Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Разделы: Общепедагогические технологии


Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики – образует нераздельную основу современного образования.

А.П. Ершов

Развитие человеческой цивилизации переступило невидимую черту, разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности ребенка. Таким образом, главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.

Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека. Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский).

Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности (И.С. Якиманская), совместного проектирования учебной деятельности (Н.И. Алексеев).

Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.

Образование, ориентированное на личность, включает в себя:

  • отказ от ориентировки на среднего;
  • применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося;
  • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование развития личности;
  • конструирование индивидуальных программ развития.

Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Я использую в своей работе технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet)

Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают:

  • организацию совместной деятельности;
  • взаимопонимание, общение;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.

На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.

Пример 1: 10-й класс.
Тема урока: “Функции пользователя в Бейсике. Оператор DEF”
Цель урока: ввести понятие функции пользователя, показать ее отличие от подпрограммы, привить навыки использования этой функции в программе.
Учащиеся должны знать: определение функции пользователя, формат оператора DEF.
Учащиеся должны уметь: пользоваться оператором DEF при составлении прикладных программ, проводить выбор между оператором DEF и подпрограммой.
Тип урока: изучение нового материала.
Дифференциация: по уровню сложности примеров.

Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.

Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Для достижения данной цели свою работу я строю следующим образом:

  • структурирую содержание программы, выделяю узловые моменты;
  • определяю базовый уровень образования, базовый уровень информационной культуры, минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;
  • организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”; формирую информационную культуру;
  • совместно с учениками определяем тему проекта, над котором будем работать, (обучаю технике совместной деятельности);
  • в процессе подготовки проекта, расширяю базовый уровень знаний и информационной культуры учащихся;

Свои основные направления работы я вижу в:

  • формирование у учащихся практических навыков работы со стандартным программным обеспечением – текстовые, графические редакторы, инструментальные программные средства, поддерживающие использование мультимедиа и интернет-технологии;
  • освоение учениками методов компьютерного моделирования, анализа компьютерных моделей;
  • обучение навыкам самообразования через участие в проектах, интеграция знаний из разных областей человеческой деятельности.

По мере развития и практического достижения базового уровня информационной культуры и культуры операционных действий начинается работа над проектом, включающая в себя следующие этапы:
Этап 1. Уточнение предметной области. На данном этапе выбирается конкретная область знания (география, биология, литература, и т. п.).
Этап 2. Извлечение знаний. Происходит поиск и отбор материала по выбранной тематике. Источниками знаний являются учебники, справочная литература, информационные ресурсы баз данных, ресурсы Интернет.
Этап 3. Структурирование знаний. Определяются терминология, список основных понятий и атрибутов, понятия классифицируются по содержанию, устанавливаются логические связи между ними.
Этап 4. Представление материала. Определяется и реализуется форма представления материала. Это может быть реферат, альбом, рекламный буклет, информационный проспект, выпуск газеты, создание сайта и т. п.

Пример 2:
Проект: “Оформление поздравительной открытки к празднику День учителя”
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип проекта: творческий.
Идея проекта: ученики получают задание, используя работу с графикой оформить поздравительный буклет к празднику (собрав поздравления учителям). В дальнейшем, оформив работы в виде подпрограмм, объединить в единую программу, результатом исполнения которой будут изложены все пожелания учителям.

Таким образом, выполнение заданий по проекту в конкретной предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением, актуализировать, формировать и систематизированные знания.

В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю ученикам продвигаться в системе знаний.

Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на собственном опыте и опыте других. Использование технологии разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться высоких результатов с каждым учеником.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, позволяет использовать множество дидактических подходов (обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное обучение). Способствует повышению мотивации учеников, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда (выпуск стенгазет, буклетов, сайт).

Придерживаясь личностно-гуманитарной парадигмы образования, цель обучения вижу в обеспечении включения обучающихся в условия интенсивного внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека и общества, для наиболее полной востребованности личности в его дальнейшей жизни.

В данной цели выделяю два компонента: компонент общего образования; компонент прикладного образования.

Для достижения компонента общего образования работаю над: формированием информационной культуры обучающихся; умением самостоятельно приобретать знания, из различных областей жизнедеятельности человека; обучаю умениям целеполагания, дополнения, содержания изучаемых знаний, формируя умения и навыки исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств; формируя умения извлекать практическую пользу от общения с компьютерными технологиями, подготавливая к трудовой деятельности с использованием компьютерных средств.

Добиваюсь достижения выполнения компонентов прикладного образования.

В целях личностно-ориентированного воспитания развиваю познавательный интерес обучающихся, формирую логическое и системное мышление, развиваю рефлексии.

Для достижения поставленных целей:

  • повышаю информативную ёмкость и наглядность изучаемого материала;
  • улучшаю освоение знаний за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирую умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
  • развиваю навыки самостоятельной работы;
  • раскрываю потенциал и значимость изучаемого материала в будущей деятельности;

В своей работе опираюсь на такие принципы:

Принцип научности. Применяя его, стремлюсь, донести до учащихся новейшие достижения компьютерных и информационных технологий, используя современный метод обучения – метод проектов. Поощряю исследовательскую деятельность учащихся.

Принцип наглядности. Компьютер как универсальное средство обработки информации обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Так как, именно наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, обучаю и поощряю использование таблиц, диаграмм, графиков, графических изображений.

Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи. Принцип систематической рефлексии учебной работы заключается в следующем: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией. Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своём опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Одно из важных условий успешного продвижения рефлексии групповой работы – доброжелательность, концентрация внимания на положительных аспектах деятельности всех и каждого.

Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы. Умение выслушивать, взаимодействовать, поощрять и организовывать товарищей по групповой работе не появляется само собой. Чтобы организовать успешную работу надо целенаправленно учить учащихся навыкам групповой работы, формировать мотивы к систематическому использованию этих навыков.

Пример 3:

Изучение темы: “Использование подпрограмм при работе с графикой в языке “Бейсик” (11 кл.) организую так:

  • делю класс на группы по 3-4 человека;
  • каждая группа получает задание: изображение графического объекта (солнце, дом, дерево, машина, туча). В зависимости от уровня членов группы объект статический или динамический (имитация движения);
  • работа в группе: обсуждение способа, реализация задания, оформление результата в виде под программы;
  • обсуждение каждой подпрограммы (выявление и исправление ошибок);
  • соединение подпрограмм в одной программе, прогон, подведение итогов.

Такая форма организации ориентирована на общую цель, которая становится дополнительным мотивационным фактором. Ученики чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создаёт предпосылки для повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности.

В своей работе я замечаю, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • влечёт возрастание интересов детей;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Но главное, метод проектов позволяет интегрировать в себя методы воспитания и развития.

Пример 4:

При создании учебного проекта для обработки навыков работы с программой Power Point мною было поставлено задание: создать работу, которую можно применять при объяснении нового материала, Выполнение проекта преследовало цели:

  • развитие навыков групповой работы;
  • развитие навыков комплексного использования компьютера для решения прикладной задачи;
  • развитие навыков анализа информационного материала.

До выполнения проекта, ученики уже были знакомы с работой в текстовом редакторе и графическом редакторе.

Задание в группах сводилось к поиску и отбору материала по направлениям:

  • алгоритм создания презентаций;
  • вставка объектов – текстов и рисунков;
  • вставка автофигур;
  • использование анимации;
  • использование гиперссылок.

Результатом групповой работы стала презентация, знакомящая с основными этапами работы в программе Power Point.

Задание было творческим, проблемным, поэтому решало задачи развития. Методы стимулирования естественного саморазвития – поощрение, подбадривание, поддержка, ситуация выбора – решали задачи воспитания. Вообще же проекты учеников наиболее эффективно могут быть реализованы при использовании методов проблемизации, уяснения готового знания из печатного источника, проблемного обсуждения и эвристической беседы.

Как один из методов развития использую метод создания интеллектуальной и креативной среды. Никогда не упрощаю язык изложения материала, а пытаюсь все новые термины объяснить в их контексте. К урокам готовлю памятки определений (Тезаурус).

Формируя и развивая креативную (творческую) среду, часто даю ученикам творческие задания.

При такой форме организации урока применяется метод формирования социального опыта детей через вовлечения их в социальные ролевые функции, а также используется ситуация свободы выбора. В комплексе с последующим анализом рекламной этики, – это воспитывает и развивает учеников, целенаправленно формирует их социальный опыт.

Придерживаясь принципа целенаправленного обучения навыкам групповой работы, использовать метод обучения в сотрудничестве мне помогают следующие приёмы:

Приём взаимных заданий, способствующий активному развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные другими одноклассниками. Задания могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания.

Пример 5:

На уроке в 10-м классе по теме “Организация циклов в языке Бейсик” группам было предложено составить для других групп блок-схемы какой-либо задачи, по которой “соперникам” предстояло восстановить алгоритм.

Этот приём помогает достичь сразу несколько целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности; во-вторых, они включаются в творческую деятельность; в-третьих, при даче такого задания на дом, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко возрастает. Дальнейшим развитием этого приёма выступает приём обсуждения взаимных заданий. Целью обсуждения является нахождение лучших вариантов выполнения.

Временная работа в группах. Этот приём представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий, например:

  • обмен идеями, собственным опытом;
  • обмен информацией, полученной из разных источников и её обсуждение;
  • постановка вопросов для предстоящего обсуждения;
  • проведение “мозгового штурма”;
  • выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

Создание ситуаций совместных переживаний. Этот приём способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания.

Наиболее сильные переживания можно наблюдать при защите проектов. Внесение своей частицы труда, эмоций, радости, ощущение будущего успеха объединяет учащихся.

Используя дифференцированный подход в обучении, применяю приём подготовки заданий, допускающих несколько способов решения. Ученик решает задачу на своём уровне сложности. Использование данного приёма влечёт рост числа нестандартных решений.

Активизации механизмов мышления способствует применение приёма размышления вслух, использовании активизирующих вопросов. Эти приёмы ведут к повышению уровня осмысления учебного материала.

Практическое освоение учащимися информационных технологий – одна из задач современного курса информатики. Для решения этой задачи мною формируется учебно-методический комплекс.

В его состав входят тезаурусы, комплект уровневых взаимосвязанных и взаимодополняющих заданий, комплект задач, имеющих несколько способов, проверка промежуточного и итогового контроля знаний при помощи компьютерных программ.

Например, для решения задач освоения предметной терминологии использую работу с ребусами и кроссвордами. Такая работа состоит из двух частей: решения и составления. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Ребусы можно использовать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия. Ребусы могут быть и частью домашнего задания. Для учащихся – это возможность самовыражения, независимо от уровня успеваемости.

Кроссворд можно использовать при повторении. Учащиеся сначала работают самостоятельно. Если возникают вопросы, то советуются друг с другом. Это активизирует процесс общения. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой. Использование кроссвордов возможно и как контроль знаний.

При непрерывном и качественном обучении информатики появляется возможность целенаправленного развития системного мышления каждого школьника. Средством в таком процессе выступают уровневые задания. При их выполнении использую как дифференцированную, так и индивидуализированную групповую деятельность учащихся. В последнем случае учащиеся распределяют свои обязанности так, чтобы слабые ученики выполняли посильные для них задания.

При защите проектов использую различные формы дискуссий: круглый стол, форум, пресс-конференция. Например, при защите проекта “Компьютер и здоровье” использовалась форма пресс-конференции.

Надо признать, что не всегда деятельность по проектам укладывается в жёсткие рамки урока. Это приводит к использованию индивидуально-обобщённой формы деятельности учащихся: самостоятельных индивидуальных занятий, лабораторного практикума, деятельности по консультированию.

Именно в такой работе происходит практическое применение знаний на практике

Информационно-коммуникационные технологии помогают усилить воспитывающую функцию обучения, достигается новый качественный уровень гимназического образования, который выражается в способности учащихся находить и обрабатывать информацию, овладевать знаниями и умениями, эффективно применимыми в любой сфере жизнедеятельности, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.