Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Дать понятие определенно-личных предложений;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая:

  • Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

  • Прививать любовь к русскому языку;

Ход урока

1. Исследование текста.

Задание: Прочтите текст, найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выпишите из них глаголы и определите, в какой форме они употреблены.

Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений?

(Слайд 2)

(Слайд 3)

Омлет с сыром.

  1. Разогрейте масло в сковороде, поджарьте лук до золотистого цвета. Добавьте картофель и горошек, готовьте 2-3 минуты, помешивая. Тем временем разогрейте духовку.
  2. Поместите полученную смесь в емкость для запекания и добавьте яйца. Готовьте 2-3 минуты в духовке. Добавьте ломтики сыра.
  3. Запекайте омлет при высокой температуре, пока сыр не запечется до золотистого цвета. Приправьте и подавайте с зеленым салатом.

Ответы учащихся:

  1. В предложении есть только один главный член – сказуемое.
  2. Все глаголы данного текста употреблены во 2 лице, множественном числе, будущем времени;
  3. Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое.

(Слайд 4)

2. Проанализировать информацию на слайде

Знакомство со структурными особенностями определенно-личных предложений, со способами выражения сказуемого в них.

Примеры определенно-личных предложений Способы выражения сказуемого
1. Люблю грозу в начале мая… Глагол, 1 лица, ед.ч., наст. вр.
2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Глагол 2 лица, ед.ч, наст. вр.
3. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Глагол 1 лица, мн.ч, наст. вр.
4. Выйду, сяду под березой, буду слушать соловья. Глагол 1 лица, ед. ч., буд.вр.
5. Напиши мне письмецо! Глагол 2 лица, ед.ч, буд., вр., повелит. накл.

Вывод о строении о/л предложений:

  • В о/л предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.
  • Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения: Я выйду (предложение 4), Что ты стоишь (предложение 2) и т.д.
  • Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.

3. Анализ текста: (Слайд 5)

определение стилевых особенностей текста, в котором использованы определенно-личные предложения.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
С. Есенин

Ответы учащихся: В первой строке стихотворения использовано определенно-личное предложение, с помощью которого передается душевное состояние поэта; передать волнение, эмоциональность удается за счет того, что глаголы употреблены в 1 лице ед. ч., на