Способы изображения образов легендарных героев в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомиться с балладой А.К.Толстого «Василий Шибанов»;
  • выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
  • выявить особенности нового литературного жанра – баллада;
  • развивать умение выразительного чтения произведения;
  • развивать связную речь учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

– На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми главами «Домостроя» – редкого памятника древнерусской литературы, а дома вы самостоятельно прочитали произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова», в котором отражены особенности исторической эпохи Ивана Грозного и семейного уклада того времени, основанного на нравственных, духовных, религиозных нормах, прописанных в «Домострое».
На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой исторической эпохе, о которой рассказал в своём произведении поэт XIX века – А.К.Толстой.

2. Знакомство со справочными материалами о новом произведении

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени.

3. Чтение баллады

4. Знакомство с историческими материалами (индивидуальное сообщение ученика об Иване Грозном и Курбском)

5. Работа по содержанию

– Какая история рассказана в произведении?

Мнения учащихся: История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.

– Назовите героев произведения.

– Каким показал царя Ивана Грозного А.К.Толстой? найдите слова и выражения, характеризующие этого героя.

Мнения учащихся: Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей. Царь очень подозрителен, в любом высказывании видит тайный смысл. Это также показано и в произведении Лермонтова – примеры.

– Как царь относится к Шибанову?

Мнения учащихся: Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок».

– Подведём итоги нашего обсуждения и работы с текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип правителя писатель ненавидел.

– Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский.)
– Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды.)

– Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси. А ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий человек.)

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?

Исследуя текст, дети обратят внимание на такие качества характера Шибанова, как преданность, верность своему господину, терпение. Он вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Ученики отметят и стойкость Шибанова: он не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя.

Подводя итог разговору об этом персонаже, следует задать вопрос:

– Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем?

Для учащихся ответ очевиден: да, герой умирает достойно. Но стоит подсказать им: это не идеальный герой, так как слова «герой» и «раб» не совместимы.

– Ещё один персонаж – рассказчик – повествователь. Попросим детей рассказать о его чувствах, подумать, совпадают ли они с их чувствами, настроением.

6. Работа над определением жанра этого произведения

Учащиеся отвечают на вопрос 8 учебника: Как ты думаешь, А.К.Толстой написал художественное произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами из текста.

Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности этого произведения . Он укажут, что это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
После этого с помощью наводящих вопросов учителя ученики выявляют ещё некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев.
Учитель сообщает, что данное произведение является балладой, просит ещё раз назвать характерные особенности, затем учащиеся обращаются к определению, помещённому в словаре учебника.

В заключение учитель обратит внимание учащихся на главное отличие баллады от эпоса: оно заключается в способах изображения человека.
Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб изображаемого – частная судьба или событие общероссийского масштаба? Можно ли героев представить в другом сюжете?
Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады обращается к частной, индивидуальной судьбе, герой баллады не может быть оторван от сюжета

III. Рефлексия: Что нового узнали на уроке?

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: выразительное чтение произведения.