Урок по физике "Смешанное соединение проводников. Решение задач"

Разделы: Физика


Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, интерактивная доска.

Программное обеспечение: Power Point.

Учебник: С.В. Громов, Н.А. Родина, физика 9-й класс.

Цели урока:

обучающая: проверить и закрепить знания формул и теории по теме, научить применять эти знания при решении задач;

развивающая: расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности, научить видеть проявление закономерностей законов в окружающей жизни, логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы;

воспитывающая: продолжить формирование познавательного интереса к предмету физика.

Задачи урока: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчетов сопротивлений проводников, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи, пользоваться теоретическими методами физической науки для обоснования и выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Используемая литература:

  1. С.В. Громов, Учебник физики 9 класс.М. Просвещение, 2001.
  2. Е.А. Марон, Контрольные работы по физике 7–9-й класс. М. Просвещение, 2002.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Решение задач.
  4. Контрольное тестирование.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.
  7. ХОД УРОКА

1. Организационный момент (слайд 1). Презентация

Учитель: Здравствуйте дети! Я в электричесва страну всех приглашаю вас. Сегодня мы все повторим, решим задачи, закрепим. Каждый ученик прежде чем приступить к решению задач должен обладать определенными знаниями. Я предлагаю ответить на следующие вопросы.

  2. Актуализация опорных знаний (слайд 2).

- Что такое последовательное соединение? (Последовательным считают, такое соединение проводников при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.)

- Что такое параллельное соединение? (Это такое соединение при котором начало всех проводников присоединяются к одной точке электрической цепи, а их концы к другой)

Изображение соединений на доске выполняется учениками.

- Сформулируйте закон Ома. (Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)

- Помоги ученику правильно расставить формулы (слайд 3).

 

Последовательное

Параллельное

Сила тока    
Напряжение    
Сопротивление    

На интерактивной доске учениками маркером вносятся в таблицу правильные ответы.

3. Решение задач (слайд 4).

Задача № 1. Четыре одинаковые лампы соединены так, как показано на рисунке, и подключены к источнику постоянного напряжения. Как изменится накал каждой из ламп, если лампа 4 перегорит?

Решение: Перегорание лампы 4 приведет к увеличению сопротивления цепи. Следовательно, полная сила тока в цепи уменьшается, поэтому уменьшается накал лампы 1 и напряжение на ней. Т.к. общее напряжение в цепи не изменяется, увеличивается на участке с параллельным соединением ламп, значит накал лампы 2 и 3 увеличится.

(Cлайд 5)

Задача № 2.

С помощью шторки интерактивной доски решение закрыто.

(Cлайд 6)

Задача № 3. Как нужно соединить четыре резистора, сопротивления которых 0,5 Ом, 2 Ом, 3,5 Ом, 4 Ом, чтобы их общее сопротивление было 1 Ом.

(Слайд 7)

    Оформление решения задачи закрыто шторкой интерактивной доски.

4. Контрольное тестирование (слайд 8).

Вариант 1

  1. Начертите схему последовательного соединения 2 резисторов 1 Ом и 2 Ом. В каком из них сила тока больше.
  2. Сколько одинаковых резисторов было соединено параллельно, если каждый из них имеет сопротивление 600 Ом, а их общее сопротивление составило 50 Ом?
  3. Проводники сопротивлением 15 Ом и 20 Ом соединили последовательно. Чему равно их общее сопротивление?
  4. Опираясь на решение задачи № 3, определить напряжение цепи при силе тока 2 А.
  5. Вычислить сопротивление цепи, если R1= R2= R3=1 Ом, R4=3 Ом.

Вариант 2

  1. Начертите схему параллельного соединения 2 резисторов 1 Ом и 2 Ом. В каком из них напряжение больше.
  2. Сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 50 Ом, а их общее сопротивление составило 600 Ом?
  3. Проводники сопротивлением 10 Ом и 10 Ом соединили параллельно. Чему равно их общее сопротивление?
  4. Опираясь на решение задачи № 3, определить силу тука при напряжении 12 В.
  5. Вычислить сопротивление цепи, если R2= R3= R4=2 Ом, R1=6 Ом

Учитель предлагает учащимся обменяться тетрадками для проверки контрольного теста.

5. Ответы (слайд 9).

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, вы выполнили тест и теперь за пять правильных ответов поставьте оценку пять, за четыре-четыре, за три-три менее трех два (в процессе этой работы реализуется самопроверка и самооценка).

Проверку и оценку решения задач у доски осуществляет учитель.

7. Домашнее задание (слайд 10).

КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Отрицательно заряженная частица, входящая в состав атома.

2. Нейтральная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Физическая величина, характеризующая противодействие, оказываемое проводником электрическому току.

4. Единица электрического заряда.

5. Прибор для измерения силы тока.

6. Физическая величина, равная отношению работы тока к переносимому заряду.

По вертикали:

1. Процесс сообщения телу электрического заряда.

2. Положительно заряженная частица, входящая в состав атомного ядра.

3. Единица напряжения.

4. Единица сопротивления.

5. Атом, присоединивший или потерявший электрон.

6. Направленное движение заряженных частиц.