Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Разделы: Технология


Стратегия модернизации образования ставит вопрос о достижении нового качества общего образования, связанного, прежде всего, с готовностью и способностью молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим меняется вектор образовательной политики.

Деятельность педагогического коллектива сегодня направлена на развитие у школьников:

  • Самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • Умений отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • Готовность к сотрудничеству;
  • Способности к созидательной деятельности;
  • Толерантности, пониманию других;
  • Умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Достижение поставленных целей вовсе не означает, что школа должна отказаться от традиций формирования у школьников системы знаний, умений и навыков. Речь идёт о расширении образовательных функций школы, о том, чтобы в процессе обучения школьники получали разнообразный опыт, выражающийся в:

  • Самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • Использование известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу;
  • Творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  • Осуществлении эмоционально – ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Этот вопрос шире понятий знания, или умения, или навыка. Он включает в себя не только когнитивную и операционально–технологическую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.

Ориентир системы образования на усвоение учащимися определённой суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Учебные заведения призваны прежде всего формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Лишь при соблюдении этого условия может быть реализована идея непрерывного образования. В связи с этим особое значение приобретает организация технологического образования и повышение технологической культуры личности. Следовательно, особое место в подготовке человека к жизни в грядущем обществе должно отводиться формированию технологической культуры личности.

Технологическая культура человечества - культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности включает:

  • Знания, умения, навыки (когнитивный уровень);
  • Эмоционально – нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень);
  • Готовность действовать с учётом ответственности за свои действия (конативный уровень).

Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя, учащегося:

  • Культура дома;
  • Графическая культура;
  • Культура дизайна;
  • Информационная культура;
  • Предпринимательская культура;
  • Культура человеческих отношений;
  • Экологическая культура;
  • Культура дома;
  • Потребительская культура;
  • Проектная культура.

Формирование технологической культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников является общепедагогические дидактические принципы:

  • Связь теории с практикой;
  • Научность, сознательность и активность усвоения знаний;
  • Доступность, систематичность и преемственность обучения;
  • Наглядность и прочность усвоения знаний.

Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жёстко заданным набором технологий.

Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной обработки материалов с возможностями удовлетворить определённые потребности личности и общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально – трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Метод проектов применяется как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени.

Темы проектов практического характера выбираются актуальными для повседневной жизни и, вместе с тем, требующие привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Типология проектов может быть (по признаку доминирующей в проекте деятельности) исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико - ориентированная), ознакомительно – ориентированная и пр.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных,обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования. В нашей практике примером исследовательских проектов служит написание рефератов учащимися 9-11-х классов, участие в школьных и городских НПК, сдача экзамена по технологии в форме реферата.

Творческие проекты.

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты.

В таких проектах структура также намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчество здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая игра. Как пример, можно привести итоговую ролевую игру «Презентация компании». Учащиеся разделены на группы-компании по 4 человека в каждой. В каждой компании есть свой директор, бухгалтер и два рекламных агента. Необходимо придумать название школьной, которая приносила бы прибыль, рекламу и логотип, отчёт по прибыли, финансовую ведомость по зарплате. Реализация проекта происходит в течение 3 уроков, на последнем итоговом происходит защита и собственно презентация компании.

Ознакомительно – ориентировачные (информационные) проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико – ориентированные (прикладные) проекты.

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, создаваемый на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал и т.д.).

При работе над проектом педагог создаёт особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или экзамене и желания увернуться от них. Педагог, таким образом, ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно – исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие виды деятельности.

У учащихся формируется способность к преодолению трудностей через чувство радости в связи с выполнением задания. Ученик открывает мир для себя и себя в мире. Данный метод обучения повышает уровень познавательной активности учащихся, развивает креативность мышления и воспитывает многие качества личности, так необходимые человеку в современном технологичном обществе.

Метода проектов можно использовать для проверки знаний учащихся. Выделим два вида проектного метода обучения фронтальный и индивидуальный проект.

Фронтальный проект.

Учащиеся получают задание. Задача должна быть поставлена чётко и ясно. Учителем должны быть сформулированы требования к проекту, обозначен алгоритм действий для достижения результата.. Учитель также может предложить возможные темы проекта, которые в то же время подразумевают возможность творческого подхода к заданию. Фронтальный проект выполняется всеми учащимися на уроках. То есть, объясняя на уроке новый материал, учитель привязывает его к возможному проекту. Закрепление на практике происходит на материале собственного проекта.

Индивидуальный проект.

Это уровень возможен в классах, где дети знакомы с исследовательскими методами обучения и могут работать самостоятельно. Применение этого метода только в рамках урока невозможно, и неоправданно. Учащиеся получают задание, учителем формируется требование к проекту. Требования должны быть сформулированы минимальным образом, т.е. сразу стимулировать учащегося к творческому подходу в решении данной задачи. Темы учащиеся должны выбирать сами или с помощью других учителей предметников. В процессе работы необходим текущий контроль, который предназначен не столько для текущего оценивания или поверки добросовестности в работе учащегося, сколько для дополнительной мотивации и поощрения. Учитель может давать консультацию по наиболее сложным вопросам, рекомендации по дизайнерскому или алгоритмическому решению, которые учащийся сам решает, принять или нет. Учитель играет роль старшего наставника, сотрудника.

Важнейшую роль для успешного применения метода проектов играет выбор задания для работы. В первую очередь при выборе задания учитель должен учитывать уровень подготовки учащегося, навыки самостоятельной работы. Эти условия позволят определить целесообразность проектного метода и специфику проектного метода (фронтальный, индивидуальный).

После того как определено задание проекта, необходимо определить тему проекта или область, в которой проект будет разворачиваться. Конечно, лучше всего, если эту область и саму тему проекта выбирает сам учащийся, но если это вызывает затруднения необходимо оказать помощь, подтолкнуть к самостоятельному рождению идеи по выполнению проекта. При выборе темы учитель должен учитывать интересы учащегося и при этом актуальность и познавательность данной области.

Контроль и оценивание проекта.

Завершающая стадия метода является такой же значимой, как и все остальные. Плохая оценка или невнимание со стороны учителя к проделанной работе может повлечь серьёзные последствия и перечеркнуть всю проделанную работу, а также надолго лишить учащегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области технологии. Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал учащихся на творческую работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованность. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить своё мнение о каждом проекте, причём таким образом, чтобы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу – востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, чтобы мотивировать ребёнка к возможной доработке ил усовершенствованию проекта.

Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании школьников показала следующее:

  • Значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
  • Учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для них;
  • Учащиеся видят социальную и личную значимость предметно – преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда.

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.