Урок по теме "Моделирование фартука", 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока: Ознакомить учащихся с последовательностью изготовления фартука. Научить проводить подборку деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки; развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Наглядные пособия: фильм мультимедиа, технологическая карта моделирования фартука.

Оборудование, инструменты и приспособления: фигурка девочки из картона, линейка, карандаш, ножницы, бумага, ткань, клей, кружево, лента, нитки, шаблон фартука М 1:4.

Ход урока.

1. Повторение и сообщение познавательных сведений.

Вопросы:

  1. Для чего снимают мерки?
  2. Как записывают мерки?
  3. По какой мерке определяют размер изделия?
  4. По каким признакам определяют долевую и уточную нить ткани?

2. Объяснение нового материала.

На основе типовой выкройки можно изготовить красивый фартук любой модели.

 

Для этого необходимо изменить форму деталей фартука и применить отделку – в этом и заключается моделирование одежды.

 

Изготовлением и моделированием одежды занимаются специалисты нескольких профессий, таких как:

  1. Художник-модельер – моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а так же в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.
  2. Конструктор – изготовляет чертежи и выкройки.
  3. Технолог – разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.

Работа любого модельера начинается с формулы:

“для кого – для чего – из чего” [1]

Так как одежда создается для человека и поэтому она должна отвечать реальным требованиям.

Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.

А вот фартук для работ по дому и для учащихся можно изготовить различной формы и с применением отделки из кружева, ленты, вставок, тесьмы, вышивки. Ткани лучше использовать натуральные (хлопок, лен), гладкоокрашенные или с рисунком. Они воздухопроницаемы, гигроскопичны, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данному виду одежды.

При изменении линий фартука, необходимо помнить, что форма деталей не должна быть разной: если нижняя часть имеет полукруглую, треугольную, или прямоугольную форму, то карманы, или нагрудник должны иметь ту же форму.

 

Правила моделирования.[1]

  1. Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной, причем она должна совпадать с одной из красок ткани.
  2. Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
  3. Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или серым цветом.
  4. Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

 

3. Практическая работа.

Задача: Изготовить модель фартука.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы необходимо познакомиться с правилами по технике безопасности при работе с ножницами и тканью.

Правила техники безопасности при работе с тканью.[2]

  1. Хранить иголки и булавки в определенном месте.
  2. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками.
  3. Шить иголками только с наперстком.
  4. Ножницы хранить в чехле.
  5. Не откусывать нитки зубами, а отрезать ножницами.

Последовательность выполнения практической работы.

 1. Используя лекало фартука М 1 : 4 , на бумаге нанесите контурные линии фартука.

 

2. Согласно выбранной модели, нанесите модельные линии будущего фартука.

 

3. Сделайте выкройку новой модели фартука.

 

4. Наложите полученную выкройку на ткань, сложенную вдвое по долевому сгибу, лицевой стороной внутрь.

5. Обведите контур выкройки, отложите припуски на обработку срезов, выкроите фартук.

6. Подогните низ нижней части фартука и боковые срезы кармана, нагрудника.

 

7. Пришейте тесьму на нагрудник и карман, сделайте из тесьмы бретель.

 

8. Пришейте карман к нижней части фартука.

 

9. Выкроите пояс (разметку делайте на ткани), сложите по длине вдвое, так чтобы срезы были на одной стороне, сметайте.

10. На нижней части фартука по линии талии сделайте складки, наложите пояс, совмещая его с серединой фартука, приметайте и пришейте.

11. Удалите нитки сметывания, отутюжите.

 

12. Готовый фартук наложите на фигурку девочки, боковые срезы нижней части и концы пояса закрепите с обратной стороны фигурки девочки клеем.

13. Фигурку с фартуком наклейте на плотный лист бумаги или картона и сделайте надпись “Моделирование фартука”.

 

14. Оценка работы. (Учащиеся демонстрируют свои изделия, размещая их на стенде).

Список литературы.

  1. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику “Технология. 5 класс” В.Д. Симоненко. Часть I. / Сост. Н.Б. Голондарева – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003. – 112с.
  2. Ю.К. Недоступов “Охрана труда в образовательных учреждениях” Часть II, издание 10(дополненное), УПЦ “Талант”, 2005.

Приложение здесь!