Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка "Парные согласные"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце или в середине слова;
  2. Овладевать последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.

3. Минутка чистописания.

- А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

- Откройте тетради. Запишите число, чтобы запомнили, когда мы побывали в сказке.

СС сссс ссс СС с ссс ссс

сказка сказочка сказочник

Сказка – мёд, так и течёт.

- Какие два звука обозначает буква с ?

- Что вы можете рассказать про этот звук?

- Как называются эти слова?

- Что у них общего, что их объединяет?

- А какая орфограмма в слове сказка?

- Будут ли слова сказочка и сказочник проверочными словами? Почему?

- А как понять эту поговорку? (сказка, как мёд – сладкая, любимая, так и течёт, как речка)

- Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.

4. Словарная работа.

- Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.

(прикрепляю Красную Шапочку)

- Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже.

- Прочитайте хором то, что записано на доске.

Заяц, лисица, медведь, сорока

- Запишите в тетрадь эти слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.

Проверка.

5. Повторение. Имена собственные.

- Шла Красная Шапочка, шла, но как – то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. Чтобы понять, куда девочке нужно идти, запишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.

- Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)

Записывают с комментированием.

(собака Бим, сова Клара, бабушка Анна, лесник Жак)

- Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

- Отлично! Теперь – то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден. Но что это? Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне – «злой волк»

- Это проделки злого волка! Что же будет?

6. Тема урока.

(Рядом с Красной Шапочкой прикрепляется фигура волка выглядывающего из – под одеяла; волка в кружевном чепце)

- Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая – то!)

- Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? – говорит волк басом.

- А девочка ей в ответ: «ш – ш – ш …» (рядом с ними прикрепляется фигура пчелы)

- А пчела мимо летит: «ж – ж –ж…»

- Чем – то похожи эти звуки?

- Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них – звонкий, а другой – глухой.

(На доске картина; в окошках домика – парные согласные – буквы – человечки)

На доске таблица:

б в г д ж з - звонкие: из голоса и шума
п ф к т ш с - глухие: из шума

- От удивления у волка – бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый лоб и огромный волчий зуб (картинка волка)

Но она нисколько не испугалась, и мы тоже.

- Давайте запишем слова: глаз, зуб, нос, лоб.

- А рядом запишите проверочные слова. Подчерк