Урок музыки в 6-м классе, 1-я четверть, по теме "Преобразующая сила музыки"

Разделы: Музыка


«Человек и песня. Для меня сочетание этих слов звучит так же, как, скажем, человек и воздух. Я не знаю людей, которые могут обходиться без воздуха. Песня – фанфарист в светлые дни радости. Мы приникаем к ней, как к единственному другу, когда на нас находит грусть. А в бою песня становится лидером перед самым трудным окопом».

М. Светлов.

Музыкальный материал:
«Чудо – музыка» Д.Б. Кабалевский;
«На побережье тайном» М. Теодоракис;
«Я – фронт» М. Теодоракис;
«Сиртаки» народный греческий танец;
«Танец рыцарей» С.С. Прокофьев;
«Ты – человек!» Е. Крылатов;

Методическая литература:
Программа «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского 1–8кл;
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательных школ 6 кл.
Методическое пособие «музыка в 4–7 классах» Т.А. Бейдер;
Произведения К.Паустовского, В.Короленко, О’Генри;

Оборудование:
Нотные плакаты: « Я – фронт»;
Текстовые плакаты: «Я – фронт», «Чудо-музыка», «Ты – человек!»
Портреты: Д.Б. Кабалевский, М. Теодоракис, М. Фарандури;
Музыкальный центр;
Видеодвойка;

Словарь:
Лад, тональность, затакт, мажор, минор, переменный лад;
Греция, Эллада, Афины, сиртаки, бузуки;
Д.Б. Кабалевский, М. Теодоракис, М. Фарандури;

Цель: на примере творчества греческого композитора М. Теодоракиса убедиться в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели.

Воспитательные задачи:

  • развивать вокально-хоровые навыки, слушательскую культуру, эстетический вкус;
  • формировать чувство патриотизма;
  • воспитание активной жизненной позиции;

 

Ход урока

Учащиеся входят в класс под звучание произведения Д. Б. Кабалевского «Чудо-музыка».
Организационный момент.

Учитель:
– Как называется произведение под музыку которого вы входили в класс? («Чудо- музыка»).
– Назовите имя композитора – создателя этого произведения? (Демонстрируется портрет Д.Б. Кабалевского).
– Какое настроение появилось у вас во время звучания произведения? (Живое, задорное, легкое).
– Это приподнятое настроение помогает создать какое музыкальное качество, используемое композитором? (Танцевальность).

Разучить текст первого и второго куплета шепотом, с четкой дикцией, делать в каждой фразе один легкий акцент на сильной доле второго такта, на слова «Вот так!» – два акцента.

Учитель:
– Назовите лад и тональность произведения? (Ре-мажор).

Настроить учащихся. Исполнить первый куплет с точным интонированием альтерированных звуков. Выдержанные звуки в конце фраз исполнять на опоре, слегка подчёркивая их активное снятие.
Повторить второй куплет.

Учитель:
– Какой лад появляется во втором куплете? (Минор).
– Как называется лад, в котором происходит смена мажора на минор? (Переменный).

Исполнить второй куплет с солистами.
Разучить третий и четвёртый куплеты. В четвёртом куплете расширенные фразы начинать тихим, легким звуком, беречь дыхание.
В пляску ввести хлопки.

Учитель:
– Вы оживились, почувствовав влияние музыки Д. Б. Кабалевского на вас, а какие примеры из литературных произведений, из жизни вы подобрали о том, как музыка воздействует на человека? (Учащиеся приводят примеры из произведений «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского, «Фараон и хорал» О. Генри, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Струна», «Старый повар» К. Паустовского; примеры из жизни хирурга С. Юдина, Ю. Фучика и т.д.)

Учитель:
– А сейчас мы мысленно перенесёмся через моря и континенты и окажемся в прекрасной стране – Греции, создавшей ещё в древние времена светлую, гуманистическую культуру, прекрасное, полное жизни искусство:
О, Греция, воспетая Гомером!
Ты многим поколеньям даришь вдохновение!
Звучанье лир, кифар…
Волшебный миф
Нашептывает шум твоих олив.
По горным склонам пусть журчат ручьи.
Лазурны небеса… а солнышка лучи нежны…
Мотив сиртаки вечно пусть звучит,
А на Олимпе бог войны молчит!

(В. Якущенко.)

Исполняется танец «Сиртаки»

Звучит фрагмент «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева.

Учитель:

– Но всё же страну накрыли чёрные тучи. В 1967 году в Греции произошёл фашистский переворот, и власть захватили в свои руки враги греческого народа «чёрные» полковники. Лучшие люди Греции встали на защиту своей родины. В первых рядах бойцов – антифашистов был музыкант- композитор Микис Теодоракис (Демонстрация портрета). Его оружием стали песни, собственного сочинения, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за её свободу. Микис был арестован, заточён в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено, так же как ношение оружия, – под угрозой суда военного трибунала.
Но на окраине Афин в маленьком кафе собирались любители песен и единомышленники Теодоракиса. Каждый вечер певец, аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, какие можно было услышать и по радио, и где угодно. Но каждый из людей ждал минуты, когда музыкант переставал петь, клал гитару на колени и замолкал. И по выражению его лица, его глаз, все присутствующие понимали, что он молчит песни М. Теодоракиса…И вместе с ним тоже молчали песни своего любимого композитора… Задумайтесь: песни, которые не поют, а молчат!
– Какие чувства испытывали люди? (Единение, желание быть свободными). Такие песни становятся оружием в борьбе!
– Сейчас прозвучит одна из таких песен. Называется она «На побережье тайном». Исполняет песню тогда совсем молодая девятнадцатилетняя греческая певица Мария Фарандури (Демонстрация портрета) в сопровождении маленького ансамбля: народного струнного инструмента – бузуки, гитары, рояля и ударных. Когда этот ансамбль был в Москве и записывал на пластинку песни М. Теодоракиса, сам композитор находился в фашистском застенке.

Звучит песня «На побережье тайном». Проецируется видеофильм о Греции.

Учитель:
– Мы не знаем греческого языка, но можем рассказать о том, что чувствовал, что переживал автор, когда создавал эту музыку? (Мечтал о счастливой, спокойной жизни, испытывал глубокую любовь к родной земле, её людям, желал им свободы).
– Эта мысль отражена и в характере произведения. А каков он? (Плавный, спокойный, танцевально – песенный, пластичный, народный).
– Интонации какого знакомого танца пронизывают всё произведение? (Сиртаки).
– Могла бы такая музыка говорить о зависти, высокомерии, о злобе, раздражении, о лжи, ненависти? (нет).
– Тогда скажите мне, о чём же? (О добром).
– Вторая песня М. Теодоракиса называется «Я – фронт», сочинена на его собственные стихи. Словами «Я – фронт» он начинал обращения к своим друзьям.

Звучит произведение М. Теодоракиса «Я – фронт». Учащиеся слушают.

Учитель:
– Портреты каких людей нам изобразила музыка? (Мужественных, сильных, волевых, суровых, решительных).
– Назовите лад и тональность этого произведения? (Фа-минор).

По нотному плакату просольмизировать, просольфеджировать первую фразу (внимание на чистую квинту, допевать выдержанные звуки в конце фраз).

Учитель:
– Как звучит мелодия вначале? (Приглушенно, со сдержанной внутренней силой).
– В какой момент мелодия прорывается? (В проигрышах).
– Какое музыкальное качество в ней?(Маршевость).
– А в аккомпанементе? (Танцевальность).

Учащиеся исполняют со словами первый куплет со словами.

Учитель:
– Интонации какого греческого танца слышны в проигрыше между куплетами? (Сиртаки).

Учитель:
– Вот такие песни молчали греческие патриоты в тяжкие годы испытаний. Их смысл можно выразить словами В.В. Маяковского:
«И песня, и стих – это бомба и знамя!».
М. Теодоракис видит величайшую силу искусства в том, что: «оно может в мгновение ока слить воедино разум и чувства тысяч и тысяч людей, поднимающихся на борьбу за свободу и справедливость». Примером тому служат последние события в Югославии. В знак протеста против бомбардировки американской авиацией г. Косово М. Теодоракис даёт свой концерт.

Демонстрация слайд-фильма.
Учитель:
– Заканчивать наш разговор о силе воздействия музыки на людей мы будем замечательным произведением Е. Крылатова «Ты - человек!».

Исполнение произведения.

Учитель:
– Дома постарайтесь услышать хорошую музыку, почувствовать силу её воздействия.
– Урок окончен, до новых встреч с искусством!

Учащиеся выходят под произведение М. Теодоракиса «Я – фронт».

ВЫПИСКА
из протокола обсуждения урока музыки в 6Б классе по теме:
«Преобразующая сила музыки».

Присутствуют:

  • Пак Н.И. – учитель музыки « ЦО №8»;
  • Казанцева Н.В. – учитель МХК «ЦО №8»;
  • Курганян О.Н. – учитель музыки МОУ «СОШ №32»;
  • Гарина Л.А. – учитель музыки МОУ «СОШ № 17»;
  • Шустова Е.Н. – учитель музыки МОУ «СОШ №7»;
  • Соловьёва Г.Р. – учитель музыки МОУ «СОШ №31»;

Выводы:

Пак Н.И., высшая категория.

Учитель использует различные формы работы: беседа, индивидуальный опрос, поисковая работа. Применяет ТСО, наглядность.

Казанцева Н.В., высшая категория.

Учитель прекрасно владеет методом драматизации.

Курганян О.Н., высшая категория.

Ребята показали отличные знания предмета, окунулись в мир прекрасного. Темп урока оптимальный.

Гарина Л.Н., первая категория.

Урок воспитывающий, учит патриотизму, любви к Родине, краю, жизни, свободе.

Шустова Е.Н., высшая категория, «Отличник народного образования РФ».

Речь учителя эмоциональная, образная. Учитель отлично владеет инструментом. Знает всех детей по имени.

Соловьёва Г.Р., высшая категория, руководитель городского МО учителей музыки.

На уроке продемонстрирована связь с жизнью. Все новые моменты программы выполнены, на лицо творчество учителя, который побуждает детей мыслить. Прослеживается развитие учеников, культурологический аспект. Все уроки Веры Викторовны – это праздник!

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА В 6Б КЛАССЕ.
Тема: «Преобразующая сила музыки».

На данном уроке дети проявили познавательную активность, творчество, самостоятельность. Они давали правильные ответы на поставленные вопросы о названиях музыкальных произведений, узнавали и называли композитора по показанному портрету, определяли характер, лад, тональность предложенных музыкальных произведений, говорили о чувствах, выраженных музыкой, о изобразительности музыки. Они показали высокий уровень общеучебных и специальных умений и навыков, рассказывая о силе воздействия музыки на людей, применяя литературные, поэтические, исторические, кинопримеры, собственный жизненный опыт.
В процессе урока эффективно применялись коллективные (исполнение хором) и индивидуальные (солирование) формы работы. Ребята проявили дисциплинированность, организованность, заинтересованность данной учебной деятельностью.
Содержание изучаемого материала доступно и посильно для данного школьного возраста, актуально, имеет связь с жизнью. Учебный материал привлекателен для учащихся тем, что знакомый, изученный ранее на уроках истории материал, звучит по – новому, на музыкальном языке и языке драматизации (в стихах и в танце). Он оптимален. Применён хороший темп урока, учтено время каждого музыкального фрагмента, прослеживается смена видов деятельности на занятии.
На уроке широко используются приёмы наглядности: портреты композиторов и писателей, фотографии, костюмы, маски, декорации, нотные и текстовые плакаты, видеофильм, слайд – фильм. Применялись ТСО.
Рационально использовались организационные формы работы: слушание, исполнение, участие в игровой деятельности, домашнее задание, танец, стихи, видеофильм, слайд – фильм, разучивание, сольмизация, сольфеджио и т.д.
Эффективно использовались следующие методы:

  • словесный (объяснительно-иллюстративный);
  • наглядно-слуховой;
  • стимулирующий (эмоционального воздействия, создание эффекта удивления, ситуации успеха, игровой ситуации, проблемно – поисковой ситуации);
  • обобщения;
  • Сравнения и анализа музыки;
  • Исследовательский;
  • Драматизации;

Учащиеся хорошо реагировали на ход урока, замечательно работали во время опроса по домашнему заданию, предметно владели литературным содержанием произведений К Паустовского «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками», «Струна»; В Короленко «Слепой музыкант»; О, Генри «Фараон и хорал»; В классе была создана доброжелательная обстановка. Я поощряла правильные ответы учащихся добрым словом, похвалой, улыбкой, жестами.
Содержание урока оказало на учащихся глубокое эстетическое воздействие.
Во время занятия соблюдались правила охраны труда и ТБ, прошла физкультминутка.
Считаю, что цель и задачи, поставленные мной в начале урока, выполнены полностью.
Цель урока реальна, целесообразна, сложна, но достижима. Дети, на примере творчества греческого композитора М Теодоракиса, убедились в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели. У них сформировался интерес к совместному музыкальному творчеству, развились вокально – хоровые навыки, слушательская культура, эстетический вкус.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Программа по музыке 1-8 класс. М., Просвещение,2006г.
  2. Музыка в 4-7 классах: Метод. Пособие для учителя (Т. А. Бейдер и др).; Под редакцией Э.Б. Абдулина; Научн. рук. Д.Б. Кабалевский.- М.: Просвещение, 1986.- 239с.: нот.
  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке., М.: Молодая гвардия, 1979.
  4. Паустовский К. Избранное., М.: Детская литература, 1987.
  5. Короленко В. Дети подземелья., М.: Детская литература, 1979.
  6. О’ Генри. Фараон и хорал., М.: Правда, 1984.