Комплексное занятие в подготовительной группе. Тема "Край любимый"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством C.А. Есенина. Воспитывать любовь к поэзии. Развивать художественный вкус.
  2. Воспитывать патриотические, нравственные чувства, любовь к Родному краю, к природе, через поэзию С.А.Есенина.
  3. Формировать навыки ИЗО-деятельности. Учить передавать красоту зимних деревьев, их снежный убор, использовать разные приемы изображения.
  4. Развивать у детей способность к самоанализу.

Предварительная работа:

  1. Разучить с детьми стихотворения Есенина: “Черемуха”, “С добрым утром”, “Нивы сжаты, рощи голы…”.
  2. Разучить с детьми движения для хоровода и игру “Ручеек”.

Материал:

Портрет С.А. Есенина. Макет березы сделанный из картона, веток (высота 2 м). Магнитофон, аудиозапись русской народной музыки. Бумага голубого цвета, карандаши, вата, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В нашей стране нет человека, который не знает наизусть каких-либо стихов замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Прошло уже более 110 лет со дня его рождения и более 80 лет со дня смерти. (Показать портрет). Сергей Есенин родился в крестьянской семье, рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. До 12 лет его воспитывали любящие бабушка и дедушка. Свое родное село Есенин любил безмерно, Считал его самым прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Родину, свою Россию – Русь. Вот как он об этом писал:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте Родину мою."

Где бы не бывал Есенин, будучи знаменитым поэтом: во Франции, в Америке, его всегда тянуло на Родину, в село Константиново, о котором он писал так:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни. Так же он описывал красоту русских деревьев в разные времена года.

- Скажите ребята, какие названия деревьев вы знаете? (Ответы)

- Какое ваше любимое дерево? Чем оно вам нравиться? Почему? (Ответы)

Весной все деревья хороши, все нарядны. Одно из лучших – черемуха – уж так сладко пахнет, когда цветет! ... Послушайте, как увидел ее поэт (стихотворение "Черемуха" читают двое детей).

- Ребята, как описал С.Есенин черемуху? (Ответы)

- А за весной какое время года приходит? (Ответ)

Чудесная пора лето. У С.Есенин очень много стихов о лете. Вот одно из них нам прочитает…(девочка), стихотворение называется "С Добрым утром", а вы внимательно слушайте.

- Какое дерево описал в этом стихотворении С.Есенин? (Ответ)

- Послушайте еще одно стихотворение, прочитает его... (мальчик). (Нивы сжаты, рощи голы)

- А в этом стихотворении поэт описывает какое-нибудь дерево или может деревья? (Ответы)

- О чем это стихотворение? (Ответы)

- Каким настроением оно проникнуто? (Ответы)

Верно, настроение тихое, спокойное, даже немного грустное. Я хочу вам прочитать еще одно стихотворение Сергея Александровича Есенина "Белая береза".

- Красивое стихотворение? (Ответы)

- Какое время года описывает поэт? (Ответ)

- О чем это стихотворение? (Ответы)

Верно, снова о природе, о березе.

- Опишите мне эту картинку – какая погода, какое время дня, какое настроение оно вызывает? (Ответы)

- Как увидел поэт дерево, березу? Как он ее описал? (Ответы)

Правильно, береза эта – как царевна из сказки, вся в серебре, в золоте, в пушистой бахроме. А может быть это спящая царевна? на зиму красавица – березка погрузилась в сон и ждет, когда ее разбудит весеннее солнышко...

- Прослушав все эти стихи, что можно сказать? О чем больше всего любил писать С. Есенин? (Ответы)

О природе, про Родину, про Россию, он раскрывает перед нами удивительный русский пейзаж, русские березы.

- Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы)

Правильно, потому что он любил свой край, Родину и хотел, чтоб каждый русский человек тоже полюбил или хотя бы уважал свою природу, Родину. Давайте и мы с вами проявим свое уважение к природе и поводим хоровод возле самого любимого дерева нашего поэта. (звучит русскиая народная музыка, девочки и мальчики выходят попарно, водят хоровод возле макета березы, играют в ручеек)

А теперь вспомните стихотворение про зимнюю березу и еще раз представьте ее, и опишите, но не словами, а на листах с помощью карандашей и других предметов. (Рисование и аппликация из ваты – снег.)

Анализ:

Попросить нескольких ребят, описать свою работу, рассказать о своей березе. Какая она? Довольны ли они своей работой? Понравилось ли им занятие? Чем оно им понравилось?