Использование нетрадиционных приемов и методов развивающего обучения как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста с проблемами речевого развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

А.И.Сорокина считает родной язык средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, он служит “активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка”.

В основу программ детского образовательного учреждения обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка, когда непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение, устранение всевозможных её недочётов.

Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, мешают в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Программа воспитания и обучения для детей с общим недоразвитием речи предусматривает большой объём знаний, который нужно им передать, и мне, хочется, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Моя многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности. Значит, очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю: “Сейчас мы с вами, дети, поиграем!” Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Используя игровые, нетрадиционные формы обучения, я вызываю интерес к овладению дошкольниками связной речью и готовлю их к обучению в школе.

Успешно решать поставленные задачи мне помогает:

  1. Созданная в группе предметно-развивающая среда.
  2. Проведение диагностики.
  3. Отбор художественной литературы.
  4. Использование наглядного материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, “перфокарты”, слоговые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты) для чтения, схемы, символы, модели и др.
  5. Проведение сюжетно-тематических занятий в форме: КВН, “Устами младенца”, “Поле чудес” и т.д.
  6. Оформление “копилок” речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи – запоминалки, стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т.д.)
  7. Тесный контакт с семьёй. (Встречи с родителями, беседы, консультации, тетради для выполнения домашних заданий).
  8. Систематическое проведение кружка “Умные пальчики” с организацией работы по развитию мелкой моторики пальцев рук.
  9. Проведение ежедневной артикуляционной гимнастики.
  10. Использование речевых игр, упражнений вне занятий.
  11. Проведение пальчиковой гимнастики.
  12. Организация самостоятельной деятельности детей.

Планируя работу с детьми, я стараюсь, чтобы каждое занятие было посвящено одной теме или сюжету, все части его были взаимосвязаны и дополняли друг друга. Занятия направлены на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, не нарушая общепринятой схемы “звук – слог – слово – предложение – связная речь”. Занятия разнообразны по сюжету и жанру: это и игра, и спектакль, и урок, и экскурсия, и путешествие, и поездка и приключения. Использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементов сюжетно-дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжетов и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, специально изготовленных пособий, рисунков, панно, мозаик, коллажей.

Всю свою деятельность я стараюсь строить интересно, весело, используя игровые приёмы и наглядный материал. Я считаю, что нельзя давать детям скучать, а нужно всё делать очень быстро и, как советует Доман, “заканчивать горячими выражениями радости и похвалы”, что позволяет мне вызвать интерес у детей к занятиям по развитию речи, к речевой гимнастике, к речевым играм.

В большом объёме использую в работе коррекционно-развивающие игры, которые заимствовала у логопеда г. Москвы Г. Ткаченко и придумываю сама. Такие игры представляют собой варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. Они обязательно сопровождаются картинками. Для того, чтобы совершенствовать навыки правильного произношения звуков в связных текстах, развивать воображение и творческую фантазию, словотворчество, мелодико-интонационные компоненты, я даю детям задания на составление чистоговорок, стихов, которые способствуют развитию ритма, рифмы, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить стихи, чистоговорки, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Известно, что во многих детских садах не хватает наглядных пособий, дидактических игр и других необходимых средств обучения. Наш детский сад не исключение, поэтому многое приходится делать своими руками. Вот перечень некоторых дидактических игр, которые я составила и сделала сама, а также активно использую в работе по формированию связной речи:“Сложи и прочитай”; “Чьё это имя?”; “Загадки – складки”; “Что получилось”;“Из какой мы сказки?” (Лото); “Загадки и отгадки” (Лото); “Времена года” (Лото); “Чем они похожи?”; “Четвёртый лишний” (по всем лексическим “Где ошибка?”; темам); “Волшебные палочки”; “Перфокарты”; “Цепочка слов”; “Забавные буквы”; “Весёлые снеговики” и т.д.

В течение нескольких лет я использую в работе специальные карточки – “перфокарты: ребёнок получает перфокарту, чистый лист бумаги, карандаш. Получая задание, ребёнок в прорези рисует значок или проводит линии, соединяя нужные картинки. Задания выполняются с элементами соревнования, индивидуально. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит прорези. Перфокарты используются многократно. Возможны различные варианты:

  • Я заранее подкладываю под перфокарту лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки;
  • Задаю детям по рисункам дополнительные вопросы, направленные на развитие связной речи;
  • Составляем с детьми рассказы и т.д.

У детской памяти удивительное свойство - исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение, составленный рассказ, какой-либо текст запоминались надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный же образ, сохранившийся после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить текст стихотворения или рассказа. Поэтому на первом году обучения я практикую заучивание стихов с детьми, насколько это возможно, применяя разнообразные “подсказки”, например: рисуем стихотворение (с помощью символов), “изображаем в действии, показываем (используя пальчиковый настольный театр); играем, используем серию картинок, считаем (различные считалочки), используем один рисунок. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский.

В работу по формированию связной речи у детей входит и обучение рассказыванию. Составление рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью на начальном этапе. Затем я обучаю детей различным видам рассказов-описаний и использую при этом схемы, символы, модели. Схемы заметно облегчают составление описательных рассказов. Зрительный план делает рассказ четким, связным, полным, последовательным. Схема учит детей самостоятельной постановке вопросов.

Большое значение для развития навыков самостоятельной речи я придаю рассказам по сериям сюжетных картинок, которые рисую сама. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Он учится выделять основные моменты в содержании рассказа, уточняет значение известных ему слов и усваивает новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи.

Когда у детей появляется фразовая речь, я включаю в работу по формированию фразовой речи пересказы художественных текстов. Нетрадиционный прием - это пересказ по серии предметных картинок, он особенно хорошо удается детям. Я использую картинки на фланелеграфе.

Я долго думала о том, нельзя ли игру “Поле чудес” сделать педагогически целесообразной, чтобы, развлекаясь, дети извлекали из нее максимум пользы. Задачи игры учебные, познавательные связаны с игровыми: здесь присутствуют элементы поиска, неожиданности и, что необходимо в каждой игре, занимательность. Нравятся детям игры по типу телевизионных: “Устами младенца”, КВН. Такие занятия я провожу как итоговые по лексическим темам.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои результаты:

- Дети быстрее научились произносить звуки; 100% детей ушли в школу с чистым и правильным звукопроизношением.
- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

- Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысились творческое воображение, логическое и образное мышление.

- К концу второго года дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась на 50%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из десяти и более предложений, используя различные их конструкции. Особенно удаются рассказы по серии сюжетных картинок.

- Кроме того, к концу второго года обучения дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
- Все дети научились читать.
- Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоёмкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий, большого терпения, и на всё это уходит много времени. В этом смысл моей жизни!

Список литературы

  1. Богусловская, З. М, Развивающие игры для детей дошкольного возраста [ Текст] / З. М. Богусловская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, - 1991.
  2. Ванюхина, Г. В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников [ Текст] / Г. В. Ванюхина. – М, 1983.
  3. Волина, В. В. Занимательная азбуковедение [ Текст] / В. В. Волина. М, 1991.
  4. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи [ Текст] / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары, 1980.
  5. Елькина, Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать [ Текст] / Н. В. Елькина, О. В. Мариничева. – Ярославль, 1997.
  6. Ткаченко, Г. Н. Использование схем в составление описательных рассказов [ Текст] / Н. Г. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 16 – 21.
  7. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [ Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. – Екатеринбург, 1997.

Приложение.

Рисунок1.

Рисунок2.