Японские кроссворды для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Интерес к, так называемым, японским кроссвордам растет с каждым днем, у людей, испытывающих влечение к интеллектуальным задачам, удовольствие от умственного напряжения. И действительно, когда в результате логических построений, на клетчатом поле возникает забавный рисунок, чувствуешь удивление и восхищение!

Что же такое японские кроссворды?

Называть подобные головоломки кроссвордами – не правильно, поскольку само слово “кроссворд” означает “пересечение слов”. В японском кроссворде слова не пересекаются, да и отгадывать никаких слов не нужно. Здесь зашифрованы рисунки, которые получаются путем закрашивания клеток.

История использования сеток с числами в головоломках имеет несколько версий. По одной из них – в японских кроссвордах, как и в любых других, нужно отгадывать слова. Только слова в японском языке обозначаются сложными иероглифами, которые, собственно, и зашифрованы. Однако европейцам изображения иероглифов были не понятны, поэтому в кроссвордах появились обычные рисунки.

По другой версии, авторами японских кроссвордов независимо друг от друга стали дизайнер-оформитель Нона Ишида (Non Ishida) и Тецуя Нишио (Tetsuya Nishio). Начиная с 1988 года, головоломки начали печатать в газетах и журналах. Нонограммы (а именно так их назвали авторы) стали популярны в США, ЮАР, Швеции, а потом уже и во всем мире.

Позднее Нонограмы стали называться Гриддлерами (Griddlers). Сейчас Японские кроссворды (а именно так мы называем Гриддлеры) популярны во всем мире, их можно увидеть в журналах, газетах, в виде компьютерной или карманной игры. Появилось большое множество головоломок похожих на Японские кроссворды. В последние два года они стали популярны и на территории нашей страны.

Уже не первый год мы используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста решение японских кроссвордов. Накопленный опыт работы свидетельствует о том, что разгадывание кроссвордов и головоломок – не просто времяпрепровождение, когда больше нечем заняться. Японские кроссворды являются мощным средством развития логического мышления. Решая их, дети не только оттачивают навыки счета и умение ориентироваться на плоскости листа, но осваивают умение рассуждать, используя в речи такие слова, как: возможно, допустим, если, значит, не, не может быть и пр.

Мы уверены, если дети научатся с удовольствием решать кроссворды и головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая японские кроссворды, старшие дошкольники испытывают удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения, знают, что такое радость победы, учатся справляться с огорчением от неудачи, доводить начатое дело до конца, даже если “не получается”. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе, более чем умение считать, читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению японских кроссвордов, может стать частью подготовки к школе. И дело не только в том, что такие головоломки развивают усидчивость, способствуют подготовке руки к письму, но и формируют навык самоконтроля, так необходимый в будущей учебной деятельности.

Итак, цель игры – нарисовать картинку, используя в качестве подсказки числа, расположенные слева и сверху от игрового поля. Числа показывают, сколько групп закрашенных клеток находится в каждой строке или столбце, а так же - сколько закрашенных клеток имеет каждая группа. Между группами должна быть, как минимум, одна пустая клетка. Пустые клетки могут так же находиться и по краям рядов или столбцов. Самое трудное – определить, сколько пустых клеток находится между закрашенными группами.

Как решать японские кроссворды?

Обычно детям интересно все, чем с увлечением занимается значимый для них взрослый. Поэтому, чтобы дети полюбили решать японские кроссворды, для этого взрослому придется самому полюбить это занятие.

1. В первую очередь нужно искать большие числа (больше половины числа, обозначающего общее количество клеток). Удача, если в одно из строк окажется число, равное количеству клеток игрового поля! Если количество закрашенных клеток меньше, то рассуждаем примерно так: “Всего в столбце 9 клеток (3 – 1 слева), необходимо раскрасить 8. Если отсчитать сверху вниз 8 клеток, а потом столько же снизу вверх, то получим при пересечении 7 клеток. Раскрасим их.
2. Теперь рассмотрим горизонтальные ряды (строки). В третьей и четвертой строках стоят цифры 5. Одна из клеток уже отгадана. Даже если закрашенный ряд начинается с этой клетки, то две последние все равно остаются пустыми. Можно обозначить их, крестиками или точками. В оставшихся 7 клетках используем тот же прием, что и при отгадывании вертикальной строки. Отсчитываем 5 слева направо, а затем – справа налево. Пересекающиеся 3 клетки закрашиваем. В 5 и 6 рядах находятся единицы. По одной из них уже раскрашено. Поэтому можно смело окаймлять их точками (“заточивать”).
3. Вновь вернемся к вертикальным строкам. В четвертом столбце две раскрашенные клетки опираются на точку (границу) группы. Нет сомнений в том, что это группа из 4 клеток. Оставшиеся 3 клетки находятся внизу. Их так же можно смело раскрасить. Во втором столбике аналогично отгадываем 4 клетки, остальное - “заточиваем”. Что же касается 5-го столбца, то можно окаймить одну из групп, состоящую из 2 клеток.
4. В первой и второй строках клетки разгаданы, все остальные можно пометить точками, они больше не участвуют в игре.

В третьей и четвертой – добавить по одной точке. В восьмой строке можно дорисовать трехклеточный блок. В седьмой – добавить две точки и одну закрашенную клетку. В последнем ряду известны 4 клетки из пяти.

5. В третьем, пятом, шестом и седьмом столбцах ситуация полностью прояснилась. В последнем столбце можно закрасить одну клетку из трех.
6. В третьем и четвертом рядах смело можно раскрашивать крайние левые клетки. В двух нижних рядах в правых клетках можно поставить точки.

А теперь в правом столбце можно закрасить две клетки. Рисунок отгадан. Что получилось?

 Как научить ребенка решать японские кроссворды?

Начинайте разгадывать небольшие кроссворды, подключая детей на завершающей стадии, когда уже виден результат – рисунок. Обсудите его с детьми: на что это похоже, рассмотрите клеточки, из которых он состоит. Естественно, у детей возникнет вопрос: как вы это сделали? Это самый подходящий момент для приобщения к решению головоломок. Объясните, что можно научиться создавать такие рисунки, нужно только терпение и умение считать. Выразите уверенность, в том, что у детей все получится, и приступайте к работе. (Очень важно, чтобы дети взялись за дело, будучи уверенными в своих силах, сомнения: “а вдруг не получится”, снижают вероятность успеха).

Для начала возьмите очень легкие головоломки, чтобы создать “ситуацию успеха”. Не успешность в новом виде деятельности резко снижает интерес к нему, у детей не будет желания осваивать более сложные головоломки. Поэтому первым должен быть рисунок “Лестница”.

Вместе с детьми приготовьте необходимые инструменты: простой карандаш, ластик, игровое поле. Рассмотрите игровое поле, выясните, понимают ли дети, где находятся ряды (горизонтальные строки), столбцы (вертикальные строки). Предложите сосчитать количество клеток в ряду и столбце. А теперь объясните правило: в каждом ряду или столбце нужно закрасить столько клеток, сколько показывает цифра. Сколько клеточек нужно закрасить в нижнем ряду? Сколько клеток закрасить в левом столбце? Предложите закрасить отгаданные клетки. После завершения работы предложите проверить себя: рассмотреть цифры, находящиеся вверху игрового поля. Лучше начать с последней цифры. “Сколько клеток должно быть в правом столбце? Эта клетка уже отгадана. Могут ли быть раскрашены другие клетки? Тогда отметим их, чтобы больше на них не отвлекаться (зачеркнем или поставим точку). Сколько клеток нужно закрасить во втором ряду снизу? Первая клетка уже есть, раскрась остальные. Лишние клеточки снова обозначим. Опять проверим себя. Сколько клеток должно быть раскрашено во втором ряду справа? Сколько уже раскрашено? Значит, мы верно все отгадали? Обозначим лишние клетки”. Так, постепенно доходим до верхнего ряда, выясняем, на что похож получившийся рисунок, бурно радуемся его удаче.

Обычно, испытав успех, дети стремятся продолжить новую для них деятельность. Не стоит препятствовать, нужно предложить еще одну головоломку, но сложнее. Теперь используем зашифрованные цифры. Поле не большое 3 х 5 клеток. Познакомьте с новым приемом отгадывания: сначала, как прежде, нужно сосчитать количество клеток в ряду и столбце, а затем найти самые большие числа. Это будут 5 по вертикали и 3 по горизонтали. Найдите строки, где только одна цифра – 1. “Заточьте” лишние клетки. Осталась всего одна не раскрашенная клеточка во втором ряду. Раскрасим ее и получим цифру 1.

Таким образом, решайте все последующие кроссворды. Кроссворды расположены по степени сложности. <приложение 1>. Постепенно дети перестанут нуждаться в вашей помощи, и будут решать головоломки самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы в часы досуга в поле зрения детей оказались карандаш и японский кроссворд. Ни в коем случае не заставляйте решать головоломки. Если они почему – либо не вызывают интереса у детей, решайте их сами и демонстрируйте удовольствие от полученного результата.

Часто дети стремятся к самостоятельности в какой-либо деятельности, но, в то же время, испытывают потребность в общении со взрослым. С одной стороны: хочу все сделать сам, а с другой – “Давайте решать вместе”. Здесь лучше всего иметь одинаковые кроссворды и решать их одновременно, соревнуясь, кто скорее решит. В таких ситуациях взрослые часто поддаются детям, считая, что проигрыш отобьет у ребенка желание играть дальше. Но, как показывает практика, постоянные победы часто не удовлетворяют старшего дошкольника. Неинтересно соревноваться с заведомо слабым соперником. Поэтому проигрыши и выигрыши должны чередоваться.

“Высшим пилотажем” в освоении японских кроссвордов является их составление. Если вы с детьми решили все предложенные кроссворды, предложите им придумать свои собственные. Для начала нарисуйте сами какой – нибудь несложный рисунок, а детям предложите сделать расчет, т. е. сверху и слева написать цифры, обозначающие количество закрашенных клеток. А затем, вместе с детьми придумывайте рисунки на бумаге с разлиновкой в клетку. При составлении головоломки необходимо помнить о том, что она не должна быть громоздкой, количество групп клеток в каждой строке не должно быть большим, от этого зависит сложность кроссворда; ваш кроссворд должен иметь однозначное решение. Поэтому, составив задачу, необходимо тщательно ее проверить. Если цифрам соответствует несколько вариантов размещения закрашенных клеток, кроссворд окажется не решаемым.

Мы предлагаем Вам попробовать решить вместе с детьми предложенные кроссворды, и получить от этого удовольствие! Удачи вам!