Практическая работа по теме "План местности"

Разделы: География


Оборудование: флажки-ориентиры; атлас для 6-го класса, текст с топографическим диктантом; компасы.

Задачи:

  • сформировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане, а также знания о способах изображения объектов с помощью условных знаков;
  • сформировать навыки работы с использованием условных знаков, определением направлений, расстояний;
  • обучить элементарным приемам глазомерной съемки на местности;
  • систематизировать ранее полученные теоретические знания;
  • развить коммуникативные навыки учащихся при работе в группах.

1. Станция “АЗИМУТАЛЬНАЯ”.(2 балла)

Определить азимут на флажки из данной точки.

2. Станция “ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ” (2 балла)

Измерить расстояние на плане местности (Атлас, с.5) от колодца с. Ладонено до деревянного моста на реке Андога по дороге.

3. Станция “ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ” (2 балла)

Расшифровать текст, данный с помощью топографических знаков как можно быстрее с меньшим количеством ошибок.

“Утро застало нас в лесу на поляне. Выскочив из палаток, все ребята помчались умываться к озеру. Берега его были заболочены, а на кочках сидели страшные лягушки.

После завтрака по просеке мы вышли к грунтовой дороге и вскоре по ней подошли к домику лесника. Отсюда по едва заметной тропинке вышли, наконец, к ручью, где устроили привал на обед. Костер развели в овражке, а сами устроились на лугу.

Поле обеда наш путь проходил так: по деревянному мостику мы перебрались на другой берег и по грунтовой дороге пошли на северо-восток. Справа тянулись поля, а слева – кустарники и редкий лес.

Наконец мы вышли к шоссе. Уже начало смеркаться, когда мы подошли к железнодорожной станции”.

В тексте находятся названия местных предметов:

  1. Лес.
  2. Луг.
  3. Озеро.
  4. Болото.
  5. Кустарник.
  6. Просека, тропа.
  7. Грунтовая дорога.
  8. Домик лесника.
  9. Овраг.
  10. Деревянный мост.
  11. Поле.
  12. Кустарники.
  13. Редкий лес.
  14. Шоссе.
  15. Железнодорожная станция.

4. Станция “ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ” (2 балла)

Определить стороны горизонта с помощью компаса и местных признаков.

5. Станция “ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ” (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Объяснить понятия:

Можно ли использовать план местности для определения абсолютной высоты точек?

  1. Что такое азимут?
  2. Что такое горизонтали?
  3. Что такое параллель?
  4. Что такое меридиан?
  5. Что такое градусная сетка?

На каждой станции ребята получают оценку, которую ассистенты записывают в маршрутный лист. Затем эти листы капитаны команд сдают жюри; команда, получившая наибольшее количество баллов, становится победительницей.