Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

  • уточнить знания об особенностях предложного падежа;
  • отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
  • познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие задачи урока:

  • развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные задачи урока:

  • расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданско-патриотические качества личности.

Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • таблица вопросов, предлогов и окончаний предложного падежа;
  • алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
  • карточки и перфокарты для индивидуальной работы;
  • магнитофон; фонограмма песни “Течёт река Волга”.

Ход урока

I. Организационный этап

1. Подготовка к восприятию.

- Работа нам предстоит сегодня большая, сложная, но интересная. Мы заглянем с вами не только в тайны русского языка, но и узнаем много нового о природе нашей страны, её богатствах. А сейчас подготовим глазки к работе.

2. Гимнастика для глаз.

II. Каллиграфическая минутка

Ученики работают по индивидуальным карточкам (Приложение1). Учитель контролирует работу учащихся, отмечает лучшие работы скрипичным ключом.

III. Словарно-орфографическая работа (Приложение 2).

1. Предъявление слова.

- Какие слова были использованы для каллиграфической минутки?

- Что означают эти слова?

- Что такое горизонт?

Где небо сходится с землёй,
Туда отправимся с тобой.
Узнаем, в чём же тут секрет,
Идём за ним мы долго вслед.

2. Работа над слуховым образом слова.

- Произнесите это слово орфоэпически.

- Разделите его на слоги.

- Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.

- Определите “опасные места”.

3. Запись слова с “окошком”.

4. Нахождение нужных букв.

- На греческом “ороз” означает “предел”, а “оризо” - “ограничиваю”.

Учитель вывешивает карточку с данными словами.

- Кто догадался, какие непроверяемые безударные гласные пишутся в слове горизонт?

5. Вставка букв.

6. Проговаривание слова орфографически.

7. Работа над зрительным образом слова.

На горизонте видим лес.
На горизонте видим горы.
Равнины там и плоскогорья.
Гляди, как много всем раздолья!

- Подберите слова-ключики для запоминания букв О, И.

8. Подбор однокоренных слов.

- Какой частью речи является слово “горизонт”?

- Подберите однокоренное прилагательное, наречие. Запишите эти слова. Выделите орфограммы для запоминания. Обозначьте корень. Как напишите наречие?

Проверка:

- Какой корень выделили?

- Какие безударные гласные в корне нужно запомнить?

9. Работа над употреблением слова.

- Ребята, есть такие выражения “появился на горизонте” и “исчез с горизонта”. Что они означают?

- Это прямое значение слова или переносное?

- В переносном значении “исчезнуть с горизонта” - давно не появляться где-то. Соответственно “появиться на горизонте” - появиться после долгого отсутствия.

10. Домашнее задание.

- Дома составьте и запишите 3 словосочетания и предложение с одним из них. Может кто-то подберёт новые слова-ключики.

IV. Определение темы, целеполагание

Учитель вывешивает карточку с выражениями: появился на горизонт_, исчез с горизонта.

- Определите падеж слова “горизонт” в данных словосочетаниях.

- Почему я не написала окончание в слове “горизонт” в первом словосочетании?

(Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у существительных в предложном падеже)

- Какова же тема нашего урока?

(Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже)

- Чтобы приступить к изучению темы, что нужно повторить? (Вопросы и предлоги предложного падежа)

- Что нового мы сегодня узнаем на уроке? (Какие окончания пишутся у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в предложном падеже)

- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже)

V. Актуализация опорных знаний

- Итак, на какие вопросы отвечают существительные в П.п., и с какими предлогами употребляются?

Учитель открывает карточку:

Предложный падеж

О ком? О чём?

о, об, в, во, на, при

(Второстепенный член предложения)

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске, и определите падеж имён существительных. Как будете определять падеж?

На доске запись:

  • купались в рек…
  • построен на Волг…
  • возвышается на холм…
  • построили в город…
  • расположен на Об…
  • живём в Сибир…

Ученики читают словосочетания и определяют падеж имён существительных, учитель записывает

VI. Изучение новых знаний и способов действий

- Какая часть слова пропущена в словах?

- Все ли окончания требуют проверки? Какие окончания не требуют проверки?

- Определите, в каких словах ударные окончания и вставим их.

Дети называют слова с ударными окончаниями, учитель вписывает их.

- А что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания?

Ученики называют алгоритм, а учитель открывает карточки, заранее прикреплённые к доске обратной стороной.

Падеж

(по вопросу и предлогу)

Склонение

(по начальной форме)

Выбор окончания

(по таблице или ударному окончанию)

- Падеж мы определили. Теперь определим склонение. Называйте начальную форму и склонение.

- Как теперь будем определять окончания?

(По существительному с ударным окончанием того же падежа и склонения.) Ученики объясняют написание безударных окончаний, а учитель вписывает их в слова на доске.

- Сделаем вывод, какие же окончания пишутся у существительных в П.п.?

- Откройте учебники на с. 111 и проверьте, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Правильный вывод мы сделали?

VII. Первичная проверка понимания

1. Работа над развитием речи.

- А теперь составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

После выполнения задания некоторые ученики зачитывают свои предложения. Учитель делает небольшие сообщения.

(Волга – крупнейшая река в Европе. Древнее название Ра, в средние века Итиль. На Волге построены города – Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань).

(Обь – крупнейшая река в Западной Сибири. На Оби построены города – Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Салехард).

- Какая река протекает в нашем городе и куда она впадает?

2. Работа с учебником.

- Много в нашей стране рек, много городов. О некоторых из них мы узнаем из упражнения 214.

Ученики читают текст упражнения, рассказывают, что нового узнали.

- Прочитайте самостоятельно задание к упражнению и сформулируйте задание.

Ученики выполняют упражнение с комментированием.

Итог:

- Какое окончание имеют в П.п. существительные 1-го и 2-го склонения?

- А какое окончание у существительных 3-го склонения?

3. Физкультминутка

- Вы хорошо потрудились. Теперь немножко подвигаемся. Я буду называть существительные в П.п. Если в слове необходимо написать окончание И – вы хлопните в ладоши. Если окончание Е – присядете.

- На Агане, о Лене, в Астрахани, на причале, на пристани, на пароходе, на лодке, в Казани, на Амуре, на Оке, в Тюмени

- Молодцы! Справились с заданием.

VIII. Закрепление знаний и способов действий

- А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Задания у вас на карточках.

- Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем к работе.

4 ученика (сильные) выполняют задание по индивидуальным карточкам, затем взаимопроверка и оценивание. (Приложение 3)

1 ученик работает с обратной стороны доски.

За доской: В зеркальной глади Байкала3 отражаются могучие сосны4. (3 – разобрать слово как часть речи; 4 – разобрать предложение по членам предложения, составить схему предложения).

1 ученик (слабый) работает у доски под контролем учителя. (Приложение 3)

Учащиеся выполняют задания. Звучит фонограмма песни “Течёт река Волга”.

Проверка.

  • Проверка работы по перфокартам: самопроверка (правильные ответы за доской)
  • Работа по карточкам: взаимопроверка по образцу на обратной стороне карточки.
  • Проверка индивидуальной работы у доски. Ученик объясняет.

- Есть ли замечания? Какие?

IX. Обобщение и систематизация знаний

- Что узнали сегодня на уроке?

- Так какое же окончание нужно написать у существительного в словосочетании появился на горизонте и почему?

X. Контроль и самопроверка знаний

1. Тест “Проверь себя”

Учитель читает утверждения. Если ученик согласен с утверждением учителя, он пишет в тетради слово “да”, если не согласен – слово “нет”.

2. Самопроверка

Самопроверка проводится по “ключу”, записанному с обратной стороны доски.

XI. Подведение итогов урока

- Какую задачу мы ставили перед собой?

- Как удалось справиться с этой задачей? Оцените свою работу на уроке.

Затем учитель даёт анализ и оценку успешности достижений учащихся.

XII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Дома вы выполните упражнение 218 на с.112. Прочитайте задание. У кого есть вопросы?

XIII. Рефлексия

- Что ещё мы узнали на уроке? О чём были все наши задания?

- Ребята, когда вы работали самостоятельно, звучала мелодия. Это музыка известной песни “Течёт река Волга”. В ней есть замечательные слова:

Из далека долго, течёт река Волга.
Течёт река Волга, конца и края нет.
Среди снегов белых, среди хлебов спелых
Течёт моя Волга, а мне 17 лет.

- Волга – великая русская река. Но наша страна богата не только реками, но и озёрами, лесами, полезными ископаемыми. А самое главное её богатство – это люди.

- Вы, ребята, - её маленькие граждане, её будущее. Вы должны любить свою страну, гордиться ею, вместе с ней переживать горе и радости, стараться сделать её сильной и богатой.

- Что вы можете сказать об уроке, поделитесь своими мыслями.

Формулируя свои высказывания, дети пользуются памяткой. (Приложение 4)

- Наш урок окончен. Большое вам спасибо за работу.

Приложение 5

Литература

  1. Русский язык: учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.: В 2 ч. Ч. 1, / Т. Г. Рамзаева. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Быстрова Е. А. и др. Краткий орфографический словарь русского языка. – СПб.: Отд-ние изд-ва “Просвещение”, 1992.
  3. Волина В. В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  4. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Этимологический словарь русского языка для школьников. – М.: ЗАО Славянский дом книги, 1998.