Открытый урок по литературе в 5-м классе по теме "Арабские сказки "Тысяча и одна ночь"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить обучающихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и типичными для волшебных сказок чертами.
  • Развивать логическое мышление.
  • Воспитывать в обучающихся чувство доброты, сострадания к людям.

Оборудование:

  1. Словарь:
    • Сборник сказок;
    • Восточный колорит;
    • Багдад;
    • Шакириты;
    • Тюрбан.
  2. Иллюстрации к сказке
  3. Таблички с типами сказок и их характеристиками.

I. Оргмомент

а) определение темы (в названии сказки пропущены гласные буквы). Обучающиеся должны определить название сказки.

б) определяется цель.

II. Определите по ребусу ребята, где происходит действие сказки (2 мин.)

III. Слово учителя (1 мин.)

Дошло до меня, о великий царь, что есть на востоке город Багдад, где есть зеленый купол тронного дворца, облицованный бирюзовыми изрезцами, каналы, водоемы, пышные цветники, пруды из олова и ртути, деревья с золотыми стволами и серебряными листьями, шумные базары, на которых состязались сказители, повествуя об удивительных приключениях царя Шахрияра.

IV. Проверка домашнего задания. Обучающийся по иллюстрациям восстанавливают хронологическую последовательность сказки (1 обучающийся, а в это время с классом проводится фронтальная работа по вопросам)

  1. А как на называли рассказчиков сказок на Руси? (бахарь)
  2. А что такое сказка? (короткая фольклорная история)
  3. Какие особенности сказки вы знаете? (повторы, концовки, зачины, перевоплощение)
  4. Какие сказки вы знаете? (работа с табличками у доски)
  5. Кто пишет сказки?

V. Работа со статьей учебника. Чтение статьи учебника, а затем работа по вопросам

  1. Что общего между героями сказок?
  2. Какие сказки вошли в сборник “Тысяча и одна ночь”?

Дополнение (арабские сказки “1001 ночь” были созданы в XII в. до н.э.. Русский поэт К.А. Либскеров написал сонет “Ночь”, в котором изобразил мир и дух арабских сказок.)

Первая книга сказок открывается сказкой “Рассказ о царе Шахрияре”.

VI. Пересказ сказки “Рассказ о царе Шахрияре”

VII. Проверка работы обучающегося с иллюстрациями.

VIII. Инсценирование. Начало рассказа о первом путешествии Синдбада-морехода.

IX. Что случилось с героем на острове? (выборочный пересказ)

Как произошла встреча с капитаном? (выразительное чтение)

Какую черту характера можно считать главную у Синдбада-морехода?

Почему Синдбад вновь и вновь едет в далекие страны?

Случайно ли он назван мореходом?

Будет ли эта сказка волшебной? Если да, то докажите.

Почему Шахразада остановила свой рассказ на самом интересном месте?

X. Викторина.

На чем спасся наш герой? (корыто)

Чем отталкивался герой вместо весел? (ногами)

За что хватался Синдбат во время спасения? (ветку)

Чего было много на острове? (плодов и пресной воды)

Какое животное он увидел на острове? (коня)

С чем выходили герои к жеребцу? (меч и щит)

В какую одежду был одет царь Синдбат?

Сколько времени пробыл Синбат у царя? (долгое)

Как отблагодарил Синдбат своих спасителей?

Что стало ясно царю о его госте после получения подарка? (правдив)

Как называют Багдад в сказке? (обитель мира)

XII. Домашнее задание. Составить кроссворд. Прочитать 2 поход.

XIII. Подведение итогов.

В чем своеобразие данной сказки?

Какие черты характера вам понравились в героях сказки?

Как бы вы повели себя, если бы оказались на таком острове?