Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Почему наш организм работает слаженно" в системе ИОО

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование понятий о строении и функциях организма человека.
  2. Развитие коммуникативных навыков.
  3. Воспитание целеустремлённости и самостоятельности.

Тема: Почему наш организм работает слаженно.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся новые понятия: строение и функции спинного и головного мозга; функции больших полушарий мозга (гормоны и их роль).
  2. Развивать умение высказывать своё мнение и выслушивать товарища.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности.

Форма ИОУЗ: комбинированный урок усвоения нового знания.

Оборудование: иллюстрации строения нервной системы.

ИОП по окружающему миру

Дата Тема Должен знать к уроку Повторение Усвоение Контроль Применение По желанию
  Почему наш организм работает слаженно Системы работы организма. Их строение и функции Опорно-двигательная система

Дыхательная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Кровеносная система

С. 34-36

-прочитать

Подготовить вопросы, обсудить с соседом.

С. 35-36 №1,2,3,

-ответить на вопросы

! составить схему работы головного мозга

С.37№4,№5,№6

! работа в группах

Работа с доп. литературой. Подготовить сообщение об особенностях строения и работы нервной системы

Этапы работы.

I. Психологический настрой.

1.  Дыхательная гимнастика.

Сидя.

Диафрагмальное дыхание.

Сесть на край стула, откинувшись на спинку и вытянув ноги.

Ладони положить на живот. Вдох – стенка живота поднимается вверх, Выдох – стенка живота втягивается. 8 – 10 раз.

2. С чем связано упражнение, проделанное нами? (дыхательная система)

- Для чего нужна дыхательная гимнастика? (предупреждает заболевание дыхательных путей, стимулирует защитные силы организма, повышает эмоциональный тонус, улучшает адаптацию к физическим нагрузкам).

II. Повторение пройденного.

1) С какими системами работы организма мы с вами знакомы?

- опорно-двигательная система;
- дыхательная система;
- пищеварительная система;
- выделительная система;
- кровеносная система;

2) Каждая система состоит из органов.

(гимнастика для глаз)

Легкие Позвоночник Печень
Скелет Сердце Зубы
Почки Кишечник Желудок

- что получилось? (8)
- что она может обозначать? (система кровообращения)

3) Мы должны с вами повторить знания о тех системах и органах, которые мы уже изучили.

Работа будет в группах.

- Возьмите конверт с заданием, внимательно прочитайте и выполните задание.

1 гр.”Домино”

Цель: повторить органы человека и их функции в организме.

2 гр. Заполнить таблицу.

Какие органы человека работают самостоятельно, а какими можем управлять по собственному желанию?

Органы, которыми мы можем управлять по собственному желанию. Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от твоей воли.
   

3 гр. Составьте модель капли крови.

Кровь – это……

4 гр. Функции клеток крови.

Тест.

(отметь правильный ответ)

I. Эти клетки крови красного цвета, переносят кислород от лёгких ко всем органам.

  1. белые кровяные клетки – лейкоциты;
  2. кровяные пластины – тромбоциты;
  3. красные кровяные клетки – эритроциты.

II. Эти клетки закупоривают рану, участвуют в свёртывании крови.

  1. белые кровяные клетки – лейкоциты;
  2. эритроциты – красные кровяные клетки;
  3. кровяные пластины – тромбоциты;
  4. плазма.

III. Прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус, в ней есть все вещества, встречающиеся в организме.

  1. плазма;
  2. желчь;
  3. вода.

IV. Уничтожают бактерии.

  1. эритроциты;
  2. лейкоциты;
  3. тромбоциты.

V. Поддерживают постоянные условия внутри организма…

  1. белые кровяные клетки;
  2. плазма и клетки крови;
  3. красные кровяные клетки.

(самопроверка)

III. Изучение нового.

Одна наша группа работает и мы сейчас подведём результаты её работы. (таблица).

Кто приказывает сердцу стучать, лёгким дышать, желудку переваривать - Ведь человек об этом не задумывается.

Мы можем слушать , писать и при этом у нас бьётся сердце, работает желудок, мы дышим. Всё это происходит потому, что работой нашего организма руководит нервная система.

И сегодня на уроке мы должны узнать из чего она состоит и как работает.

Любая информация из окружающей среды к нам поступает через чувствительные клетки, которые находится во всех органах нашего организма.

От чувствительных клеток по нервным волокнам, которые пронизывают всё наше тело, информация попадает в мозг.

Сначала она поступает в спинной мозг, который находится в позвоночнике. Она имеет вид длинного белого шнура толщиной 1 см. Спинной мозг отвечает за двигательную функцию нашего организма, следит за работой внутренних органов и проводит сигналы к головному мозгу.

Головной мозг управляет работой спинного мозга и руководит нашими осознанными действиями, мышление, памятью.

Мозг состоит из 4 основных частей.

  1. Большой мозг – отвечает за мышление, память.
  2. Мозжечок – делает движения чёткими, чтобы мы ходили прямо и нас не шатало во время ходьбы. Координация движений, равновесие.
  3. Таламус – отвечает за сон и бодрствование.
  4. Ствол мозга – руководит сердцебиением, дыханием, пищеварением.

Итак:

Сигналы из внешнего мира поступают сначала через чувствительные клетки по нервам в спинной, а затем в головной мозг.

Головной мозг обдумывает сигнал, принимает решение. Это решение поступает сначала в спинной мозг, а затем по нервам и различным органам или частям тела человека и человек совершает действие.

Физминутка.

IV. Усвоение.

Наш мозг немного отдохнул. Теперь приступаем к работе.

Обратите внимание на план. Что мы должны сделать? (Прочитать с. 34 – 35. ответить на вопросы).

Для тех, кто закончил. Вперед составить схему работы головного мозга.

Чувствительные клетки —> нервы —> спинной мозг —> головной мозг —> cпиной мозг —> мышцы, органы.

Всегда ли информация доходит до головного мозга?

V. Применение.

Сейчас выполним задание по плану, применив наши знания. После выполнения по плану можно выполнить задания в группах.

с. 37 №;, №5, №6.

Дополнительные задания.

1. Живая модель работы нервной системы.

Совместные руководство СП. И головного мозга позволит совершить действия, в которых участвуют несколько органов. 6 чел.

2. Механическая модель спинного мозга 4 чел.

3. Работа по созданию правил “Гигиена нервной системы”. 3 – 4 чел.

4. Создать таблицу.

Функции мозга

Спинной мозг Нижние отделы головного мозга. Полушария головного мозга.
     

VI. Закрепление изученного.

Отчет по работе групп.( По ходу работы комментарии учителя и учащихся).

VII. Рефлексия

Покажите, насколько вы поняли сегодня материал, можете показать рукой от пола до вытянутой руки.

Д/з выполнить задание по выбору, из оставшегося в плане.