Встречи в "Музыкальной гостиной"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


С самого раннего возраста ребенок способен воспринимать окружающую его красоту. И уже в это время важно подсказать ему: остановись, взгляни вокруг, прислушайся, как это прекрасно! Впечатления от первой встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Поэтому нам, педагогам-музыкантам, так важно уже в детском саду приобщать детей к подлинным образцам музыкального искусства, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, и через музыку, живопись, поэзию формировать личность, способную сопереживать, сострадать, понимать красоту и добро.

Из всех видов искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни. И если в детстве ребенок не получил полноценных впечатлений, то это с трудом восполнимо впоследствии.

Восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности в детском саду. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей, является наиболее развивающим и в то же время самым сложным видом музыкальной деятельности. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошколят. Музыкальный образ абстрактен и поэтому предполагает множественность трактовок. В его основе лежит музыкальная интонация, многозначная по своей сути.

Другое отличие музыкального образа – его динамический характер. Музыкальный образ развертывается во времени, раскрывая свои свойства в развитии. И дошкольнику с его наглядно-образным мышлением, неустойчивым вниманием трудно воспринимать и анализировать все время развивающийся музыкальный образ. Вот почему нужно помочь малышу войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.

Весьма продуктивно в этом плане взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы “опирается” на более доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу. Визуальные образы, в силу своей наглядности, живое слово (поэзия, проза), благодаря относительной конкретности и точности, могут помочь ребенку раскрыть музыкальный художественный образ. Значение других видов искусства в развитии музыкального восприятия и художественной культуры ребенка отмечали такие выдающиеся музыканты и педагоги-просветители, как Б.Л.Яворский и Д.Б.Кабалевский. Так, Б.Л.Яворский считал, что детям свойственно именно целостное восприятие искусства, т.е. синтез музыки, живописи и литературы. Д.Б.Кабалевский также говорил о необходимости открывать детям не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства.

Исходя из всего вышесказанного, я приняла для себя программу О.П.Радыновой “Музыкальные шедевры”, как руководство к действию, как некий эталон по работе над восприятием музыки. Но в рамках музыкального занятия, когда нужно и песни спеть, и потанцевать, и поиграть в музыкальные и дидактические игры, времени на слушание музыки остается немного. Поэтому мы с детьми подготовительной группы продолжаем встречи с музыкой в “Музыкальной гостиной”. Дети один раз в неделю приходят в уютное помещение, где создана благоприятная, располагающая обстановка для восприятия музыки. Специально для гостиной столяром детского сада был изготовлен декоративный камин со встроенным внутри светильником, имитирующим горящие поленья. Также были сделаны напольные подсвечники-канделябры, к которым подвели электропроводку с маленькими елочными лампочками. Полукругом расставлена мягкая мебель, пол покрывает большой ковер. Оборудовали помещение необходимой аппаратурой: телевизором, видеомагнитофоном, музыкальным центром. За последние годы приобретено много аудиокассет, видеоматериалов. На каждый учебный год составляю план работы, разрабатываю занятия. Сначала читаю детям сказки о музыкальной грамоте – “Семь волшебных нот”, “Королевство скрипичного ключа”. Сказка “Дружная семья” рассказывает о длительности звуков и чувстве ритма. 1 октября, в “Международный день музыки”, проводим праздник “Музыкальные забавы Мажора и Минора”. Тематическое занятие “В мире музыкальных инструментов” знакомит ребят с тремя группами симфонического оркестра. Более подробный разговор об инструментах ведем на занятиях “Чарующие звуки скрипки”, “Пленительная арфа”, “Дружное семейство духовых”, “Рождение фортепиано”.

На тематических занятиях-концертах “Шагом МАРШ!”, Его величество Вальс”, “Танцы народов мира” переходим к разговору о жанрах музыки. Оперному театру посвящаем занятие о балете “Сказочный мир превращений”.

Но, пожалуй, с наибольшим удовольствием и желанием дети приходят в “Музыкальную гостиную”, когда мы начинаем разговор о сказке в музыке, т.е. о музыкальных произведениях, в основе которых лежат сказочные сюжеты. Это “Щелкунчик”, “Спящая красавица”, “Лебединое озеро” с музыкой П.И.Чайковского, “Золушка” С.С.Прокофьева, “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римского-Корсакова.

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Непосредственно перед тем, как начать знакомство с музыкой, прошу воспитателей прочитать с детьми саму сказку или литературную композицию, чтобы ребята знали ее содержание, сюжет. Ознакомление с таким большим произведением, как опера или балет, происходит на протяжении нескольких занятий. Для прослушивания предлагаю наиболее яркие в музыкальном отношении и по драматургии фрагменты.

Сказку Э.Т.Гофмана “Щелкунчик” начинаем с прослушивания “Марша”, “Колыбельной Мари” и “Сцены мышей”. На последующих занятиях знакомимся с “Вальсом снежных хлопьев”, “Вальсом цветов”, “Арабским танцем Кофе”, “Китайским танцем Чая”, “Русским трепаком”, “Па-де-де Мари и Принца”, “Вальсом-апофеозом”. Анализируя музыку, дети определяют прежде всего ее общий характер, настроение, ориентируясь на известные им средства выразительности: темп, динамику, тембр. Так “Марш” они определяют как веселый, бодрый, сказочный, игривый. При звуках “Колыбельной” начинают непроизвольно покачиваться в такт музыки. А “Сцену мышей” слушают, затаив дыхание, внимательно прослеживая динамическое развитие: от тихого, осторожного, таинственного до громкого, страшного, зловещего.

При прослушивании обращаем внимание на звучание инструментов симфонического оркестра, находим связь между тембром инструмента и характером музыкального образа. Так для сверкающих на солнце пушистых снежинок композитору необходимо было использовать в оркестровке колокольчики, треугольники, посвистывающий нежный тембр флейты; для передачи картины метели – переборы арфы; а “вьюжную” мелодию сыграли трепетные скрипки. Обязательно показываю иллюстрации этих инструментов.

На следующем этапе предлагаю детям самим выбрать музыкальные инструменты для совместного исполнения того или иного фрагмента. Для “Марша” они выбирают барабан, бубен, дудочки, трещотки, а для “Колыбельной” - металлофон, колокольчик, треугольник.

Подбираю иллюстрации, репродукции, соответствующие сюжету, чтобы помочь детям лучше представить саму сцену и понять музыку. Художник нашего детского сада нарисовала несколько иллюстраций по сюжету сказки: Щелкунчика; сцену нашествия мышей; шоколадно-кремовый Конфетенбург; Мари и Принца, плывущих по Лимонадной реке; зал дворца с мармеладными окнами, песочными колоннами в шоколадной заливке и высокими карамельными арками; а для фрагмента “Вальс снежных хлопьев” - красивый зимний пейзаж с поющими девочками-снежинками. Зрительная наглядность, без сомнения, усиливает впечатления от музыки, вызывает в их воображении зрительные образы и побуждает выразить свое восприятие в творческом движении, пластике, танце. Девочки с удовольствием передают образ танцующих снежинок, взяв в руки белые шифоновые шарфики. А, исполняя “Вальс цветов”, надевают на запястья рук большие разноцветные розы.

После прослушивания трех вальсов сравниваем их, находим общие черты и различия. Несколько занятий посвящаем знакомству с танцами прибывших на бал гостей. Для лучшего знакомства с персонажами изготовили картонные фигурки арапчат, китаянок, русских Матрешки и Петрушки, Мари и Принца. При повторном прослушивании каждого танца эти фигурки “танцуют” в руках у детей на сцене настольного театра. Обязательно рассматриваем цветные фотографии сцен балета, обращая внимание на позы балерин и танцоров, на их костюмы, сценические декорации. А затем сами стараемся передать характер музыки в движении. Дети фантазируют, находят свои интересные двигательные решения.

Ребята подготовительной группы отличаются возросшим уровнем интеллекта, определенным жизненным и музыкальным опытом. Это позволяет преподнести им в доступной форме некоторый объем теоретических знаний о музыке. Им можно дать представление не только о балете, но и рассказать об опере, объяснить, что такое ария, хор, увертюра, речитатив, лейтмотив. Нужно подчеркнуть, что ознакомление с жанрами и формами музыки не является самоцелью. Теоретические сведения о музыке прямо связаны с содержанием и формой музыкального произведения.

Для знакомства с оперой мы выбрали “Сказку о царе Салтане”. И наш выбор не случаен. Детям интересна и понятна и сказка А. С. Пушкина, и удивительно образная музыка Н.А.Римского-Корсакова. Как обычно, сначала читаем ребятам сказку, разбираем ее содержание. Затем переходим к знакомству с музыкальными фрагментами: “Море”, “Лебедь и коршун”, ария Лебедь-птицы “Ты, царевич, мой спаситель”, “Белка”, “Тридцать три богатыря”, “Полет шмеля”. Слушаем музыку в сюжетной последовательности. Перед каждым фрагментом читаю стихотворный отрывок, характеризующий сказочный образ. После прослушивания беседуем о характере музыки и средствах ее выразительности. Отмечаем, что образ волшебной белочки рисует флейта-пикколо с ее характерным свистящим тембром. При анализе картины моря заостряем внимание на движение мелодии и регистр. Бурное, рокочущее море композитор изобразил низкими, темными, мрачными звуками и волнообразным движением мелодии, то взлетающей вверх, то падающей вниз.

Из зрительной наглядности предлагаем детям репродукции и иллюстрации В.Конашевича, М.Врубеля “Царевна-лебедь”, И.Билибина “Бочка по морю плывет”, “Комар над морем”. Обращаем их внимание на цветовую гамму, избранную художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, темные тона в картине моря (И.Билибин “Бочка по морю плывет”); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белочку (В.Конашевич “Город Леденец”, “Тридцать три богатыря”, “Белка”); “перламутровые” тона врубелевской “Царевны-лебеди”

Сопоставляем с детьми настроение музыки и картины. Дети легко улавливали схожесть настроения, соответствие колорита картины характеру музыки.

Дошкольникам вполне доступны и очень интересны сказочные оперы и балеты. Сказка, обогащенная образной, выразительной, прекрасной музыкой, дополненная визуальным рядом, воплощенная в собственном творчестве детей, начинает “звучать” для них более ярко и многогранно. Увлеченные сказкой, дети с удовольствием слушают и легко запоминают фрагменты опер и балетов.

Знакомство с симфонической, оперной и балетной музыкой способствуют развитию не только музыкального восприятия и музыкальности детей в целом, но и формированию их художественной и общей культуры.