Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на всестороннее развитие личности ребенка, для того, чтобы он стал “субъектом” собственной жизни в мире.

Среди способов познания, необходимых дошкольникам можно назвать экспериментирование как непосредственное с предметами, так и с их образами, моделями.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей Начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Дошкольный возраст - это сензитивный период для введения детей в мир многофакторных, системных объектов и явлений.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивности усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками усвоенным опытом достижения результата. Методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Источником познавательной активности становятся преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и ценностной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности.

Поисково-практическая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Работая по программе “Детство” особое место уделяется моделированию, опытам, экспериментированию.

Именно в этой деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально интенсивное развитие, совершенствуются такие новообразования, как произвольное поведение, способность логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Построение педагогического процесса предполагает использование наглядно практических методов способов организации деятельности: наблюдения, экскурсии, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации.

Расширяя представление детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, учит отображать впечатления о природе в разнообразной деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Именно это даёт возможность развивать в единстве познавательную, практическую сферу личности.

Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению существенных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ и использование наглядных моделей и пр).

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, воздухом, снегом, магнитом, увеличительными стёклами и пр.).

Авторы программы считают, что детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности. Это деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о том, что в деятельности экспериментирования идет саморазвитие ребенка.

Итогом освоения работы становится способность ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

Создание условий для организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

Анализ программы “Детство”,знакомство с методической литературой и опытом работы дошкольных образовательных учреждений г. Новгорода, г. Тольятии, г. Москвы, позволили по-новому подойти к организации поисково-практической деятельности.

Первое, что необходимо сделать это сформировать примерный перечень материалов для исследований, способствующих, раскрытию развивающего потенциала данного материала.

Примерный перечень материалов и оборудования для центра экспериментирования

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и тлт.)
  2. Мерные ложки.
  3. Сита и воронки разного материала, объема.
  4. Резиновые груши разного объёма.
  5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
  6. Резиновые или пластиковые перчатки.
  7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
  8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
  9. Гигиенически безопасные красящие (инвайт, добавки для крема), пенящиеся (детские шампуни, пинки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
  10. Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели или палочки для мороженого.
  11. Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
  12. Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
  13. Технические материалы (гайки, винты, болтики и т.п.) в контейнерах. 14.Пинцеты с закруглённым концом, разные прихватки (деревянная для кипячения белья, пластиковые для удерживания бутылочек) и т.п.
  14. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
  15. Контейнеры (тазы) с песком и водой).
  16. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
  17. Часы механические, песочные.
  18. Свеча в подсвечнике.
  19. Разнообразные виды календарей (отрывные, перекидные плакатные)
  20. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
  21. Степлер, дырокол, ножницы.
  22. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
  23. Тальк, детский крем.

Второй - это создание условий для хранения всего практического материала. Необходимо организовать центр экспериментирования, где весь материал должен находится в доступном для детей месте.

Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.

В третьих – необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.

Вся работа организована по 3 темам:

  1. Живая природа;
  2. Неживая природа;
  3. Рукотворный мир.

Работа по данным темам осуществляется на основе разработанного перспективного плана с усложнением целей, задач и способов преобразования.

Примерное перспективное планирование экспериментальной деятельности. Средний дошкольный возраст

Сентябрь “Необходимость влаги для роста растений”.

Цели:

  • Необходимость влаги, света для роста растениям.
  • Проращивание семян в двух блюдцах при наличии влаги и без неё.
  • Посадка семян (сухих и проращенных).

Октябрь “Подкормка растений”

Цели:

  • Подведение детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений.
  • Подкармливать одно из 2-ух растений

Ноябрь “Дышат ли рыбы”.

Цель: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

Декабрь “Вершки-корешки”

Цели:

  • Выявить, что корешки растений всасывает воду и стебелёк проводит её.
  • Объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Январь “Где цветы”

Цель: Установить особенности опыления растений помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках

Февраль “Как сделать магнит?”

Цель: С помощью одного магнита можно сделать другой.

  1. Висящие магниты
  2. Постоянный магнит.
  3. Можно ли испортить магнит?
  4. Плавающие утки.

Март “Игрушки и игры”

Цель: Магнит можно использовать, чтобы самому сделать игрушки и игры

  1. Магнитные куклы
  2. Волшебный грецкий орех

Апрель “Электричество”.

Цель: Установить причину возникновения статического электричества.

  1. Волшебный шарик.
  2. Волшебники (фокус с авторучками).

Май “Чудо-прическа”

Цель: Познакомить с проявлением статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Примерное перспективное планирование экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст

Сентябрь “Воздух повсюду”

Цель: Дать знания о воздухе, что воздух не видно, но он везде.

  1. Почувствуй воздух.
  2. Бумажные гонки.
  3. Проверим, есть ли воздух?

Октябрь “Давление воздуха”

Цель: Воздух постоянно давит на предметы.

  1. Тяжёлая газета.
  2. Фокус с водой.
  3. Сплющенный пакет.

Ноябрь “Воздух меняет объём”.

Цель: При нагревании воздух расширяется, это значит, он занимает больше места.

  1. Подпрыгивающая монета.
  2. Воздух охлаждается.

Декабрь “Воздух поднимается”

Цель: При нагревании воздуха, он становится легче, поднимается вверх.

  1. Летающее перышко.
  2. Извивающаяся змейка.

Январь “Ветер”

Цель: Показать на примере ветер - это движущийся воздух.

  1. Сильные и лёгкие.
  2. Опасные ветры.
  3. Ветер меняет направление.

Февраль “Воздух работает”

Цель: Дать знания о том, что воздух может двигать предметами.

Март “Движение в воздухе”

Цель: Некоторые предметы движутся в воздухе лучше других.

  1. Кто быстрее?
  2. Пирамида из бумаги.

Апрель “Дышим воздухом”

Цель: Дать знание, что организму необходим воздух. Мы его получаем при дыхании.

  1. Считаем вдохи. Беседа о лёгких, о носе, который фильтрует воздух.
  2. Сколько воздуха ты можешь вдохнуть.
  3. Вода в воздухе.

Май “Воздух и звук”.

Цель: Образование звуков и как они передаются по воздуху.

  1. Звук при сотрясении.
  2. Музыкальные бутылки.
  3. Музыкальные трубочки.

Для выявления уровня овладения детьми экспериментальной деятельности были разработаны показатели и подобран диагностический материал.

Примерный диагностический материал

1. “Подарим малышам лодочку”

Цель: Выявить познавательную активность (назначение и свойство бумаги).

Детям предлагается бумага (туалетная, писчая, для рисования, черчения, цветная, салфеточная). Воспитатель предлагает сделать лодочки. Дети самостоятельно выбирают материал, способ изготовления.

2. “Поймай рыбку”

Цель: Выбор предмета для решения проблемы.

Детям дается таз с водой на дне которого плавают рыбки, 3 вида магнитов, нитки, веревка, ножницы, гвозди.

Задание: Достать рыбку, не намочив рук.

3. “Готовим куклу в отпуску”

Цель: Выявить познавательную активность (определить свойства и качества ткани).

Детям даются кусочки разной ткани в соответствии с назначением одежды и данного сезона.

Задание: Подобрать ткань в соответствии с назначением одежды и данного сезона.

4. “Расшифровывание знаков”

Цель: Слассифицировать инструменты по данному материалу.

Детям дается схема - модели.

Задание: Разделить данный материал на получаемые предметы, и назвать, какой материал зашифрован.

Целенаправленная работа позволила сформировать знания об окружающем мире, навыки исследовательской деятельности. У дошкольников повысилась познавательная активность, самостоятельность, наблюдательность. Старшие дошкольники овладели способами практического взаимодействия с окружающей средой. По мере овладения действиями с предметами повысилась речевая активность детей: обогатился активный словарь, связанная речь.