Урок чтения в 10-м классе на тему "Где и как спастись?" (по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Разделы: Литература


Эпиграф:

Художник только потому и художник,
то он видит предметы не так, как он
хочет их видеть, а так, как они есть.
Л.Н. Толстой

Слева на плакате

Д

О

М

1. Кто теперь самые честные люди?

2. Кто до края дошел и кто виноват?

Что делать?

3. Это что же?

Почему так?

4. Где и как спастись?

С

Е

М

Ь

Я

Справа на плакате

Цитаты из текста

  1. Держи себя в уме и строгости.
  2. Жизнь перешла в шумный и липкий базар.
  3. Всякое дело имеет свой ход, его чуять надо.
  4. Власть распояску злодею дала.
  5. Нет справедливости в большом, что искать ее в малом.
  6. Спасайся кто как может, кто во что горазд.

Содержание урока: литературные чтения фрагментов повести, в том числе чтение наизусть; инсценирование эпизода.

Основные шаги по подготовке:

1. Согласование с учащимися произведения для обсуждения на уроке.

2. Подготовка учащихся:

  • предварительное прочтение произведения;
  • ознакомление с биографией и творчеством автора;
  • подготовка книжно-иллюстрированной выставки.

3. Разработка плана.

4. Оформление классной комнаты.

5. Подготовка технических средств.

Вступление

Учитель: Литературный мир – это писатель и его книга. А если писатель талантливый, то такое же и произведение. Оно вызывает определенные мысли, сообщает душе единственное состояние, его герои окружают тебя, словно оживают – с ними мысленно общаешься, соглашаешься или споришь, сочувствуешь.

Такая книга сегодня с нами. (Показ).

Тема урока: “Где и как спастись?” (по повести Распутина “Дочь Ивана, мать Ивана”)

Валентин Григорьевич Распутин – дважды лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического труда, чье творчество с ярко выраженным нравственным теплом.

Далекий 1967 год. Распутин пришел в литературу, чтобы ответственно сказать о жизни то, что без него, как ему кажется, некому сказать: как жить? что делать? В чем наше спасение:

“Уроки французского”,

“Живи и помни”,

“Деньги для Марии”,

“Последний срок”,

“Пожар”,

“Прощание с Матерой”.

До сих пор он обращается к душе и разуму человека, выискивает точки, нервы, узелки, которые возвращают всех нас к жизни.

Обращается и к памяти, чтобы воскресить в ней Божие начало, увести от безразличия и уныния.

Каждое его произведение – глубокий незримый колодец боли, тревог, сомнений…

После значительного перерыва, в 2003 году, Распутин опубликовал повесть под названием “Дочь Ивана, мать Ивана”, в которой не просто собрал воедино все мотивы молений, отчаяний и боли, но и вселил в нас крупицы надежды.

Попробуем их отыскать.

I. Основная часть урока

Ученик читает наизусть первые строки из повести: “… было темно и глухо…

… Самый глухой час ночи, наверное, уже больше трех” под музыку E. Moricone

“… было темно и глухо. Световое пятно от лампочки у подъезда едва доставало до низкого штакетника, которым огорожен сквер и детская площадка в нем среди высоких, шатром разбросавших ветви, старых тополей. И никто в него, в этот недвижный и блеклый световой круг, не входил. Тамара Ивановна была так напряжена, и сама пугаясь продолжительности накала внутри, до сих пор не испепелившего ее, что заметила бы любую тень в черном до темна сквере и услышала бы любой скрад шага из-за угла, если бы они только явились. Но нет, все замерло и оцепенело. С улицы, загороженной и притушенной спящими домами, поначалу еще пошумливали машины: точно запоздавшие птицы снимались с кормежки, теперь и там вымерло.

Самый глухой час ночи, наверное, уже больше трех”.

II. Беседа и обсуждение прочитанного.

Учитель: Вы услышали первые строки из повести. Как вам читалось?

Ответы учащихся: Читала с сильным волнением, хотелось поскорей узнать о героях.

А я прочитал это произведение быстро, но несколько дней потом думал о судьбе этих героев, долго не уходили недоумение, и отчаяние, и сомнение.

Учитель: Проведем исследование на основе текста. Как живется Тамаре Ивановне Воротниковой? Ее близким?

(“Кто теперь честный?” - первый вопрос на плакате)

Ученик (делает сообщение):

Тамара Ивановна – словоохотливая женщина, имеющая 2-х детей: Свету и Ивана. Муж называл ее телеграфисткой, так как она 2 года работала телеграфисткой.

“Все делала с запасом, с заглубом”.

“До 30 годов носила косу”.

“В семье грубые слова и бесстыдные разговоры не были заведены”.

“Считали везучей при надежном муже и неиспорченных детях”.

Как пишет Распутин: “Родилась девочкой – значит должна рожать, обихаживать и воспитывать детей, “натакивать” их на добро”.

Всегда помнила наказ отца: “Держи себя в уме и строгости. Будешь держать – тебя же и уважать станут”.

Ученик: Честная и ответственная, предана семье, честно трудится, ее уважают и есть за что. В характере чувствуется нравственная ценность. А это черта сильного человека. Неслучайно с первых строк она зовется по имени и отчеству.

Учитель: “Она – солнышко с продиристым ветерком”.

А ее родители?

Ученик: Отец Тамары Ивановны – Иван Савельевич Радчиков. Войну прошел счастливчиком: два ранения и оба легких, домой вернулся в целости-сохранности. Жену взял из деревни неподалеку. Умел плотничать, слесарничать, выгнать лодку, управляться с любыми машинами.

Мать – Степанида Петровна. “Была упрямой, вспыльчивой и верующей, правда, без икон и молитв, но имя Божье в обиду не давала”.

Учитель: Они воспитывают детей, трудятся, честно смотрят в глаза друг другу, знакомых и незнакомых людей.

Учитель: А если жизнь переходит в шумный базар, если кругом одно торгашество, то как жить? Как жить, если дети ошибаются, до края доходят в свои молодые годы? (“Кто до края дошел?” - второй вопрос на плакате)

В наше время часто бранят новое поколение. Но разве оно все на один образец? Нет, конечно. Сын Иван, человек, выбравший свой путь в жизни.

А Светка?

Познакомимся со Светой, дочерью Тамары Ивановны.

Ученик: “Света до края дошла”. Ей 16 лет. Заразилась в школе поветрием, что учиться необязательно. Пошла на курсы продавцов, поближе к красивой жизни. Закончила, а на работу не берут, несовершеннолетняя. Встреча с азербайджанцем перечеркнула всю ее жизнь.

Жестокость. Насилие.

Но до чего же разобщены некоторые современные дети и подростки! Настоящих надежных друзей не нашлось у Светки. Даже когда отец с матерью ищут ее, знакомые девочки не торопятся помочь, они хитрят, трусят, как бы им самим не влипнуть в опасную историю.

Учитель: А есть ли правосудие, справедливость? Кто виноват? Докажите.

(Третий вопрос на плакате)

Ученик читает отрывок:

“Правосудие! Люди до того напуганы, что они уж и кричать от страха не могут. А вы здесь: он, видите ли, подозреваемый, он несчастный, наша дочь его в несчастье втянула... Мы его поймали, привели вам, преступление как на блюдечке, а вы боитесь его оскорбить не тем словом. Но почему вы не боитесь оскорбить нашу дочь?.., ведь ее избивали, насиловали, как бы вы ни крутили это дело! Это вы привыкли, что насилуют — вообще, везде! А мы не вообще, у нас дочь! Ее же изнасиловали и она же теперь у вас подозреваемая… наравне с этим бандитом!”

Учитель: Когда верх берет грубая сила, когда народ уже не ругает ни власть, ни порядки, а только терпит, то правосудия нет и нет справедливости в большом, что искать в малом.

После встречи со следователем Тамара Ивановна понимает, что “власть распояску злодею дала”. Что делать? Где и как спастись?

Учитель: Надо было как-то жить, протискиваться сквозь теснины, проходить через казнь бессонных ночей, нырять в ворота и двери, никуда не ведущие. И Тамара Ивановна, женщина “мироткущая”, оказалась на острие сильного перелома, между терпением и воздействием.

Она терпела и надеялась на справедливость, но после того, как убедилась, что насильник откупится и может не понести наказание, принимает решение о возмездии.

Тамара Ивановна стреляет… и не боится наказания. Не в характере Тамары Ивановны защищаться неправдой. Мать Светы в открытую призналась, что пошла на убийство обдуманно, заранее изготовив из охотничьего ружья обрез, который можно было пронести в сумке. Она не боялась: надо было защитить дочь, особенно тогда, когда “всякий плюет правосудию в лицо”.

Говорят, дети – путь к семейной ране. Это так. Но рана со временем заживет в сердце Тамары Ивановны, потому что появилась во имя спасения дочери.

А мама, мама все выдержит и простит…

Сценка (“Свидание Тамары Ивановны с дочерью”) в исполнении учащихся.

Комната свиданий. Света в ожидании матери.

“В ту же минуту вводят мать. Светка не узнает и мать, смотрит на нее с ужасом, потом со сдавленным и пронзительным вскриком бросается к матери и оседает у нее на груди.

Тотчас приоткрывается дверь, и вставленное в ее проем лицо чеканно командует:

— Ти-ха. Раз-веду!

Тамара Ивановна осторожно отстраняет вцепившуюся в нее Светку и вдавливает в свои глаза слезы.

— Ниче, ниче… Эти что же? Это ты откуда взялась?

Светка пытается успокоиться.

— Ничего, — повторяет Тамара Ивановна уже спокойней и отирает пальцами губы. — Надо же — пробилась! — опять удивляется она. — Отец знает, что ты здесь?

— Нет.

— А мне тебя и надо было повидать. Ты как почуяла, что тебя-то мне и надо.

— Здесь страшно, мама?

— Да почему же страшно? Не страшней, чем там, у вас. Те же самые люди.

Светка тычется головой в материнские колени; Тамара Ивановна выдвигает свой стул поперед, удобнее устраивает на коленях лицом к себе Светкину головенку и, наглаживая, прижимает ее к животу.

— Мама, как же мне теперь жить-то? — спрашивает Свечка. — Как? Я сама себя ненавижу. Я с собой не знаю, что сделала бы…

Тамаре Ивановне хочется, в свою очередь, спросить: “А мне как жить? Мне-то как жить, дочь ты моя родная?” Тамара Ивановна нянькает на коленях дочь, затверженно повторяя: “ниче, ниче”, наглаживает ее волосы, вытирает пальцами с глаз ее и свои слезы.

“Мама, ты меня не презираешь? Скажи, мама, скажи!” — она и на них не отзывается, а только еще крепче прижимает к себе Светку и раз за разом нагибает голову, чтобы поцеловать ее в мокрые глаза.

— Наговорились? — спрашивает Николин.

Отстраняя от себя осторожно Светку, Тамара Ивановна поднимается.

— Наговорились.

Учитель: Суд над Тамарой Ивановной состоялся в середине сентября, через три с половиной месяца после возбуждения уголовного дела.

Чтение наизусть отрывка: “Суд над Тамарой Ивановной состоялся…”

“Суд над Тамарой Ивановной состоялся в середине сентября, через три с половиной месяца после возбуждения уголовного дела.

Обвиняемая полностью признавала себя виновной, представителей потерпевшего на суде не оказалось, преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, мотивы преступления очевидны — суд от начала до конца прошел спокойно.

Прокурор не гремел обличениями, как кандалами, судья вздыхал и когда выслушивал других, и когда сам говорил, у адвоката красноречие было невнятным. Все словно чувствовали себя виноватыми и прятались за процедуру суда. Через три с половиной часа после начала заседания объявили приговор: шесть лет содержания под стражей. Тамара Ивановна приняла приговор не вздрогнув. Дали Тамаре Ивановне последнее слово, и она сказала:

— Виновата — буду ответ держать. Сделанного не воротишь. А я и не жалею о сделанном. Теперь мне каторга шесть лет, а если бы насильник ушел безнаказанным, — твердо подчеркнула она, — для меня бы и воля на всю жизнь сделалась каторгой… — Подавать кассацию не буду. Что заслужила — все мое”.

III. Минута свободной мысли

Учитель: Позади все вопросы. А что в душе?

Напишите, под какими мыслями вы бы подписались.

Плакат справа.

(Ответы учащихся)

Чернышова О.

“Распутин собрал в своей повести все моления, проклятия и отразил боль, разочарование, надежды и разрушенные мечты. Повесть “Дочь Ивана, мать Ивана” - повесть о жизни, причем о такой, которая ничем не украшена. В ней все так, как есть на самом деле”.

Мартьянова М.

“Мама – это первое слово у ребенка. Она дает жизнь, свет, бережет от невзгод. И когда нам плохо, когда невыносимо больно, мы бежим к ней, хочется всем-всем поделиться. Мама все поймет, все простит, поверит, поможет и защитит.

Тамара Ивановна – это женщина с горящим и любящим сердцем. Заступиться за свое дитя – это главная ее цель. Рана большая и с ней придется жить. Но как жить?

Жить для детей – это радость, защищать – долг, любить – веление сердца, добиваться справедливости”.

Сидельников Р.

“Свобода – это жизнь по совести и справедливости. С этим я полностью согласен. Человек, находящийся в обществе, должен уважать других и относиться с должным пониманием. Ему необходимо воспитывать в себе честность и откровенность. В поступках, совершенных им, должна присутствовать мораль и нравственность”.

Учитель: Где и как спастись? (Четвертый вопрос на плакате)

Спасение в нас, говорит Валентин Распутин. Оно в том, что каждый должен понимать, что хорошо, что плохо. Это понимание, которое потом превращается в мудрость и указывает на правильное направление в жизни. Так и произошло с нашими героями. А появляется оно у человека впервые в семье.

Всем известно, как хочется обидеться, нет аргумента сдержаться, обида перемешивает все доводы рассудка. Трудно в этот момент вспомнить “Возлюби ближнего”, рассмотреть человека в человеке.

А какое счастье, когда удается преодолеть Гнев!

В этом спасение!

А еще в чем?

В духовности.

Поможет духовное начало, совесть, доброта, проявление нашей души.

Жалость, простое понимание, сочувствие – это превращение, которое и приводит к рождению духовности, спасению души каждого и в каждой семье.

Конечно, дух требует труда. О ней (душе) нужно постоянно заботиться и лелеять ее, иначе нельзя.

Как надо победить тьму, если не умножая любовь?

И мне остается только пожелать, чтобы нас всех окружало как можно больше людей духовных, и тогда не будет на земле зла. Храни нас Бог от бездуховности.

IV. Итог урока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распутин В.Г. Дочь Ивана, Мать Ивана // Роман-журнал XXI век. - 2003. - № 11-12. – С. 5-56

2. Быков Д. Зари над распутьем // Новый мир. – 2004. - № 4. – С. 164-167

3. Корольков А. Вершина Сибири // Роман-журнал XXI век. - 2007. - № 2. – С. 8-21

4. Попов А. Молитвы Распутина // Роман-журнал XXI век. - 2007. - № 2. – С. 46-47

5. Чалмаев В.А. Молений и молний взаимная сила…// Литература в школе. – 2004. - № 6. – С. 22-25

6. Стрелкова И.И. …Распутин, Шукшин. В жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2006