Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках информатики

Разделы: Общепедагогические технологии


Союз трех фундаментальных учебных дисциплин – языка, математики и информатики – образует нераздельную основу современного образования.

А.П. Ершов

Развитие человеческой цивилизации переступило невидимую черту, разделяющую тысячелетия. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Подобная интеллектуальная революция требует гуманизации образовательных процессов, обращения к хрупкому внутреннему миру личности ребенка. Таким образом, главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.

Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека. Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский).

Технология личностно ориентированного обучения позволяет активно развивать субъективный опыт жизнедеятельности ученика, помогает личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Её содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебно-познавательной деятельности (И.С. Якиманская), совместного проектирования учебной деятельности (Н.И. Алексеев).

Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий нормативные образы и индивидуальное сознание ученика совместно с учителем, в ходе которого создаются условия для внутреннего принятия смысла изучаемых знаний.

Образование, ориентированное на личность, включает в себя:

  • отказ от ориентировки на среднего;
  • применение психолого-педагогической диагностики личности учащегося;
  • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
  • прогнозирование развития личности;
  • конструирование индивидуальных программ развития.

Для достижения поставленной цели мы имеем возможность выбрать программу, использовать ее вариативную часть, учебники, а также форму организации учебного процесса. Я использую в своей работе технологии, способные предоставить ученику возможность выбора, научить его ориентироваться в потоке информации, выбирать и использовать нужную (материалы справочной, энциклопедической литературы, данные компьютерной сети Internet)

Работая над данной проблемой, я использую технологии, которые предполагают:

  • организацию совместной деятельности;
  • взаимопонимание, общение;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение ученика к собственной работе.

На своих уроках я использую технологии: “обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение, метод проектов, которые позволяют вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока.

Пример 1: 10-й класс.
Тема урока: “Функции пользователя в Бейсике. Оператор DEF”
Цель урока: ввести понятие функции пользователя, показать ее отличие от подпрограммы, привить навыки использования этой функции в программе.
Учащиеся должны знать: определение функции пользователя, формат оператора DEF.
Учащиеся должны уметь: пользоваться оператором DEF при составлении прикладных программ, проводить выбор между оператором DEF и подпрограммой.
Тип урока: изучение нового материала.
Дифференциация: по уровню сложности примеров.

Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации.

Своей главной задачей я считаю помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Для достижения данной цели свою работу я строю следующим образом:

  • структурирую содержание программы, выделяю узловые моменты;
  • определяю базовый уровень образования, базовый уровень информационной культуры, минимальный уровень знаний, умений, навыков, необходимых для участия в будущих проектах;
  • организую совместную деятельность по формированию базовых уровней, используя дифференцированный и индивидуальный подход, обучение в “сотрудничестве”; формирую информационную культуру;
  • совместно с учениками определяем тему проекта, над котором будем работать, (обучаю технике совместной деятельности);
  • в процессе подготовки проекта, расширяю базовый уровень знаний и информационной культуры учащихся;

Свои основные направления работы я вижу в:

  • формирование у учащихся практических навыков работы со стандартным программным обеспечением – текстовые, графические редакторы, инструментальные программные средства, поддерживающие использование мультимедиа и интернет-технологии;
  • освоение учениками методов компьютерного моделирования, анализа компьютерных моделей;
  • обучение навыкам самообразования через участие в проектах, интеграция знаний из разных областей человеческой деятельности.

По мере развития и практического достижения базового уровня информационной культуры и культуры операционных действий начинается работа над проектом, включающая в себя следующие этапы:
Этап 1. Уточнение предметной области. На данном этапе выбирается конкретная область знания (география, биология, литература, и т. п.).
Этап 2. Извлечение знаний. Происходит поиск и отбор материала по выбранной тематике. Источниками знаний являются учебники, справочная литература, информационные ресурсы баз данных, ресурсы Интернет.
Этап 3. Структурирование знаний. Определяются терминология, список основных понятий и атрибутов, понятия классифицируются по содержанию, устанавливаются логические связи между ними.
Этап 4. Представление материала. Определяется и реализуется форма представления материала. Это может быть реферат, альбом, рекламный буклет, информационный проспект, выпуск газеты, создание сайта и т. п.

Пример 2:
Проект: “Оформление поздравительной открытки к празднику День учителя”
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Тип проекта: творческий.
Идея проекта: ученики получают задание, используя работу с графикой оформить поздравительный буклет к празднику (собрав поздравления учителям). В дальнейшем, оформив работы в виде подпрограмм, объединить в единую программу, результатом исполнения которой будут изложены все пожелания учителям.

Таким образом, выполнение заданий по проекту в конкретной предметной деятельности позволяет активизировать такие приёмы умственной деятельности как анализ, синтез, обобщение, абстракция, структурирование; развивать приёмы и способы работы с информацией, связанные с ее сбором, переработкой, представлением, актуализировать, формировать и систематизированные знания.

В связи с информационной насыщенностью я большое внимание в своей работе уделяю поиску и обработке информационных ресурсов, помогаю ученикам продвигаться в системе знаний.

Обучение строю в зависимости от уровня обучаемых и позволяю учиться на собственном опыте и опыте других. Использование технологии разноуровневого обучения в моей работе мне помогает добиваться высоких результатов с каждым учеником.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, позволяет использовать множество дидактических подходов (обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, эвристическое и проблемное обучение). Способствует повышению мотивации учеников, что предопределяет возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения. Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда (выпуск стенгазет, буклетов, сайт).

Придерживаясь личностно-гуманитарной парадигмы образования, цель обучения вижу в обеспечении включения обучающихся в условия интенсивного внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека и общества, для наиболее полной востребованности личности в его дальнейшей жизни.

В данной цели выделяю два компонента: компонент общего образования; компонент прикладного образования.

Для достижения компонента общего образования работаю над: формированием информационной культуры обучающихся; умением самостоятельно приобретать знания, из различных областей жизнедеятельности человека; обучаю умениям целеполагания, дополнения, содержания изучаемых знаний, формируя умения и навыки исследовательской и поисковой работы в информационных ресурсах современных компьютерных средств; формируя умения извлекать практическую пользу от общения с компьютерными технологиями, подготавливая к трудовой деятельности с использованием компьютерных средств.

Добиваюсь достижения выполнения компонентов прикладного образования.

В целях личностно-ориентированного воспитания развиваю познавательный интерес обучающихся, формирую логическое и системное мышление, развиваю рефлексии.

Для достижения поставленных целей:

  • повышаю информативную ёмкость и наглядность изучаемого материала;
  • улучшаю освоение знаний за счет использования индивидуальных образовательных траекторий;
  • формирую умения моделировать и проектировать изучаемые процессы;
  • развиваю навыки самостоятельной работы;
  • раскрываю потенциал и значимость изучаемого материала в будущей деятельности;

В своей работе опираюсь на такие принципы:

Принцип научности. Применяя его, стремлюсь, донести до учащихся новейшие достижения компьютерных и информационных технологий, используя современный метод обучения – метод проектов. Поощряю исследовательскую деятельность учащихся.

Принцип наглядности. Компьютер как универсальное средство обработки информации обладает широкими дидактическими возможностями, способностью в наглядной форме представить различного рода зависимости и соотношения. Так как, именно наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, обучаю и поощряю использование таблиц, диаграмм, графиков, графических изображений.

Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения, реагировать на неудачи. Принцип систематической рефлексии учебной работы заключается в следующем: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией. Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своём опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют. Одно из важных условий успешного продвижения рефлексии групповой работы – доброжелательность, концентрация внимания на положительных аспектах деятельности всех и каждого.

Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы. Умение выслушивать, взаимодействовать, поощрять и организовывать товарищей по групповой работе не появляется само собой. Чтобы организовать успешную работу надо целенаправленно учить учащихся навыкам групповой работы, формировать мотивы к систематическому использованию этих навыков.

Пример 3:

Изучение темы: “Использование подпрограмм при работе с графикой в языке “Бейсик” (11 кл.) организую так:

  • делю класс на группы по 3-4 человека;
  • каждая группа получает задание: изображение графического объекта (солнце, дом, дерево, машина, туча). В зависимости от уровня членов группы объект статический или динамический (имитация движения);
  • работа в группе: обсуждение способа, реализация задания, оформление результата в виде под программы;
  • обсуждение каждой подпрограммы (выявление и исправление ошибок);
  • соединение подпрограмм в одной программе, прогон, подведение итогов.

Такая форма организации ориентирована на общую цель, которая становится дополнительным мотивационным фактором. Ученики чувствуют ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Ученики выполняют реальную работу, которая завершается практическим результатом. Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют успешному решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге. Группа анализирует успешность своей деятельности. Это создаёт предпосылки для повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности.

В своей работе я замечаю, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует множество дидактических подходов;
  • влечёт возрастание интересов детей;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Но главное, метод проектов позволяет интегрировать в себя методы воспитания и развития.