Коррекционно-развивающее занятие с будущими первоклассниками "Память — наш друг и хранитель!"

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цель занятия:

Развивать познавательные процессы, мнестическую деятельность детей.

Задачи:

  1. Активизация положительных эмоций и творческих возможностей ребенка.
  2. Развитие процессов внимания, памяти.
  3. Развитие мелкой моторики руки и графической деятельности.
  4. Развитие процессов воображения и речи ребенка.

Предполагаемый результат:

  1. Дети справятся с пальчиковыми заданиями и заданиями на координацию;
  2. Дети смогут ответить на вопросы по запоминаемой картинке;
  3. Каждый ребенок сможет запомнить и выложить из палочек фигуры по образцу;
  4. Ребята смогут представить закрытыми глазами несложный сюжет и нарисовать его по памяти;
  5. Каждый ребенок сможет проявить творчество, продолжить сюжет рисунка и составить небольшой рассказ;
  6. Дети смогут проявить сотрудничество при работе в паре, проявят заинтересованность и внимательность.

Форма занятия: Занятие-соревнование

Особенности проведения: На занятии могут присутствовать родители и быть активными его участниками, работая в паре со своим ребенком.

Материалы и оборудование:

Простой и цветные карандаши, тетрадь, счетные палочки, кассета с музыкой, магнитофон.

План занятия:

  1. Вступительная часть – приглашение к соревнованию, распределение по парам.
  2. Разминка, пальчиковая гимнастика
  3. Упражнение «Опиши по памяти»
  4. Задание «Запомни фигуры»
  5. Упражнение «Нарисуй по памяти»
  6. Составление веселых историй.
  7. Подведение итогов соревнования

Ход занятия:

1. Вступительная часть. Приветствие – приглашение к участию в соревновании.

Здравствуйте дорогие дети и взрослые. Приглашаю вас поучаствовать в соревновании, которое посвящено нашей удивительной способности, нашему таланту запоминать!

Для дружной работы предлагаю объединиться в команды по парам.

(Детям раздаются карточки с напечатанной цифрой, одинаковые цифры – составляют пару.)

Итак, найдите свою пару по цифре, которая напечатана у вас на карточке.

(Если ребенку не хватает пары, или по желанию детей и родителей, они объединяются вместе, составляя команду.)

Назовите свои команды интересными, добрыми, веселыми названиями.

(Названия команд обозначаются картинками или записываются на доске).

Хорошо, молодцы, все готовы? Начнем наше соревнование на самых лучших друзей своей памяти!

2. Чтобы у нас все замечательно получилось, сделаем, как всегда нашу любимую пальчиковую гимнастику и упражнения на координацию движений.

Выполняется комплекс ритмичных упражнений на развитие моторики руки, внимание, координацию.

Спасибо, замечательно, ваши родители, думаю, оценили, как ловко у вас уже получаются достаточно сложные упражнения.

3. Первое задание для всех команд «Опиши по памяти»:

  • Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь запомнить в деталях как можно точнее.
  • Теперь мы убираем картинку, и я прошу ответить на вопросы по картинке.

За каждый правильный ответ команды зарабатывают баллы и получают жетоны. (Жетоны могут быть интересными картинками с девизом «Я умею все заметить, ничего не упустить!»)

Молодцы, все хорошо поработали.

4. Следующее задание «Запомни фигуры» – посмотрите на фигуры, которые изображены на доске, вам тоже необходимо их запомнить за некоторое время.

(Педагог может составить любые фигурки, с усложнением, которые дети смогут составить из 2-х - 6-ти счетных палочек.) Доска закрывается.

Теперь возьмите счетные палочки и выложите на партах фигурки, которые вы запомнили, у какой команды будет больше всего фигур, та получит больше всего балов-жетонов.

Хорошо, все очень постарались и вспомнили почти все или все фигурки.

5. «Нарисуй по памяти». Следующее задание очень интересное и волшебное, потому что развивает нашу способность видеть и запоминать закрытыми глазами.

Я прошу всех закрыть глазки, послушать внимательно и представить все то,

о чем я буду говорить.

(Минутка релаксации, можно использовать любое упражнение на релаксацию - звучит спокойная тихая музыка, дети закрывают глаза, расслабляются.)

После чего, дети представляют несложные картинки, запоминают цвет, форму, количество предметов. Открываем глаза и рисуем под музыку, которая всегда нам помогает, запомнить то, что вы представляли и запоминали.

В результате у каждого ребенка получается картинка с домиком, веселым человечком и букетом цветов. Мы как всегда, подводим итоги, у кого получилось нарисовать рисунок как можно точнее.

Команды проверяют друг у друга, форму, детали домика, человечка, правильность передачи цвета.

6. У каждого получились рисунки, а теперь каждая команда придумает добрые, веселые истории, рассказы по своим картинкам. Что это за человечек, куда идет, почему с цветами? У кого есть, какие интересные идеи?

Заслушиваются все рассказы детей, подводим итоги, награждаем победителей.

Победители, конечно - все! Отмечается сильная сторона каждого ребенка, команды, кто самый внимательный, у кого действительно проявился талант хорошо запоминать, кто аккуратнее нарисовал, у кого получился интересный рассказ, а кого-то получилась самая дружная команда! Благодарность всем за общение и сотрудничество, до новых встреч!