Программа элективного курса по технологии "История костюма русского казачества"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

“Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее неповторимую красоту, свое искусство, название которому “русский народный костюм”. Он является сегодня гордостью национальной культуры”. Ф.М. Пармон

В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народным традициям – это возможность обеспечения общекультурного интеллекта личности, приближение к культуре родной страны. Благодаря своей необычной емкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Народные традиции как никакой другой вид учебно-творческой деятельности обеспечивают естественную среду для полноты личностного развития школьников, позволяют воспитывать в них определенную культуру воспитания материального мира, развивают творческие качества личности, способствуют становлению готовности наследовать духовные ценности народных традиций, вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народному искусству. Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органической частью которого является народный костюм.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, будет способствовать воспитанию уважения к ее истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознания.

Цели программы:

  • Создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.
  • Сформировать у учащихся знания по истории развития костюма казаков Дальнего Востока, его особенностей; умения использовать свои знания при создании современных моделей одежды.
  • Сформировать у учащихся знания о профессиях, связанных с деятельностью в области дизайна одежды (“художник-модельер”, “инженер-технолог швейного производства”, “швея”, “стилист”, “визажист”), помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознанно выбрать дальнейший профиль обучения.

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию у детей потребности к познанию истории, целеустремленность к получению новых знаний о родной стране, родном крае, их культуре и быте.
  2. Ознакомить с историей развития русского казачьего костюма.
  3. Способствовать развитию коммуникабельной культуры учащихся.
  4. Расширять и углублять знания и представления учеников о русском казачьем костюме XIX – XX вв.
  5. Развивать самостоятельность учащихся и их способность решать творческие задачи.
  6. Представить учащимся мир профессий, связанных с дизайном и изготовлением одежды.
  7. Формирование умений и навыков самостоятельного творческого поиска при изучении традиций, культуры, истории русского народа, применение полученных знаний при моделировании современного костюма.
  8. Воспитывать уважение, патриотизм к родной стране, родному краю, трудолюбие.

Курс рассчитан на 17 часов и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть (8 часов) содержит сведения об истории русского женского и мужского казачьего костюма; его особенностях; о способах и расположении украшений, оформления русской одежды – расположение, цветовая гамма, виды орнаментов; сведения об истории женских головных уборов и причесок. Учащиеся знакомятся с развитием бытового уклада и историей расселения казаков на территории Амурской области. Во время объяснения нового материала производится анализ, сравнение русского народного и казачьего костюмов, определяются причины, оказавшие влияние на отличительные особенности казачьего костюма. Школьники расширяют свои знания о профессиях, связанных с дизайном и изготовлением одежды.

Практическая часть курса (9 часов) представлена в виде практических работ по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды, художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита, образов окружающей природы. Основная ее задача – сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, самостоятельно анализировать историю развития народного костюма и использовать полученные знания для разработки современной одежды. При конструировании и моделировании моделей учащимся предлагается найти и использовать материал по истории народных промыслов.

Заключительным этапом курса является выполнение реферата или проекта по теме: “Русский народный костюм”. На заключительном занятии целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, форм его проведения, обсудить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

Данная программа может быть использована в предпрофильном обучении учащихся по модулю “Художественная обработка материалов”, “Технология изготовления швейного изделия”.

Методы обучения.

Успешной реализации задач курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения.

Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методыметод проблемного изложения, методы организации исследовательской деятельности, проектный метод, ИКТ, способствующие формированию познавательной активности учащихся

Для контроля знаний применяются тестовые технологии, конкурсы, игровые формы, организация деловой игры, имитирующей профессиональную деятельность методом погружения в определенную эпоху, изготовление эскизов, образцов одежды, головных уборов.

При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, в том числе:

  • анализ полученной информации, дополнительной литературы;
  • выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;
  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
  • выполнение рефератов, проектов

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.

Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;
  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Дальнего Востока;
  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;
  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;
  • экономно расходовать материал;
  • владеть правильными приемами обработки изделия;
  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;
  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.

Перечисленные умения формируются на основе знаний:

  • традиций, обычаев, быта казаков, заселивших Дальний Восток;
  • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;
  • сведений о народных промыслах народов Дальнего Востока и их специфических чертах;
  • истории и видов причесок и головных уборов в России;
  • традиций орнаментального оформления одежды народов Дальнего Востока;
  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;
  • основных способов обработки изделий;
  • видов и причин дефектов изделий, способов их устранения.

Ожидаемые результаты:

  • получение учащимися представлений об истории развития казачьего костюма и его роли в создании современной одежды;
  • обобщение полученной информации в форме проекта, реферата;
  • развитие познавательных интересов на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа оценки новой информации;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата, проекта.
  • знакомство учащихся с профессиями, востребованными в области дизайна одежды

Межпредметные связи: историческое краеведение (“Заселение казаками Амурской области. Быт, традиции казаков. Одежда и вооружение казаков.”), ИЗО (“Орнамент, композиция), географическое краеведение (“Географическое расселение казаков в Амурской области”).

Содержание курса

“История костюма русского казачества”

Занятие 1. (2ч) Презентация курса “История костюма русского казачества”

Теория. Презентация курса (Приложение 1)

Основные цели, задачи, содержание изучаемого курса. Одежда – неотъемлемая часть материальной культуры народа. История русской крестьянской одежды н.XIX – XХ века. Причины, оказавшие влияние на формирование русского костюма. Представление экспозиции репродукций, фотографий русской, казачьей одежды.

Экскурсия в краеведческий музей: Тема: “Русский крестьянский костюм”.

Практическая работа. Конкурс рисунков, набросков “Одежда России”.

Занятие 2. (2 ч) Женская одежда.

Теория.Характеристика женской одежды н.XIX – XХ века. Ткани, используемые для ее изготовления. Традиционные комплексы женской одежды: с кубельком (распашное платье), рубаха: с юбкой – андараком, поневой, с сарафаном. Составные части девичьего, женского костюма. Зимняя, и летняя одежда, обувь. Особенности покроя.

Работа над понятиями: кубелек, понева, сарафан (косоклинный, распашной, сукман, шушун), душегрея, казачок, гусарики, моршни, нарукавники, передники. (Приложение 2)

Практическая работа. Создание набросков, рисунков, создание моделей современной одежды в традициях русского народного костюма (модель юбки, топа)

Диагностика знаний: Викторина “Женская одежда в России XIX- XX вв.” (Приложение 3)

Занятие 3. (2ч) Украшение русской одежды. Расположение украшений.

Теория. Значение украшения в одежде. Способы украшения одежды. Окрашивание тканей. Расположение украшений на одежде. Украшение женских рубах и понев. Способы нанесения украшений на одежду: тканые, вышитые, нашивные. Виды вышивок для украшения одежды: гладь, двусторонняя счетная гладь, полукрест, крест, ажурные вышивки. Традиции в оформлении казачьей одежды.

Практическая работа. Изучение видов украшений женской одежды. Конкурс рисунков украшений казачьей одежды. Разработка модели отделки рубахи, современного сарафана.

Занятие 4. (2ч) Орнаментальные мотивы и расцветка украшений

Теория. Виды орнамента. Сюжеты орнаментальных мотивов русской одежды. Геометрический орнамент, его элементы. Растительный, зооморфный, антропологический орнамент и его значение. Расцветка тканых и вышитых украшений. Золотое шитье и низанье жемчугом. Возможности информационных технологий в дизайне одежды.

Практическая работа. Разработка эскиза модели в цвете. Цветовые сочетания. Тестирование знаний.

Занятие 5. (2ч) Женские прически

Теория. Женская прическа в России. Прически молодых девушек, женщин. Мужская прическа. Профессия “парикмахер”, “стилист”, “визажист”.

Практическая работа. Конкурс цирюльников (деловая игра).

Занятие 6. (2 ч). Женские головные уборы

Теория. История развития женских головных уборов. Виды головных уборов. Отделка головных уборов. Головные уборы казачек. Представление экспозиции репродукций женских головных уборов.

Практическая работа. Сообщения учащихся. Разработка эскиза современного головного убора с элементами народного костюма.

Работа над понятиями: косник, перевязка, венец, рясочник, убрус, кокошник, повойник, подзатыльник, кика, сорока, коруна.

Занятие 7. (2ч) Казачий костюм

Теория. Одежда амурского казака. Составные части мужского костюма. Зимняя и летняя одежда. Обмундирование. Обувь. Головные уборы.

Экскурсия в музей. Тема: “Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству”.

Практическая работа. Диагностика знаний. Разработка костюма казака. Выполнение объемного панно “Амурский казак”.

Работа над понятиями: борчатка, гулами, казачок, дыроватки, орогда, шубенки, вязенки, фальшонко, верхонки, котики, карпетки, крипотки, гусарики, моршни, воротяшки, бродни, арамузы, олочи, козляки, портки, бешмет, мурмолка, грешневик, малахай, треух, тафья.

Занятие 8. (2ч) Развитие бытового уклада Амурского казачества

Теория. Культура дальневосточного казачества. Быт, внутреннее убранство дома. Питание. Украшение жилища. Народные промыслы.

Экскурсия в краеведческий музей. “Крестьянский быт. Украшение крестьянского дома”.

Практическая работа. Викторина “Знатоки русской истории”. Разработка эскизов интерьера и оформления жилого дома казаков.

Занятие 9. (1ч) Завершение работы над проектом. Защита проекта. Профессии, востребованные в области создания одежды.

Теория. Профессии, востребованные в области создания одежды: художник-модельер, инженер-технолог, швея, стилист, визажист, байер, мерчендайзер. Подготовка специалистов по направлению “дизайн одежды” в учреждениях профессионального образования региона.

Практическая работа. Оформление готовой работы. Защита проекта, реферата “Русский народный костюм”.

Тематический план

Содержание занятия

Количество занятий

Форма контроля

всего

Теор.

Практ.

1

Презентация курса “История костюма русского казачества”.

2

1

1

Экскурсия в музей.

Конкурс рисунков “Одежда России”.

2

Женская казачья одежда.

2

1

1

Викторина “Женская одежда в России XIX- н. XX вв.”

Создание эскизов современной одежды

3

Украшение русской одежды. Расположение украшений.

2

1

1

Конкурс рисунков, разработка отделки моделей

4

Орнаментальные мотивы и расцветка украшений

2

1

1

Тестирование знаний.

Разработка моделей в цвете

5

Женские прически.

2

1

1

Конкурс цирюльников (деловая игра)

6

Женские головные уборы

2

1

1

Разработка эскиза головного убора.

Сообщения учащихся. Викторина “Бабушкин сундучок”

7

Казачий костюм

2

1

1

Диагностика знаний.

Экскурсия в музей.

Выполнение объемного панно.

8

Развитие бытового уклада Амурского казачества.

2

1

1

Викторина “Знатоки русской истории”.

Экскурсия “Крестьянский быт. Украшение крестьянского дома”. Сообщения учащихся о народных промыслах.

9

Завершение работы над проектом. Защита проекта “Русский народный костюм”

Профессии, востребованные в области создания одежды.

1

-

1

Защита проектов, рефератов.

 

Итого

17

8

9

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа. XIX – XX вв. – М.: Изд-во Эксмо,2005.-144с
  2. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. X- XXвв. – М.: Изд-во Эксмо,2005 – 144с
  3. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,,2001
  4. Журнал “Школа и производство” №№2000-2005 г, изд-во “Школа-Пресс”.
  5. Изучение культуры и быта жителей Амурской области. Методическое пособие для участников региональной программы этнографических исследований “Духовная и материальная культура жителей Амурской области”, Благовещенск 2003.
  6. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003. – 83с.
  7. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2004
  8. Педагогическое творчество. №2 – 2003,Премудрова С.Е. Рассказ о русском костюме.
  9. Приложение к 1 сентября. История. Дорожкина Н. “По Сеньке и шапка” . №1-2006.
  10. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9классы. Народные промыслы России. – Волгоград: 2003. -105с.
  11. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX – начало XXв Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство “Наука”, Москва.: 1967
  12. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX – начало XXв., Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство “Наука”, Москва, 1970
  13. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев. изд-во “Мозаика-Синтез”,
  14. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во “Феникс”,1997 – 384с.
  15. Словарь русских говоров Приамурья. Под ред. Филина Ф.П., составители: Иванова Ф.П., Кирпикова Л.В., Путятина Л.Ф., Шенкевец Н.П. М.: Наука,1983
  16. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. М. – Молодая гвардия, 1990

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,,2001
  2. Журнал “Школа и производство” №№1998-2005 г, изд-во “Школа-Пресс”.
  3. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2004
  4. Педагогическое творчество. №2 – 2003,Премудрова С.Е. Рассказ о русском костюме
  5. Приложение к 1 сентября. История. Дорожкина Н. “По Сеньке и шапка” . №1-2006.
  6. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX – начало XXв Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство “Наука”, Москва.: 1967
  7. “Русские”. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX – начало XXв., Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство “Наука”, Москва, 1970
  8. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев. изд-во “Мозаика-Синтез”
  9. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во “Феникс”,1997 – 384с.