Образ письма в творчестве И.Бродского. "Письма римскому другу"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Образовательные: выявить сущностные характеристики образа “письмо” (объективные и субъективные) на примере “Писем римскому другу” И. Бродского; определить художественные средства, использованные писателем для выстраивания диалога с читателем; доказать необходимость письма как средства межличностного общения для каждого культурного человека.
  • Развивающие: продолжить формирование навыков анализа поэтического текста; развитие логического мышления учащихся, формирование коммуникативной компетентности учащихся, работать над развитием критического мышления подростков через чтение и письмо;
  • Воспитывающие: способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам; способствовать ценностному самоопределению школьников.

Тема достаточно сложна для подростков, так как выводит на широкие обобщения и позволяет работать над формированием ценностного самоопределения школьников. Урок или уроки (2 часа) (в зависимости от подготовленности класса) проводятся в жанре “диалога”. В ходе урока бывает трудно предугадать варианты ответа учащихся, но обращение к основным понятиям и к тексту позволяет выстроить беседу в соответствии с целями урока. В качестве оборудования используется презентация в Power Point, созданная или учителем, или учениками (подготовлен визуальный ряд, иллюстрирующий понятие письмо и стихотворение И. Бродского).

В описании урока мы используем лишь примерные краткие ответы учащихся, которые бывают сформулированы непредсказуемым образом. Но опыт практической деятельности показывает, что тема ученикам интересна, вызывает бурные споры, способствует живому общению.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, продолжая разговор о поэтическом восприятии времени поэтами второй половины двадцатого века, мы обратимся к творчеству одного из самых парадоксальных и неординарных авторов, чье имя золотыми буквами вписано на страницы всемирной литературы. Он стал одним из пяти русских авторов лауреатов Нобелевской премии. А превыше всего ставил “язык и литературу”.

Это имя Знак. Символ эпохи. Это имя звук. Мотив. Вечный образ.

2. Стадия вызова.

Учитель: Бродский.

Какие ассоциации у вас вызывает эта фамилия? Почему? Вспомните свое знакомство с творчеством поэта.

(По ответам учеников выстраивается следующий возможный ряд:

Бродский—>Бродить—>Бродяга—>Странник—>Странный—>Сторонний—>Посторонний)

Учитель: Кому поэт может стать посторонним? От чего отстраняется?

Ученики: Поэт может уходить от своего времени, уклоняться от того, что не приемлет.

Учитель: Вот об одном из стихотворений этого блистательного поэта, который сознательно уклонился от тяжбы со Временем, шагнув в Вечность.

Итак, запишем тему и эпиграф урока

“Образ письма в творчестве Иосифа Бродского. “Письма римскому другу””

Нынче ветрено…

И. Бродский.

3. Творческая работа.

Учитель: Почему письма? Расскажите об этом жанре.

Ученики: Письмо – письменное сообщение кому-либо о чем-либо (по словарю С.Ожегова). Письмо позволяет вступать в воображаемый диалог. Оно адресно направлено, предполагает откровенность и искренность. Это опосредованное общение, которое должно быть продумано.

Учитель: Попробуем “заглянуть” вглубь понятия “письмо”. Ведь помимо объективного смысла каждый вкладывает в него что-то свое, сокровенное. Чтобы суметь увидеть потаенный смысл каждый сейчас попробует написать синквейн на слово “письмо”.

(В технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” Синквейн - это белый стих, состоящий из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме, понятию. Порядок написания синквейна: Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное слово. Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия. Четвертая строка – предложение из четырех слов, в котором автор высказывает свое отношение к новой информации, полученной на занятии. Пятая строка - одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием).

Ученики: (примеры синквейнов)

Письмо.

Вечное, значимое

Вспоминать, узнавать, передавать.

Письмо – это вечное воспоминание.

Память.

(Дарья Д.)

Письмо.

Сиюминутное, важное

Рассказывает, передает, чувствует

Письма есть выражение жизни.

Душа.

(Илья Д.)

Письмо.

Воздушное, белое

Лететь, ждать, плакать

Легкость прошла через воздух

Признание.

(Анна Т.)

Письмо.

Объемное, желанное

Читать, думать, размышлять

Письмо – большое собрание символов

Общение.

(Сергей Р.)

Учитель: Как видим, каждый выбрал свои самые главные и верные слова для определения понятия “письмо”. (Далее идет обсуждение синквейнов, возникших образов)

Примечание (У учащихся возник вопрос, а что означает суффикс –м- в слове “письмо”? Поскольку в имеющихся словарях мы ответа не нашли, попытались сами определить. у Денисюка Илья возникло мнение, что –м- означает “мыслить”, то есть письмо – это писать и мыслить о то, что пишешь.)

Учитель: В чем же коренные отличия письма от всех других видов письменной речи?

Ученики: Письмо предполагает определенную структур, логику изложения мысли. В нем обязательно указание даты, обращение к адресату, подпись, иногда постскриптум.

Учитель: А чем прозаическое письмо отличается от поэтического?

Ученики: Прозаическое письмо стремится передать информацию, а поэтическое – эмоции, впечатления.

4. Чтение текста. Анализ поэтического текста. (Мы организуем анализ по письмам, в зависимости от уровня подготовленности класса предлагаем проблемные вопросы. В методической разработке мы указываем примерные вопросы, которые могут варьироваться, поскольку ответы детей могут стать отправной точкой к совершенно иному полилогу).

В ходе анализа могут быть использованы вопросы учебника “Литература 8 класс” под редакцией В.Г.Маранцмана. – М., “Просвещение”, 2003 - стр. 338-341.

Нынче ветрено, и волны с перехлёстом.
Скоро осень, всё изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
Чем наряда перемена у подруги.

Дева тешит до известного предела –
дальше локтя не пойдёшь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
ни объятье невозможно, ни измена!

Учитель: Почему писем девять? Почему первое письмо начинается с описания пасмурного дня? Какие темы и мотивы звучат в первом четверостишии? Какими вам видятся собеседники, разделенные пространством и временем?

Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стелют? Спать не жёстко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Всё интриги?
Всё интриги, вероятно, да обжорство.

Я сижу в своём саду, горит светильник.
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных –
Лишь согласное гуденье насекомых

Учитель: Каким образом происходит развитие темы? Почему так много вопросов? Что означает одиночество героя? Какими бы словами вы его описали? Обратите внимание на антитезу “слабые мира этого и сильные”. Как вы её понимаете?

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
Был купцом он – деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
Он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним – легионер, под грубым кварцем.
Он в сражениях империю прославил.
Сколько раз могли убить! А умер старцем.
Даже здесь не существует, Постум, правил.

Учитель: Почему, на ваш взгляд, возникает тема смерти? С какими другими мотивами и образами связана эта тема? Какие языковые средства выбирает поэт и почему?

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
Но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции, у моря.

И от Цезаря далёко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники – ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

Учитель: Каким образом в прошлое входит современная Бродскому жизнь? Какие аллюзии возникают с образом вьюги? Попробуйте сами составить вопросы к этому письму.

Этот ливень переждать с тобой, гетера,
Я согласен, но давай-ка без торговли:
Брать сестерций с покрывающего тела
Всё равно, что дранку требовать у кровли.

Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
Чтобы лужу оставлял я, не бывало.
Вот найдёшь себе какого-нибудь мужа,
Он и будет протекать на покрывало.

Учитель: Почему так неромантично заявлена тема любви? Какие эмоции вызывает она у читателя?

Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
“Мы, оглядываясь, видим лишь руины.”
Взгляд, конечно, варварский, но верный.

Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
Разыщу большой кувшин, воды налью им…
Как там в Ливии, мой Постум, - или где там?
Неужели до сих пор ещё воюем?

Учитель: Как вы понимаете слова раба, приведенные в письме? Какова роль противопоставления мира и война во втором четверостишии письма? Какие средства выразительности и почему использовал автор? Какое настроение создают эти строфы?

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал ещё… недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами.

Приезжай, попьём вина, закусим хлебом.
Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
И скажу, как называются созвездья.

Учитель: Какова палитра чувств в этом письме? Попробуйте составить цветовое решение. Обоснуйте выбор цвета.

Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
Долг свой давний вычитанию заплатит.
Забери из-под подушки сбереженья,
Там немного, но на похороны хватит.

Поезжай на вороной своей кобыле
В дом гетер под городскую нашу стену.
Дай им цену, за которую любили,
Чтоб за ту же и оплакивали цену.

Учитель: Переплетение каких тем и образов использовано в этом письме? какова цел автора, на ваш взгляд? Какое значение имеет мотив цены? Почему появляется образ денег?

Зелень лавра, доходящая до дрожи.
Дверь распахнутая, пыльное оконце.
Стул покинутый, оставленное ложе.
Ткань впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за чёрной изгородью пиний.
Чьё-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке – старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

Иосиф Бродский

Учитель: От чьего имени написано последнее письмо? На протяжении девяти писем прошла целая жизнь. Какой она была? Определите те идеи писем, которые кажутся вам общечеловеческими, вечными. И все же почему в вечность Бродский обращается при помощи самого сиюминутного жанра – жанра письма?

5. Творческая работа.

Учитель: Попробуйте и вы написать небольшое стихотворное письмо.

Ученики (примеры работ) чтение без обсуждения.

Письмо Данте.

Здравствуй, “завтра” может быть не будет?
Не ответишь ну и ладно.
Пусть тебя и не забудет
Вечности начал начало.
Говорю, тебе не слышно
А зайдешь за круги ада!
Ты, живешь в душе так пышно,
Вот и в смерти вся отрада!

(Дарья Д.)

Вот и солнце появилось,
Негодуя на рассвете,
Македонец, тебе снилось,
Нет сильней тебя на свете.
Но ты прав. Тебя убедить
Ни за что никто не сможет,
И будет длиться все, пока
Тебя никто не потревожит…

(Илья Д.)

Письмо себе в будущее.
Что там будет? Кто все знает?
Кто ответит, что нас ждет,
Там, далеко?
Нет, ответа не услышим,
Никогда.
Ведь это невозможно.
Есть вопросы, на которых нет ответа.
Нет ответа, есть лишь только
Вечность.

(Виктория Л.)

Продолжение писем римскому другу И. Бродского.

Скоро вечер. Солнце клонится к закату.
Этот сад давно укрыт покоем вечным.
Помнишь, Постум, был наш путь когда-то
Однотонным, серым, быстротечным…
Друг давно твой в путь готов. Осталось мыслить,
Вещь одна, не завершенная доселе.
Я давно уж мертв на самом деле,
Только дописать письмо осталось.

(Полина М.)

“На смену”
Путь к вступлению, ладони обгорели?
Вьюга разметала те кострища.
Хорошо, когда любовь в апреле.
То цветочки, то обломки днища.
Птица – вольная фигура, ложь по ветру.
На заклепках улетит за синей стаей.
Эх, как жаль. Что, правду эту?
Как ты знаешь?
Унесет журавль в клюве, отдаляя.

(Марина С.)

Я пишу тебе, мой друг прекрасный:
Солнце за окном блестит
Жизнь не суточная доля страсти
В ней часы меняют на рубли!
Как ты время тратишь?
Надеюсь не напрасно!
“Нынче ветрено…” - сказал один писатель
Я ответа жду на вечность и на сны!

(Владимир Т.)

Сейчас темно и холодно -
Лето за окном стоит.
Моя душа шагнула в сторону,
Погуляв, потянулась за нить.
Ну, как дела? Тепло ль, холодно?
Ну, как вам нынешняя быль?
Я потерялась, подскажите, где реальность,
Где вымысел?
Мы под властью времени.

(Анастасия М.)

Я писал тебе вчера
Я пишу тебе сегодня.
Бездыханны вечера.
Моя жизнь, как та погоня,
Из советского кино.
А у вас там все нормально?
Иль тебе уж все равно
Что сейчас со мной творится?
Что бывало и ушло?
Моя жизнь, как небылица.
Я в нее сейчас не верю.
От страдания я тлею.
Ты свободная, как птица.
Ты вздымаешь крылья в небо.
Обожжешься, не спускайся,
Сохрани свое ты тело,
От безумственных зверей
Тихо в небе ты скрывайся.

(Антон Л.)

Письмо себе.

Не пытайся провести все параллели,
Ведь заранее провальная попытка
Не гонись за всем и сразу – нету цели,
Все равно придется восполнять убытки.
А когда созреешь выбрать дело
Чтоб связать себя узлами света, брака,
Доверяй не разуму, а сердцу,
Чтоб оставить добрый отпечаток.

(Антон Б.)

Возможно, опыты детей несовершенны (они написаны в течение небольшого количества времени, сразу “на чистовик”, по итогам урока), но они позволяют открыть для себя и для других новое, неожиданное, творческое. Традиционных итогов урока мы не подводим, на наш взгляд, достаточно детских работ.

6. Домашнее задание (перспективное): Напишите письмо о самом ярком событии лета.