Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3-м классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе". Самоанализ урока

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • cформировать у детей представление о круговороте воды и превращениях воды (переходе из одного состояния в другое) как важнейших явлениях природы.
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование:

  • схема “Круговорот воды в природе”, карточки “ВОДА”, “ЛЕД”, “ПАР”, изображения айсберга, тумана, снега, льда, зимнего окна, моря, снежинок, схемы расположения частиц в веществах;
  • CD-диск “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”.
  • для опыта: спиртовка, колба с водой, блюдце со льдом.
  • доклады учащихся по теме:
  • выставка сочинений учащихся “Путешествие капельки”.

Ход урока.

I.Организационный момент. Постановка целей урока.

- Отгадайте загадку:

Меня льют,
Меня пьют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)

CD-диск: слайд 1-2

- Сегодня на уроке продолжим изучать свойства воды, узнаем, где мы можем встретить воду.

Тема нашего урока “Превращения и круговорот воды”.

II.Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа. Карточки заданий.

КАРТОЧКА № 1

Вставь слова:

Вода при нагревании _______________, а при охлаждении _______________.

В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший _______________. Воду можно очистить с помощью _________, _____________.

КАРТОЧКА № 2

Какие свойства не имеет вода? (Обведи ответ в кружок)

  1. Без цвета.
  2. Имеет запах.
  3. Расширяется при нагревании.
  4. Сжимается при охлаждении.
  5. Хороший растворитель.
  6. Прозрачность.
  7. Текучесть.

КАРТОЧКА № 3

Опытным путем докажи, что вода – хороший растворитель.

Фронтальный опрос.

  • Какова роль воды в жизни организмов?
  • Какие свойства воды вы знаете?
  • Как можно очистить загрязненную воду?
  • Расскажите о составе воды.

III.Подготовка к усвоению новых знаний.

- Отгадайте загадки.

CD-диск: слайд 3-14

По мере отгадывания загадок на доске появляются картинки: море, лед, снег, иней на окне, снежинки, туман.

- Что объединяет все загадки? (ответы – это вода. Вода в природе бывает в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном)

CD-диск: слайд 15.

На доске схема:

- Распределите картинки в соответствии с состоянием воды, изображенном на них.

- А теперь давайте вспомним, как расположены частицы в веществах. Прикрепите схемы расположения частиц в соответствии с состоянием вещества.



IV.Изучение нового материала.

- Но вода не находится постоянно в одном состоянии: она переходит из одного состояния в другое.

CD-диск: слайд 16-22.

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Это снег, лед, град)

Доклад учащегося “Ледяные бродяги”

Слово “айсберг” означает “ледяная гора”. И в этом нет преувеличения. В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота ледяных гор достигает 40-60 метров.

Айсберги – это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть айсберга находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Надводная часть почти в 7 раз меньше подводной.

Откуда же берутся в соленом море эти громады льда? Они постепенно сползают с антарктических материков или островов, где котятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор.

В последнее время все серьезнее становится проблема пресной воды. Возникла заманчивая и фантастическая мысль: буксировать ледяные горы туда, где больше всего ощущается потребность в пресной воде.

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Море, океан, река, дождь)

CD-диск: слайд 23-26.

Доклад учащегося “Вода – уникальное вещество”.

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий.

При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы: испарение (вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара), конденсация (водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние), замерзание (жидкая вода превращается в снег, лед), индевение (образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние), возгонка (переход твердой воды в газообразную).

- Отгадайте загадку. CD-диск: слайд 27-28. (Туман)

Доклад учащегося “Что такое туман?”.

Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.

- Отгадайте еще одну загадку: CD-диск: слайд 29-32.

- При каком условии происходят превращения воды? (При изменениях температуры)

- Расположите таблички рядом с термометром:

CD-диск: слайд 33.

V.Первичная проверка усвоения знаний, закрепление знаний.

- Итак, подведем итог: CD-диск: слайд 34.

VI.Физкультминутка

VII.Изучение нового материала (продолжение).

- Давайте проведем опыт. Нагреваем колбу с водой. Что происходит? (Вода закипает, переходит из жидкого состояния в газообразное). Что для этого нужно? (Высокая температура). Теперь над колбой подержим блюдце со льдом. Что заметили? (На дне блюдца образовались капельки). Почему? (Под действием низкой температуры частицы воды собираются в капли. Вода переходит из газообразного состояния в жидкое). Как можно назвать весь процесс? (Круговорот воды). Круговорот воды происходит и в природе. (На доске схема круговорота воды в природе)

CD-диск: слайд 35-40.

VIII.Первичная проверка усвоения знаний, закрепление знаний.

- Итак, как же происходит круговорот воды в природе?

CD-диск: слайд 41. Опрос 2-3 учащихся.

- Одним из домашних заданий предыдущего урока было написать сочинение “Путешествие капельки”. Давайте послушаем некоторые из них. (чтение сочинений 2-3 учащимися).

IX.Подведение итогов урока.

- Вам понравился урок?

- Что именно?

- О каких свойствах воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот)

- При каком условии вода переходит из одного состояния в другое? (Температура окружающей среды).

X.Информация по домашнему заданию.

Приложение.