, что только профессионал способен правильно распорядиться лекарством. На мой взгляд, именно модульные курсы такого характера вызывают познавательный интерес учащихся и способствуют осознанному выбору профиля обучения в старшей школе.

В процессе реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объёмами информации, выявлять проблемные вопросы, пытаться найти ответы.

Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда, развить свои способности и выйти на жизненное самоопределение.

Задачи курса:

  • сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной развитие личностных качеств: аккуратности, трудолюбия, ответственности к себе и своему здоровью
  • стимулирование потребности в труде, приобщение к коллективной деятельности
  • развитие коммуникативных способностей.
  • создать условия для самостоятельного выполнения мини-проектов, презентаций, содействуя развитию умений работать с большими объёмами информации
  • обеспечить усвоение учащимися первичных знаний о фармакологии
  • воспитывать осторожность в обращении с лекарствами, соблюдать правила их хранения

Содержание курса.

Учебно-тематический план.

Содержание Всего часов Теоретическая часть Практическая часть Форма занятий Форма подведения итогов
Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина. 3 2 1 Лекции
Экскурсии
Презентация.
Взаимодействие лекарств с организмом. 6 4 2 Лекции
Экскурсии
Презентация, отчет.
Современные лекарственные средства 6 3 3 Лекции
Экскурсии
Практич. работы
Проект
Итоговое занятие 2   2   Семинар
Итого: 17 9 8    

Тема 1. Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина (3 часа).

  1. Зарождение фармакологии на стыке биологии и химии.
  2. Алхимия и иатрохимия. Фармакогнозия и фармакология
  3. Темы презентаций (на выбор): Лекарства и яды. Ядовитые растения. Яды – орудие наказания в средневековье. Яды и противоядия.
  4. Экскурсия в Медицинскую академию.

Тема 2. Взаимодействие лекарств с организмом(6 часов).

  1. Законы взаимодействия организма и лекарств. Действие лекарств на организм. Почему важна концентрация препарата? Зависит ли доза лекарства от пола, возраста, массы, расы, индивидуальных особенностей?
  2. Темы презентаций (на выбор): История появления шприца. Способы введения лекарственных средств. Пути выведения лекарств из организма.
  3. Экскурсия в поликлинику и больницу.

Тема 3. Современные лекарственные средства (6 часов).

  1. Классификация и номенклатура лекарств. Источники лекарственных средств. Витамины. Гомеопатические средства. Лекарственные растения. Фитотерапия. Лекарственные формы. Рецепт.
  2. Темы мини-проектов (на выбор): Медицина народная и научная. “Зелёная” аптечка. Моя домашняя аптечка. “Подобное лечит подобное”. Лечебные свойства лекарственных растений. Рецепт уполномочен выписать только врач.
  3. Экскурсия в аптеку.

Практические работы:

1.Приготовление настоев и отваров.

2. Определение лекарственных растений.

3. Комплектование домашней аптечки

4. Правила пользования домашней аптечкой

Тема 4. Итоговое занятие (2часа).

  1. Представление индивидуальных и групповых презентаций, мини-проектов, анализ и рефлексия, оценка и самооценка, выбор двух лучших работ на школьный тур научно-практической конференции.

 Формы и методы.

Формами обучения курса являются лекции с элементами беседы, дискуссии, проектная деятельность, семинарские занятия, экскурсии, практические работы. При проведении уроков предполагаются демонстрации фильмов, слайдов, учебных дисков, выходы в аптеки и поликлиники, на кафедры ИГМА, встречи с мед. персоналом школы и поликлиники. Такое многообразие форм является одним из факторов развития компетентностей учащихся. Основной технологией обучения является личностно-деятельностный подход, а доминирующим методом - метод проектов. Он основан на понимании учеником того, для чего ему необходимы данные знания и где он их может потом применить. Учитывая возраст учащихся, проекты будут носить, в основном, информационный характер, и представляться в форме презентаций Power Point. Такие проекты готовят учащихся к профильному обучению и будут иметь продолжение в 10-11 классах уже в виде исследовательских проектов. Поскольку при проектной методике проблемы для ученика приобретают личностный смысл, возрастает мотивация, а в конечном счете и качество знаний.

Таким образом, данный курс способствует не только расширению предметных знаний и умений, но усиливает практическую и жизненную направленность, что очень важно при предпрофильной подготовке в современных условиях компетентностно-деятельностного подхода.

Ожидаемые результаты.

Данный курс поможет учащимся в выборе будущего профиля и, возможно, профессии.

Учащиеся приобретут новые знания по биологии сверх базового курса (фармакология, её значение, новые лекарственные средства).

Ученики приобретут азы проектной методики, благодаря которой научатся самостоятельно решать проблемы и получать результат.

В программе распределение времени дано ориентировочно, при желании оно может меняться за счёт сокращения или увеличения практической части. Именно с этой целью перечень экскурсий, практических работ и тем мини-проектов достаточно вариативен.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Лекции.

Рекомендуется начинать лекции с проблемных вопросов или ситуаций, возможны дискуссии, активные обсуждения.

На занятиях рекомендуется рассмотреть историю зарождения фармакологии, упомянув об Аптекарском приказе, который давал распоряжения о сборе местных лекарственных трав и кореньев, рассказать о первых рецептурных прописях, сигнатурах, назвать имя Парацельса-основоположника иатрохимии, пришедшей на смену алхимии. Акцентировать внимание учащихся на том, что фармакология появившись, как связующее звено между химиками и врачами, приобрела большую значимость для практической медицины. Как раздел фармакологии, фармакокинетика изучает процессы, определяющие концентрацию лекарства в организме: всасывание, превращение в продукты другого состава, выделение. Следует остановиться на вопросах, почему люди с разной массой тела по-разному реагируют на лекарство? Говоря о современных лекарственных средствах, необходимо указать:

  • критерии и принципы классификации лекарственных средств
  • источники получения лекарственных средств (минеральные, растительные, синтетические, бактерийные и др.)
  • формы лекарственных средств (жидкие, мягкие, твёрдые, ингаляционные)
  • лекарственные растения, гомеопатические средства (при желании и возможности, можно воспользоваться учебным диском “Лекарственные растения”- “Новый Диск”)
  • правила обращения с лекарствами и условия хранения

Экскурсии

Во время экскурсий в ИГМА, поликлинику, аптеку учащиеся узнают о том, как выписываются рецепты, как затем по рецептам выдаются лекарства, знакомятся с некоторыми историями болезней и узнают, что лекарственные препараты назначаются только после полного обследования больного с учётом особенностей организма, возраста, аллергии и др.

Рекомендуется учебный диск “Справочник пациента, или как ставится диагноз”- ИД “Равновесие”, в котором очень доступно излагается, на что следует обратить внимание при приёме выписанных лекарств.

 Практические занятия.

1. Приготовление настоев и отваров.

2.Определение лекарственных растений.

3. Комплектование домашней аптечки

4. Правила пользования домашней аптечкой.

Презентации и мини-проекты.

Задаётся определенная тема интересующей учеников проблемы или ученики, прослушав лекции и побывав на экскурсиях, сами предлагают тематику презентаций или мини-проектов.

С помощью учителя ставится цель, далее ученики определяют необходимые задачи для достижения цели: выбирают адекватные методы исследования, подбирают необходимую литературу, информацию с использованием ресурсов Интернет, осваивают технику подготовки презентации, при необходимости готовят оборудование для проведения микроисследования и т.д.

После того, как цели и задачи установлены, преподаватель проводит в группах консультацию по выполнению проектов, раздает методические пособия, устанавливает сроки и место подведения итогов.

Далее практическая часть и анализ полученных учениками данных, после чего формулируются выводы и заключения, подтверждающие или опровергающие гипотезу.

На последних занятиях ученики выступают с презентациями результатов исследований, где излагают все этапы работы, представляют выводы, подводят итоги проекта.

 Литература для учителя.

1. Кривых С.В. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии. - “Первое Сентября”, Москва, 2007 №17-19

2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. - “Знание”, Москва, 1988

3. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. - “Педагогика”, Москва, 1991

4. Живайкина О. Современные лекарственные средства. - “Этрол”, Москва, 2007

5. Чередниченко И.П Предпрофильная подготовка. – “Учитель”, Волгоград, 2007

6. Сергеев И.С., Блинов В.И Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.- “Аркти”, Москва, 2007

7. Электронное издание “Справочник пациента, или как ставится диагноз”- ИД “Равновесие”, Москва, 2007

8. Степанов Е.Н “Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности” - “Творческий центр”, Москва 2003 год

9. Электронное издание: “Элективные курсы” Волгоград, издательство “Учитель”, 2007 год

Литература для ученика.

1. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – “Просвещение”, Москва, 1995

2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. - “Знание”, Москва, 1988

3. Учебный диск “Лекарственные растения”- “Новый Диск”, Москва, 2004