Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Разделы: Преподавание русского языка


Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Хочу поделиться с коллегами своим опытом в решении этого вопроса.

За одиннадцать прошедших лет, с 1996-го по 2007-й годы, я сделала восемь выпусков учащихся средней школы.

С 2001-го учебного года мы включились в эксперимент по проведению экзамена по русскому языку в форме Единого Государственного Экзамена. В первый год эксперимента экзамен в форме ЕГЭ выбрали только сильные ученики, поэтому и результат был соответствующий – 100% успеваемость и 100% качество.

В дальнейшем ситуация изменилась. Чувство неуверенности в своих силах прошло, и в последующие годы экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ сдавали почти все мои выпускники:

200 г. – из 16 учеников – 15.

2004 г. – весь класс – 18 человек.

2005 г. – из 20 выпускников – 18.

2007 г. – из 18 учеников – 16.

Результаты сдачи экзамена представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11-х классах

Годы выпуска

Успеваемость, %

Качество, %

2001

100

100

2002

100

64

2004

100

94,5

2005

94,7

68,4

2007

100

81,3

Литература

2007

100

100

Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка.

С моей точки зрения, самой интересной частью КИМа по русскому языку является задание С, выполненное в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.

Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к экзаменам: и к традиционному сочинению по литературе, и к ЕГЭ по русскому языку.

А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.

Итак, с чего начинается эта подготовка? Поэтапно это можно представить так:

1-й этап. Подготовка начинается со среднего звена, в котором практически начинаем готовиться к традиционному сочинению по литературе в 11-м классе. Я работаю по традиционной программе и очень много времени уделяю работе по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем:

а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы)

б) Судил ли я самого себя?

в) Близки ли мне мои близкие?

г) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы)

2-й этап. Много времени уделяю работе над текстом. На уроке мало возможности, чтобы этим заниматься: слишком много задач нужно решить. Поэтому, заложив основы работы над текстом в 5–7-х седьмых классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах в спецкурсе “Анализ текста на уроках русского языка”.

План спецкурса представлен в Приложении 1.

3-й этап. Когда формируется новый десятый класс, я разрабатываю темы занятий по русскому языку из расчета один урок в неделю.

Этот план занятий составляется, исходя из знаний и способностей детей каждого выпуска. Рассчитан он на 10–11-е классы, то есть на два года. План является подвижным: я свободно могу менять одну орфографическую или пунктуационную тему на другую, исходя из возникшей необходимости, например: низкие оценки за грамотность в сочинениях, неважные результаты по диктанту и т.д. Темы занятий представлены в Приложении 2.

4-й этап. Готовя старшеклассников к выполнению части С, я настраиваю их на написание сочинения-рецензии. В тетради по подготовке к ЕГЭ заранее собираем материалы по отзыву и рецензии. Многое для получившегося материала по рецензии я взяла из журнала “Русский язык в школе” № 1 за 1998 год, газеты “Русский язык” (Приложение к газете “Первое сентября”) № 8 (176) за 1999 год. Обобщила эти материалы, составила универсальный “Типовой план для написания рецензии” (разбор театрального, музыкального, кинематографического произведения). Мне это было необходимо, потому что мои классы всегда писали сочинения-рецензии по вышедшим в свет кинофильмам (“Идиот”, “Мастер и Маргарита”), поставленным по русской классике, или по книгам (например, книге Павла Санаева “Похороните меня за плинтусом…”). Чем хороши эти обобщённые материалы? В них даны в сопоставлении требования к рецензии и отзыву, дан “Типовой план для написания рецензии”, ученики знакомятся с клише (специальными оборотами речи), которые можно использовать при написании текста рецензии. Привожу методические материалы по рецензии и отзыву, которые использую в работе, в Приложении 3.

5-й этап. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С. План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии. С планом-памяткой можно ознакомиться в Приложении 4.

6-й этап. При работе над текстами произведений специально обращаю внимание ребят на выразительно-изобразительные средства. Почему? Анализируя рабочие сочинения-рецензии, пришла к выводу, что это одно из самых слабых мест в работах учеников. Обратилась к учебнику Г.Л. Абрамовича “Введение в литературоведение” (Москва, “Просвещение”, 1975), к “Словарю литературоведческих терминов” Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева (Москва, “Просвещение”, 1974). Составила таблицу наиболее распространенных выразительно-изобразительных средств. Она служит хорошим подспорьем ученику при подготовке к написанию рецензии. Таблица помещена в Приложении 5.

Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С.

В качестве примера привожу черновой вариант сочинения-рецензии учащегося Андрея К. , выпуск 2004 года (Приложение 6).

В заключение хочу кратко сказать о методическом сопровождении в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Для подготовки учащихся к выполнению частей А и Б использую пособие Д.Э. Розенталя “Русский язык. Пособие для поступающих в вузы” (Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс – В”, 1998, 2002.)

Но на этом учебном пособии я останавливаться не буду, т.к. задания А и Б не являются предметом моей статьи. А вот среди учебников и пособий, которые я использую для подготовки выпускников к сдаче сочинения-рецензии в части С, хотелось бы отметить учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи” (Москва, “Просвещение”, 2001). Прежде чем остановиться на этом учебнике, я пыталась работать по другим (например, по учебнику В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик “Развитие речи: теория и практика обучения”), но вскоре отказалась от них: с моей точки зрения они не отвечали многим параметрам в подготовке к заданию С. К своему учебнику я шла интуитивно. И вот учебник Власенкова и Рыбченковой. В чём своеобразие учебника? Как по нему работалось? Интересно. Книга состоит из трех частей, что видно уже из её названия: 1-я часть – повторение пройденного за курс 9-летней школы (в сочетании с пособием Д. Розенталя при повторении материала получаются хорошие результаты при выполнении заданий А, Б), 2-я часть – текст и его строение, что более всего нас интересует в учебнике, и 3-я часть – стили речи.

Что мне нравилось в учебнике? То, что в центре внимания авторов – текст, что во все разделы учебника включены прекрасные тексты – отрывки из художественных произведений писателей, чьё творчество изучается в старших классах: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Пришвин, Булгаков, Шукшин и т.д. А как замечательно подобраны стихи!

Текст в учебнике – это не только встреча с прекрасным русским словом (общее эстетическое восприятие, основная мысль, проблемы, поставленные в нём, стиль речи, лексика и т.д.), а ещё и средство для отработки того теоретического материала, который предлагает параграф. Например, при работе над текстом–описанием используем отрывок из рассказа М. Осоргина “Часы”. А отрабатываем на этом тексте не только понятия темы, основной мысли, тип речи, но и лексические, синтаксические, морфологические средства речи: вставные синтаксические конструкции, вводные обороты, синтаксический разбор предложения, использование тире, дефиса, двоеточия, скобок и так далее. И так в заданиях к каждому тексту, данному в учебнике.

Авторам учебника, с моей точки зрения, удалось сделать интересными для учеников задания по составлению разных видов текста.

С первых лет участия школы в эксперименте по ЕГЭ я думала о том, что появится когда-нибудь учебник, который будет методическим пособием при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, и по которому можно будет готовить сразу ко всем заданиям. Учебник Власенкова и Рыбченковой отвечает этому не во всем. Теперь я понимаю, что, наверное, это и не нужно. Учителю со стажем, подготовившему к выпуску не один 11-й класс, он и не будет полезен так, как начинающему учителю. Меня, как и всех опытных учителей, выручает своя методическая копилка, в которой есть всё для подготовки к сдаче экзамена в части С: и образцы сочинений-рецензий, и огромное количество текстов для работы, и другие материалы, часть из которых я представила на суд коллег в этой статье.

А ориентиром в работе для меня всегда остается газета “Русский язык”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Ориентиром в том, не отстала ли я как учитель, не просмотрела ли чего. Газета за последние три года напечатала огромное количество материалов в помощь учителю при подготовке учащихся к написанию сочинения-рецензии (части С).

Практически все перечисленные задания к части С нашли отражения в публикациях газеты: как раскрывать позицию автора и свою позицию, изобразительные средства в тексте и т. д.

Вот названия некоторых публикаций:

1. № 9 – 2005 г. Статья Н. Шапиро “Оценка заданий С при подготовке к ЕГЭ”.

2. № 10 – 2007 г. Г.Т. Егораева. “Языковой анализ исходного текста”.

3. № 24 – 2006 г. И. Руденко. “Пишем сочинение-рассуждение по научно-популярному тексту”.

Ещё раз прихожу к мысли, что для меня есть в этих публикациях какие-то новые нюансы, но в основном рассматриваемый вопрос я уже для себя решила. Повторюсь, что газета остается для меня ориентиром в том, шагаю ли я в ногу со временем.

Думается, что все зависит от учителя. Нужна эта методическая помощь в газете – пользуйся, если не нужна – пользуйся своими наработками и другими пособиями.

Сделав выпуск 2007 года, стала анализировать ситуацию, думать, как работать дальше. У меня сейчас пятые классы. Через несколько лет придет время сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Многое изменится за эти несколько лет, но однозначно, что учебник Власенкова и Рыбченковой для меня исчерпан. Хочется каких-то новых подходов в преподавании русского языка и в подготовке к экзаменам.

Мне показался интересным в этом плане учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой “Русский язык”. Особенность учебника в том, что ученики начинают работу с текста, чтобы потом прийти к теории, вернуться назад, понять то, чего они не знают, о чем имеют недостаточные сведения, и, наконец, сделать открытие. Это коротко об учебнике. Но его ли я возьму или другое пособие, не суть важно. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.

Литература

  1. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Словарь литературоведческих терминов. Москва, “Просвещение”, 1974.
  2. Г.Л. Абрамович. Введение в литературоведение. Москва, “Просвещение”, 1975.
  3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва, “Просвещение”, 2001.
  4. Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Москва, “Просвещение”, “Учебная литература”, 1997.
  5. Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы. Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс-В”, 1998.
  6. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. Москва, “Просвещение”, 1991.
  7. Газета “Русский язык”. Приложение к газете “Первое сентября”. Отдельные номера за 2005–2007 годы.
  8. Словарь русского языка в четырёх томах под редакцией А.П. Евгеньева. Москва, “Русский язык”, 1986.