Открытый урок по ОМ "Человек и человечество" в 4-м классе (программа Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. "Эмоции — краски переживаний"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Тип урока: Урок - открытия новых знаний.

Цель:

  • Создать у учащихся первичное представление о понятии “эмоции”, их видах, особенностях и правилах проявления.
  • Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции и умения контролировать свои эмоции.
  • Воспитывать толерантность (терпимость к чужим мнениям, поведению)

Оборудование и методическое обеспечение:

  • Парты стоят полукругом;
  • Магнитная доска;
  • Экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
  • Фотографии детей в разном эмоциональном состоянии: Рис.1, Рис.2, Рис.3;
  • Карточки с новыми понятиями;
  • Презентация Power Point;
  • Индивидуально-раздаточные листы на каждого учащегося;
  • Цветные карандаши;
  • Учебники “Человек и человечество” Д.Д. Данилов, Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова, С.С. Кузнецова, С.В.Тырин, издательство Москва “Баласс”, 2004 год издания
  • Рабочая тетрадь: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.В. Харитонова, С.С. Кузнецова, издательство Москва “Баласс”, 2004 год издания.

ХОД УРОКА

Этап урока
(пед. техники)
Время Деятельность учителя Деятельность уч-ся Примечания
1. Оргмомент 3-5мин

 

Ребята, встали, замерли, посмотрели друг на друга, улыбнулись и глазами пожелали друг другу всего самого наилучшего.  

 

 

 

 

Вход в урок

Удивляй!

 

 

 

 

 

Краткие сообщения уч-ся об особенностях личности человека, начиная с фразы “Знаете ли вы, что...”  

 

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. 10 мин Однажды к нашим героям учебника Анюте и Илюше в дом пришли знакомые с пятимесячным малышом. Весь вечер малыш был в центре внимания. Даже после ухода гостей разговор о нем продолжался.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализация ситуации.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

Сценка.

Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас понравилось.

Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал?

Аня. Ну, улыбается - значит радуется.

Слайд 1

(демонстрация
3-5 мин –
закрыть объектив проектора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемы.   Вам не кажется странным, что Анюта узнала, какие переживания испытывает пятимесячный малыш?

Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки.

На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо.

Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Ученики высказывают предположение, что малыш “рассказал” об этом Анюте не словами, а выражением лица.
3. Открытие нового.

Вживись в образ “Мордашки”

10 мин Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придет клоун из цирка.

Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный на ваш взгляд рисунок мы повторим на доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ... слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики могут предположить, что это выражение лица, голос, движения.

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового
(продолжение)

Вживись в образ “Мордашки”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация на доске карточек с понятиями и опорными словами.

выражение лица - мимика
интонация голоса
движения

Мы видим такие разные лица на доске. Что они означают? Когда у вас бывает такое выражение лица?

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения 3-4 чел.

Прикрепить новые понятия на магнитную доску

Слайд 2

(демонстрация
3-5 мин –
закрыть объектив проектора)

Вывод учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может это наше состояние в данный момент, может отношение к разным событиям и людям.

Эти переживания называются эмоциями.

Эмоции - проявление наших переживаний, отношений к людям и их поступкам, событиям и явлениям природы и окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация карточки с новым понятием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Подпишите, какие эмоции переживают “мордашки”.

Высказывают предположения 3-4 чел.

 

 

Приложение 1

Слайд 3

(проверка)

4. Расширение знаний.

 

 

 

 

10 мин

 

 

Откройте учебники на с. 10, прочитайте название темы, какое слово вас удивило?

Какое отношение к нашей теме имеют краски?

Рассмотрите картину перед текстом. Какая часть картины у вас вызвала более яркие эмоции? Почему?

Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее.

На обратной стороне листа нарисована палитра, представьте, что цвета радуги - это ваши эмоции. Подумайте и соотнесите цвета радуги с различными эмоциями.

 

 

 

 

Разукрашивают палитру и соотносят каждый цвет с определенной эмоцией.

Слайд 4

(демонстрация
2-3 мин,
закрыть объектив проектора)

Приложение 2

4.1. Палитра эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравните свои палитры друг с другом и моей палитрой.

Что вы заметили? Почему у каждого из вас один и тот же цвет вызывает разные эмоции? Выскажите свои предположения и догадки.

Найдите подтверждение своей догадке в учебнике.

 

 

 

 

 

Высказывают предположения 3-4 чел.

(у каждого человека есть любимые и нелюбимые цвета)

Зачитывают вывод.

Слайд 5

(демонстрация

2- 3 мин,

закрыть объектив проектора)

 

 

Динамическая пауза.

 

 

 

2 мин

 

 

Я выбираю игрока, которому даю карточку с названием эмоции. Задача игрока показать при помощи мимики и жестов эмоцию, а вы должны угадать ее и назвать.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

4.2. Положительные и отрицательные эмоции.

 

 

 

 

 

 

Расположите эмоции по силе проявления, подберите к каждой эмоции противоположную эмоцию.

 

Выполняют по парам задание в тетради.

Взаимопроверка, обсуждение.

 

 

Слайд 6

(демонстрация
2 мин,
закрыть объектив проектора)

Работа в тетради

5. Обобщение. Подведение итогов.

Рефлексия

5 мин Чтобы вы хотели пожелать своим близким, родным, друзьям, себе и гостям?

Тест “Мордашки”.

Мое отношение к уроку.

Мое отношение к себе на уроке.

Высказывание пожеланий. Приложение 2.2

 

Обобщение учителя.

 

 

 

  Эмоции это не только переживание происходящего, но и наши чувства, которые помогают нам справится с различными сложными ситуациями. Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь.

И улыбка, без сомненья,
Лишь коснется ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас!

  Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание.   Среди фото семьи выбери те, на которых ярко выражено эмоциональное состояние

человека. Назови эмоции. Поделись впечатлениями с родственниками. Все ли согласятся с вашим мнением. Предложи родным составить палитру эмоций, сравни ее со своей. Сделай вывод.

  Слайд 7