Интернет-урок "Физика Леонардо да Винчи", 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Физика, основам которой мы с вами обучаемся в школе, создавалась не только учеными, инженерами и философами. В ее разработке участвовали и деятели искусства. Среди них особое место занимает гениальный художник эпохи Возрождения.

Вспомните временные рамки эпохи Возрождения? (начало второй половины 15 века – 1слайд компьютерной презентации)

Эпоха возрождения - эпоха не для слабых душ, наполненная классовыми битвами и кровавыми междоусобиями; ее деятели стремились к власти, не останавливаясь перед средствами, вплоть до кинжала наемных убийц; ростовщики делали головокружительную карьеру, политики не брезговали циничными методами, открыто провозглашенными Макиавелли: сила- основа права (2 слайд компьютерной презентации). Вместе с этим это была эпоха бурного творческого подъема, освободившаяся от гипноза церковной схоластики, жаждущая познать и понять мир, каков он есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс (3 слайд компьютерной презентации), “ нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, и многосторонности “ учености ”.

Просмотрите некоторые наиболее известные его картины и определите, с важнейшими открытиями в разнообразных областях физики какого художника эпохи Возрождения мы будем сегодня знакомится. (4-18 слайды компьютерной презентации)

Я думаю, что одна из самых загадочных картин “Джоконда”, помогла вам догадаться, что разговор пойдет сегодня о “Физике Леонардо да Винчи” (слайд 19 компьютерной презентации). Это тема нашего урока-исследования.

При жизни Леонардо знали как художника и военного инженера. Тот факт, что всю жизнь он размышлял и над законами природы, их применением на практике, стало известно лишь 350 лет после его смерти, в конце 17 века. Свои записи Леонардо делал “зеркальным письмом” (текст которого можно было прочитать только с помощью зеркала – 20 слайд компьютерной презентации), перемежая его обычным. Много слов он записывал сокращенно, слитно с другими словами. Все это затрудняло расшифровку его рукописей, которые были изданы лишь в конце 18 – начале 19 веков, - всего 6 томов.

Самая дорогая книга в мире - "Лестерский кодекс" Леонардо да Винчи, "Трактат о воде земле и небесных делах", выполненный зеркальным шрифтом на дорогой бумаге с полотняной отделкой.
В 1994 году, после смерти Арманда Хаммера - знаменитого нефтяного магната, Билл Гейтс приобрел таинственный "Лестерский кодекс" за сумму, превышающую 30 млн долларов (21 слайд компьютерной презентации). Кодекс постоянно находился в частных владениях и не был доступен публике до того момента, как Гейтс решил показать эти восемнадцать листков тонкого пергамента, преимущественно посвященные заметкам о воде, посетителям выставок и музеев. На полях текста разбросано множество мелких рисунков. Возникло произведение между 1506 и 1510 годами. Это лишь один пример того, как дорого нынче ценится то, что осталось от человека, который всю свою жизнь искал, кому бы продать свое дарование. 

Итак, из естественнонаучного наследия стало ясно, что Леонардо внес определенный вклад в осмысление и понимание математики, механики, оптики, астрономии и других естественных наук.

Всякий раз, когда читаешь книги об этом человеке , смотришь его полотна, то думаешь о необыкновенном и , очевидно, единственном исключении, которое сделала природа для рода человеческого. Она соединила самые разнообразные таланты, каких хватило бы на добрый десяток людей, наверняка вошедших бы в историю прогресса, в одном! (слайд 22 компьютерной презентации). Необыкновенно красивый, атлетического сложения, участник всех состязаний и турниров, прекрасный пловец, фехтовальщик, искуснейший всадник, шутник, острослов, прекрасный рассказчик, эрудит, оратор, любезнейший кавалер и танцор, певец, поэт, музыкант и конструктор, художник, математик, астроном, геолог, ботаник, анатом-физиолог, военный инженер, мыслитель-материалист – все это один и тот же человек – Леонардо да Винчи. 15 апреля 2007 года исполняется 555 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.

Познакомимся с его краткой биографией. (выступление учеников).

“ В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в третьем часу ночи в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио (слайд 23-24 компьютерной презентации). Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование (слайд 25 компьютерной презентации). Большую часть свободного времени – Леонардо проводил с дядей Франческо, старше племянника на17 лет. Леонардо собирал и высушивал целебные травы. Он начал рисовать сам собой по живости своего ума, имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, созданные природой. Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его (в возрасте 15 лет) в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Флоренции – скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо, чья мастерская в 70-х годах 15 века была главным художественным центром Флоренции (слайд 26 компьютерной презентации). Именно здесь Леонардо сложился как художник и в значительной мере как ученый. В 20 лет он был провозглашен Мастером и записан в цех флорентийских художников. В этот период он создает свое первое живописное произведение – картину “Крещение Христа” (в соавторстве с Вероккио) (слайд 27 компьютерной презентации). Однако, жизнь во Флоренции его не удовлетворяет, поэтому Леонардо пишет письмо миланскому герцогу Лодовико Сфорца .
В письме к правителю Милана (слайд 28 компьютерной презентации) он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря (слайд 29 компьютерной презентации) и начал старательно и серьезно вести свои записи. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, – это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.
В1499 Леонардо уехал в Венецию (слайд 30 компьютерной презентации), посетив по дороге Мантую, где участвовал в строительстве оборонительных сооружений, а затем вернулся во Флоренцию; сообщается, что он был столь поглощен математикой, что и думать не хотел о том, чтобы взять в руки кисть. В этот период он размышляет над проблемами воздухоплавания, изучая при этом анатомию птиц и механику их полета. Тогда же Леонардо создает знаменитую “Мону Лизу” (“Джоконду” - слайд 31 компьютерной презентации).В течение двенадцати лет Леонардо постоянно переезжал из города в город.
в 1513 году Леонардо уехал в Рим (слайд 32 компьютерной презентации), где провел три года под покровительством Медичи. Подавленный и огорченный отсутствием материала для анатомических исследований, Леонардо возился с экспериментами и идеями, которые ни к чему не приводили, к тому же он испытывал к себе неприязнь и подозрительность со стороны власть имущих. После клеветнических доносов ему было запрещено заниматься диссекцией трупов.

 В1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары Франции. Несмотря на то, что Леонардо работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, из писаний скульптора Бенвенуто Челлини ясно, что его основным занятием была почетная должность придворного мудреца и советника. Свой жизненный путь Леонардо закончил в возрасте 76 лет в замке Сен-Клу. Умер в Амбуазе 2 мая 1519. Его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.  

Учитель:

Гонимый по жизни неистребимой страстью к познанию, Леонардо не был по-настоящему понят своими современниками. Истинная оценка его огромного дарования как художника и в особенности как исследователя природы была дана только спустя столетия. И сегодня Леонардо да Винчи – это один из величайших гениев человечества. Его могила – место паломничества всех жителей планеты Земля (33-35 слайд компьютерной презентации). А в родном городе воздвигнут памятник (36-37 слайд компьютерной презентации).

В 30-х годах 17 столетия в национальной библиотеке Мадрида были обнаружены два тома неопубликованных рукописей Леонардо да Винчи. И среди чертежей "Codex Madrid I", почти полностью посвященного прикладной механике, ученые нашли эскиз 13-разрядного суммирующего устройства с десятизубыми колёсами (38-39 слайд компьютерной презентации). В рекламных целях оно было воспроизведено фирмой IBM и оказалось вполне работоспособным.

Математическая машина, чертеж которой  был сделан еще Леонардо да Винчи где-то в начале XVI века, о чем поведали тетрадки, найденные только в 1967 году. По его чертежам построена действующая модель.

И подобное произошло со многими изобретениями Леонардо (слайды 40-56 компьютерной презентации). Просмотрите анимации работы действующих моделей (просмотр видеофрагментов). Давайте познакомимся с изобретениями Леонардо да Винчи.

Садимся за компьютеры. Согласно “Инструкции” проделайте работу. Знакомимся с изобретением Леонардо да Винчи. Выбираем наиболее понравившееся вам для рассказа классу. На работу дается 10 минут.

Хотелось бы вернуться к самому известному шедевру Леонардо да Винчи – картине “Мона Лиза”. Узнаем некоторые подробности, тайны и современные открытия картины.

Если вы хотите узнать подробности, тайны и современные исследования самого известного шедевра Леонардо да Винчи – картине “Мона Лиза”, зайдите на сайт www.membrana.ru/lenta/?5906

и вы узнаете, что итальянский ученый установил личность “Моны Лизы”, что Мона Лиза изображена на картине Леонардо да Винчи после рождения второго ребенка , что найдена могила Джоконды, что японским ученым удалось смоделировать голос Джоконды .

Неизвестный автопортрет Леонардо да Винчи.

Существует версия, согласно которой, портрет Моны Лизы — это тайный автопортрет Леонардо да Винчи. Насколько она верна, мы можешь судить сами. Компьютер набросал новый автопортрет Леонардо да Винчи, совместив со знаменитой картиной известный автопортрет художника. Полученное таким образом изображение оказалось созданным рукой самого художника. В нем нет ни единой линии, пририсованной к кисти и карандашу великого мастера, равно как нет ни единой линии одной и другой работы Леонардо да Винчи, которая бы исчезла. Поэтому это изображение — не компьютерный портрет Леонардо да Винчи, а именно его новый автопортрет, написанный рукой художника и только его рукой с использованием компьютерной технологии.
Однако, обо всем по-порядку, включая домыслы и технологию.
Все творчество великого Леонардо да Винчи — сплошные загадки, вопросы, на которые человечество пытается ответить полтысячи лет и будет искать ответы на них еще очень долго. Леонардо да Винчи любил интеллектуальные шарады и ребусы. Известна его странность говорить загадками и метафорами, пророчествовать и шифровать написанное. Отсутствующую на картинах подпись художника заменяли полускрытые символические знаки, иногда остававшиеся незамеченными веками. Достаточно зайти в Эрмитаж к мадонне Бенуа и обнаружить взлетающую птицу, фирменный символ работ Леонардо да Винчи, по которому и удалось окончательно идентифицировать авторство картины художника.
Чтобы перейти к особенностям новой находки, уместно вспомнить, что изобретатель Леонардо да Винчи текст на своих чертежах писал справа налево и при этом буквы переворачивал в зеркальном изображении. Таким образом, чтобы правильно прочитать написанное им, нужно либо мысленно переворачивать направление текста и горизонтально отражать буквы одновременно, либо перевернуть графический лист и читать с обратной стороны на просвет, если толщина и прозрачность бумаги позволяют.
Это, собственно, и явилось ключом к разгадке тайны личности Моны Лизы.

Теперь самое время вернуться к графическим надписям Леонардо да Винчи, читающимся при их зеркальном отражении. Надпись есть и на автопортрете Леонардо да Винчи из Туринской библиотеки. Вероятно, для напоминания, что автопортрет предназначен для прочтения в зеркальном отражении. Но прежде, чем перевернуть его, нужно отметить еще одну странность этого портрета. Старик, изображенный на нем, явно старше собственного возраста художника, которому в период написания рисунка было всего-то 58 — 60 лет. Итак, это ощущение части чего-то более важного, скрытого в странном автопортрете Леонардо да Винчи, перерождается в эмпирическое продолжение обнаружившейся мистической цепи взаимосвязей. И эта очередная долгоиграющая шарада Леонардо да Винчи по сегодняшний день являлась самой длительной. Если для материализации некоторых небылиц изобретателя — танка, подшипника, самолета, парашюта — потребовалось три-четыре века, то воссоздания истинной наружности гения пришлось ждать 500 лет: ровно столько прошло со времени написания Джоконды. Если технология зеркального отражения существовала задолго до Леонардо да Винчи, то для имитации просмотра этого отражения с обратной стороны листа в полупрозрачном виде потребовалось не только создание компьютера, но и создание нового формата графических изображений. Это стало возможным с появлением формата .png, позволяющего получать прозрачность изображения любой плотности, исчисленной в процентах. Таким образом, зеркально перевернув автопортрет (слайд 57 компьютерной презентации) Леонардо да Винчи, сделав его полупрозрачным (или изображением 50-процентной прозрачности) и наложив на портрет Моны Лизы, видим картину, состоящую ровно из половины кондиции Моны Лизы (стопроцентная плотность которой по всему ее изображению наполовину прикрывается пятидесятипроцентной плотностью автопортрета), видимой из под полупрозрачного автопортрета. Правильность этого эксперимента окончательно вырисовывается при совмещении зрачков туринского автопортрета Леонардо да Винчи со зрачками Джоконды. После этого совмещения все остальные части лица и головы совпадают сами собой с поразительной точностью (слайд 58 компьютерной презентации). Даже контуры бороды Леонардо да Винчи и те описывают декольте на платье Моны Лизы. Незначительное отличие в линии черепа не только легко объяснимо, но и весьма логично. Джоконда гладко зачесана, и с правой стороны взлохмаченные волосы старика естественно имеют больший объем. А слева, где у него лысина, выше нее — линия головы Джоконды, как известно, облысением не страдавшей. Нос на новом автопортрете Леонардо да Винчи толще, чем в его юном облике, выданном им за Джоконду, но, как издавна известно, и тем более было известно основателю иллюстрационной анатомии Леонардо да Винчи: носы у людей растут всю жизнь (слайд 59 компьютерной презентации).
Не оставить истории своего облика он не мог. И он сделал это в присущей ему манере научной шарады, в трех образно-совместимых вариантах: туринский автопортрет Леонардо да Винчи изображает его в возрасте, в котором его уже не было в живых, в молодые годы художник спрятан в платье Джоконды, а гениальный творец Джоконды в зрелые лета ее написания мистически проявляется из двух указанных образов. Более того, это любопытное проявление приурочено им как раз к 500-летию творения его величайшей портретной картины. Леонардо и при жизни-то не спешил кончать работы, ведь совершенству нет предела. А основательно полагая неоконченность — свойством жизни, творец убивал смерть и реанимировался в затяжном творческом анабиозе. Вечный художник мог позволить себе паузу в полтысячи лет. На то он и вечный. А впрочем, что такое 500 лет для вечного творца? 500 лет туда, 500 лет сюда. Вечность терпит.

А через века люди досконально изучили “Джоконду” Леонардо, разложив картину на чертежные пропорции (слайд 60 компьютерной презентации), тем более, что у самого художника есть известная картина “Пропорции человека” (слайд 61 компьютерной презентации).
А теперь представьте себе, что Леонардо да Винчи делает ваш зашифрованный портрет! Кто вы будете на портрете? Пройдем тест “Кто ты на картине Леонардо да Винчи”, расположенный в Интернет по адресу - (http://aeterna.ru/test.php?link=tests:12464). (слайд 62 компьютерной презентации). Сообщите результаты теста.

Задание на дом: выяснить еще об одном совпадении с “Автопортретом” Леонардо да Винчи, выйдя на сайт - http://universeklimov.narod.ru/FASE_CHRIST_is_an_autoportrait_LEONARDO.htm

(слайд 63 компьютерной презентации)

Итак, сегодня мы познакомились с физикой Леонардо да Винчи – выдающейся личности эпохи Возрождения. Если каждый из нас в своей жизни сделает хотя бы малую толику, совершенного Леонардо, то окружающий нас мир преобразуется.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3