Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Деепричастие"

Разделы: Русский язык


Форма: урок-путешествие

Класс: 7.

Цели.

Образовательные:

  • активизировать знания по теме “Деепричастие”;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
  • отработать практическое умение образовывать деепричастия ;
  • формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления , самостоятельности, памяти, воображения.

Повторение: НЕ с различными частями речи, орфограммы в корне

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, иллюстрации, магнитофон с аудиозаписями

Эпиграф:

Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

ХОД УРОКА

Организационный момент

У учащихся было предварительное задание: повторить изученный материал по теме “Деепричастие”.

Слово учителя

- Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся в виртуальное путешествие в резиденцию к самому Деду Морозу для того, чтобы передать ему Ваши письма с новогодними пожеланиями. Но так как у нас продолжается учебный год и каникулы еще не скоро, то представляю Вам нашего помощника- почтальона Хрюшу, который знаком Вам с самого детства. Он-то и отправится в гости к Деду Морозу. Путь его будет нелёгкий, и на пути встретятся различные преграды, которые мы поможем ему преодолеть.

I. Но вначале давайте вспомним и объясним почтальону, как пишутся некоторые слова, чтобы он смог помочь в трудную минуту другим ребятам.

Объяснительный диктант

  • неотправленное письмо
  • не дожидаясь ответа
  • никем не замеченный
  • не дошёл до ручья
  • не беспокоясь о себе
  • не зная дороги
  • неглубокая, но узкая река

Дополнительный вопрос:

Как пишется НЕ с деепричастиями?

II. Слово учителя

- Ребята, Хрюша забыл узнать короткую дорогу, и сейчас он, наверное, стоит, задумавшись, и не знает, куда ему идти. Разгадав ключевое слово в кроссворде, вы поможете ему узнать название поляны, где живет Дед Мороз. Для этого я приглашаю две команды по несколько человек.

Задание: впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

1.Оглядываться (деепричастие несов. в.) 7. Распечатать (деепричастие сов. в.)
2. Сверкать (деепричастие несов. в.) 8. Оторваться (деепричастие сов. в.)
3. Спешить (деепричастие несов. в.) 9. Остановить (деепричастие сов. в.)
4. Купить (деепричастие сов. в.) 10. Стучать (деепричастие несов. в.)
5. Прыгать (деепричастие несов. в.) 11. Играть (деепричастие несов. в.)
6. Увидеть (деепричастие сов. в.) 12. Шествовать (деепричастие несов. в.)

- Хрюше, чтобы взять все ваши письма, необходимо было освободить свою сумку, поэтому часть конвертов он оставил у вас на столах. В конвертах находятся задания. И пока ребята из команды “Снеговички” и “Снежинки” помогают нашему почтальону найти верную дорогу, остальные работают с карточкой №1.

Задание 2 (Карточка 1)

Задание: запишите деепричастия, образованные от глаголов, выделите суффиксы

Вариант 1

Оглядываться (несов. в.) Распечатать (сов. в.)

Сверкать(несов. в.) Оторваться (сов. в.)

Спешить(несов. в.)

Вариант 2

Остановить (сов. в.)

Купить (сов. в.) Стучать (несов. в.)

Прыгать (несов. в.) Играть (несов. в.)

- Команды успешно справились с заданием, и Хрюша может спокойно продолжать путь. Дорога к поляне Деепричастие проходит по волшебному Хрустальному лесу. Хрюша идёт по лесу, любуясь красотой природы.

III. Слово учителя

- Ребята, а для чего нужны деепричастия?

(ответы учеников)

Вывод:Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты.

Задание 3 (Карточка 2)

Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания

Вариант 1

И ночь тянулась без конца...
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.

Вариант 2

Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.

Вариант 3

Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора и тополя
Плывут, скрываясь за полями.

Вариант 4

Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.

IV. Один из учеников работает у доски (задание 4). Класс - на местах.

Задание 4

Задание: переписать предложение, выполнить морфологический разбор деепричастия

И ветер, играя листвою, смешал молодые березки.

V. Учитель: Всегда ли деепричастие помогает нам?

(работа с примерами, записанными на доске )

Задание: Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их.

1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.

2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

VI. Слово учителя

- Сказочная красота зимнего леса поразила нашего помощника, душа его стала переполняться чувствами, ему захотелось свои записи оформить красочно. Только он не знает, как это правильно сделать. Поможем ему.

Задание 5

Посмотрите на иллюстрации, где изображен зимний лес, по которому путешествует Хрюша, и составьте предложения, используя деепричастные обороты и существительные, записанные на доске.

I Вариант II Вариант
Деревья

Тропинка

Небо

Воздух

Вьюга

Снег

Сугробы

Снежинки

Во время составления предложений звучит музыка (“Времена года. Зима”)

VII. Слово учителя

- На опушке леса Хрюша встретил весёлую и озорную помощницу деда Мороза Запятую , с которой тут же подружился. Запятая пообещала провести его к заветной полянке, где стоит сказочный терем Деда Мороза, при условии, что он выполнит правильно следующее задание. Поможем Хрюше.

Задание 6 (карточка 3)

Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания.

1. Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.

5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки

VIII. (дополнительно )

Слово учителя

- Вот Хрюша стоит перед хоромами Деда Мороза. Близится окончание его путешествия, которое зависело не только от его смелости и отваги, но и от ваших знаний.

Наконец-то, Хрюша увидел перед собой Деда Мороза, угрюмо склонившегося над чьим-то письмом. Хрюша прислал нам текст этого письма и просил нас помочь вернуть хорошее настроение Деду Морозу, чтобы он смог выполнить пожелания ребят. Это письмо перед вами, что здесь не так?

Привет Дед Мороз!

Пришли мне к празднику подарок, обмотав его в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада, которая должна быть молочной, которая должна таять во рту. Конфеты, которые должны быть шоколадные, у которых внутри хрустят вафли. Зифира, обсыпав сахарной пудрой. Для сестры пришли, свиркающую блесками, герлянду, а для брата - хлопушку, взрывающую конфеттями, для родителей - сахарный желтый мармилад.

Ну пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.

- Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему у Деда Мороза такое настроение? Исправьте ошибки.

IX. Подведение итогов

– Спасибо за урок! Надеюсь, что вы сегодня напишите замечательные письма и отправите их Дедушке Морозу.

X. Домашнее задание.