Взаимодействие руководителя и психолога в организации инновационной деятельности в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном ритме работы дошкольного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей, актуальных для сегодняшнего дня. Нужны новые подходы к управлению, которые, в том числе, предусматривают организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае возможно перевести дошкольное образовательное учреждение из функционирующего в развивающее и развивающееся. При этом необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке дошкольного учреждения к работе в режиме развития. Управление станет эффективнее, если руководители будут целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников, что позволит подготовить высокомотивированных профессионально подготовленных руководителей и педагогов, готовых к инновационной деятельности и сформировать сплоченный общностью цели коллектив детского сада.

В словаре живого великорусского языка В.И. Даля указывается, что слово «управление» произошло от глаголов править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Слово «инновация» происходит от латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо» [9].

Таким образом, управлять инновациями – значит давать ход, направление «новому, правильному и хорошему».

Инновационная деятельность в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности детского сада, если детский сад работает в режиме развития и учитывает потребности социума и направления государственной политики в сфере дошкольного образования (в том числе потребность в инновационных системах образования и воспитания, внедрении новых технологий и содержания образования в области детства).

Инновационная деятельность (ИД) включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госcтандартами; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. Она строится на основе следующих принципов [8]:

  1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрацию.
  2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.
  3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.
  4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ.
  5. Открытость образования, т.е предоставление как основного так и дополнительного образования.
  6. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Качество и результаты инновационной деятельности во многом зависят от специалистов, которые эту деятельность реализуют. Речь идет о команде специалистов-единомышленников, которые только во взаимодействии обеспечивают качественный результат.

Мы рассматриваем взаимодействие двух членов такой команды – это руководитель и психолог, - не потому, что мы умаляем роль других специалистов, например, старшего воспитателя, который, в частности, организует реализацию содержания инновационной деятельности и роль его огромна; а потому, что мы имеем возможность, учитывая собственный опыт, посмотреть на проблему изнутри, глазами психолога и глазами руководителя.

Итак, нас заинтересовал вопрос, как целесообразно организовать взаимодействие руководителя и психолога в осуществлении инновационной деятельности в детском саду?

Ориентируясь на функции управления, предложенные Третьяковым П.И., Белой К.Ю. и др. авторами, мы попробовали обозначить роль руководителя и роль психолога в организации инновационной деятельности, наметить необходимые точки соприкосновения, учитывая также функционал педагога-психолога, разработанный на методическом объединении психологов и опыт работы в детских садах МДОУ г.Новоуральска. Результаты наших размышлений и опыта представлены в модели взаимодействия, которая содержит в себе функции, задачи по организации инновационной деятельности, содержание работы руководителя и психолога.

Модель взаимодействия руководителя и психолога в организации ИД в детском саду

Функции управления Задачи по организации инновационной деятельности Роль руководителя (содержание деятельности) Примерное содержание взаимодействия Роль психолога (содержание деятельности)
1. Информационно-аналитическая функция. 1. Сбор и анализ информации о внутренних ресурсах детского сада:
  • кадровые ресурсы;
  • материально-технические;
  • правовые ресурсы;
  • программно-методическое обеспечение.

2. Оценка внешних ресурсов и возможностей:

  • сотрудничество с наукой;
  • профессиональная коммуникация (обмен опытом);
  • финансовая поддержка образовательных инноваций.

3. Создание динамичного банка данных на основе изучения состояния внутренних ресурсов и внешних условий.

1.Системно-структурный анализ имеющихся и необходимых условий инновационной деятельности:
  • материально-техническое, программное и кадровое обеспечение(образовательный, квалификационный уровень и др.);
  • нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность;
  • внешние условия.

2.Создание системы информационного обеспечения управления инновационной деятельностью (информационный банк и цикличные информационные потоки).

Социально-психологический аудит как инструмент управления инновационной деятельностью [1].

Обязательно совместное обсуждение результатов в процессе и после проводимой работы.

1.Экспертный анализ профессионализации кадров – психологический аспект (разработка процедур психологического анализа, социально-психологических основ подбора и расстановки кадров,  оценка их профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).

2.Оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей) – психологический аспект.

2. Мотивационно-целевая функция. 1.Определение стратегических целей инновационной деятельности (постановка цели) и определение отношения членов коллектива к инновациям.

2. Создание условий для формирования внутренней мотивации (мотивированности) к инновациям в начале и в процессе деятельности.

1. Создание эффективной системы морального и материального поощрения работников.

2. Работа по формированию благоприятного микроклимата в коллективе, обеспечение руководителем успеха в деятельности педагогов, создание ситуации признания значимости труда и уважения сотрудника.

1. Система мероприятий по определению целей, по созданию условий формирования мотивации к инновациям.

2. Специальная работа с коллективом с учетом стадий его формирования в инновационном процессе (установление сотрудничества и выработка системы общих профессиональных ценностей, утверждение субъект-субъектных взаимоотношений).

Совместное обсуждение.

1. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.

2. Разработка программы по созданию условий становления мотивации в процессе деятельности, в том числе посредством социально-психологического тренинга.

3. Планово-прогностическая функция. 1.Планирование деятельности по цели (разработка идеи, целеполагание, выбор путей и средств).

2.Прогнозирование результата   (описание желаемых и ожидаемых результатов).

1. План организации инновационного процесса в детском саду, который строится поэтапно и включает в себя мероприятия по работе с педагогами, социальному партнерству; контролю и анализу, информационному обеспечению.

Приложение № 1.

2. Координация по поводу полномочий и закрепления функций в совместной деятельности (фиксируется в должностных инструкциях, приказах и т.д.).

1.Разработка планов, прогностических моделей деятельности коллектива.

2. Выработка алгоритма реализации инновационных технологий и продуктивной коммуникации.

Совместное обсуждение.

1. Оценка планирования.

2. Участие в планировании программ профессионального совершенствования персонала.

3. Прогнозирование результата –психологический аспект.

4. Организационно-исполнительская функция. 1. Создание условий для работы коллектива в инновационном режиме (для осуществления инновационной деятельности).

2. Собственно организация инновационной деятельности (реализация инновационного содержания).

Роль руководителя:

1. Организация выполнения инновационных программ:

  • повышение квалификации специалистов;
  • координация инновационного процесса, взаимодействия специалистов;
  • мероприятия по сохранению психологического здоровья педагогов в меняющихся условиях жизнедеятельности, обеспечению психологической безопасности и комфортных условий деятельности персонала, а также система мер по развитию инициативы членов коллектива. Приложение № 2 -«Как развивать инициативу членов коллектива».
Содержание взаимодействия руководителя и психолога: система мероприятий по осуществлению инновационной деятельности.

Совместное обсуждение.

Психолог обеспечивает:

1. Сопровождение реализации инновационных программ:

  • приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
  • формирование психологических установок педагогов (в их числе - установка на личностное преобразование педагога, на работу над собой);
  • формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.
5. Контрольно-диагностическая функция. 1.Контроль реализации целей (сбор информации в ходе контроля).

2.Мониторинг качества инновационной деятельности:

  • оценка условий инновационного процесса в детском саду;
  • контроль рубежных и конечных результатов инновационной деятельности.
1. Административный контроль инновационного процесса (выполнение приказов, планов и др.).

2. Мониторинг качества реализации инновационных технологий через оценку условий, результатов деятельности.

1. Контроль организации условий инновационной деятельности и хода эксперимента.

Инструмент – система мониторинга (оценка ситуации, оценка качества, анализ полученных результатов, поиск ресурсов).

Совместное обсуждение.

1. Сопровождение ребенка (мониторинг - диагностика развития детей в динамике как форма контроля качества).

2. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).

3. Анализ факторов успехов и причин недостатков (психологический аспект).

6. Регулятивно-коррекционная функция. 1.Корректировка условий для достижения наилучшего результата. 1. Внесение корректив с помощью оперативных способов (приказ, указание и др.). Регуляция (изменение) условий и процесса, внесение корректив, анализ возникающих проблем и отбор оптимальных приемов их преодоления.

Совместное обсуждение.

1. Предложения по внесению корректив в организацию инновационной деятельности на основе анализа.

При организации взаимодействия руководителя и психолога в инновационной деятельности необходимо учитывать некоторые особенности формирования коллектива, а именно: отношение субъектов инновационной деятельности к инновациям и те изменения, которые происходят в коллективе и могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны проявления, что во многом зависит от организации деятельности и определяет ее успешность.

Так, по выборочным статистическим данным, на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены коллектива ДОУ по степени мотивации к инновациям разделяются:

  • 1 группа - лидеры (3%);
  • П группа – позитивисты (50%);
  • Ш группа – нейтралы (30%);
  • 1У группа – негативисты (17%).

Люди, слабомотивированные на освоение и внедрение нового, могут оказывать сопротивление в разной форме. Установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности, типа нервной системы, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др.

Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость, кликушество, стабилизация, сотрудничество, зрелый коллектив (последние 2 стадии – стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса).

Необходимо учесть, что работа педагогов в инновационном режиме создает повышенную напряженность, что, в свою очередь, может привести к усталости, эмоциональному выгоранию.

По нашим данным, симптомы стрессового состояния имеются у 77 % педагогов детского сада, при этом 32 % имеют выраженные симптомы эмоционального выгорания.

Таким образом, требуется специальная работа по восстановлению психологического ресурса педагогов, помощь в адаптации к инновационной деятельности. Цель такой работы - обеспечить деятельность без значительного нервного напряжения, в здоровьесберегающем для педагогов режиме.

В связи с этим очень важно развитие потребности педагогов в творческой самореализации, поскольку творчество, как важнейший механизм приспособления, можно рассматривать как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Правильно организованная инновационная деятельность может, на наш взгляд, расширить возможности для творческой реализации педагогов и, таким образовать, предупредить эмоциональное выгорание.

Вывод: По нашему мнению, представленное нами содержание функций управления дошкольным учреждением и организация в рамках данных функций взаимодействия руководителя и психолога существенно помогает реализовать задачи инновационной деятельности и способствует преобразованию деятельности учреждения из функционирующей в развивающую.

Хочется подчеркнуть, что такое моделирование профессиональных позиций и профессиональных взаимоотношений возможно только при достижении взаимопонимания, взаимной заинтересованности, определенного уровня профессиональной компетентности руководителя и психолога.

И хотя оба этих специалиста занимают роль лидера в преобразованиях, тем не менее ведущая роль и ответственность в этом взаимодействии принадлежит руководителю как организатору инновационной деятельности в детском саду, который во многом и формирует стратегический запрос на психологическую работу.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления. Основы педагогического менеджмента, 2003. № 4.
  2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., изд-во «Астрель», 2001.
  3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования. // «Вопросы психологии», 1997. № 5.
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.
  5. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., АСАDЕМА, 2003.
  6. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология. // Народное образование, 1998. № 9.
  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». // «Официальные документы в образовании»,2003. № 24.
  8. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Лазарева В.С. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.
  9. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Изд-во Ин-та Психотерапии. М., 2002.
  10. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.
  11. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., «Новая школа», 2003.
  12. Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1985.