Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

Разделы: Биология


Задачи урока:

— опираясь на знания о тканях формировать анатомно-физиологические понятия о тканях человека;
— применяя сравнение, анализ различных видов тканей развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности;
— совершенствовать навыки быстрой и оперативной работы с увеличительными приборами, с учебником, взаимопомощь, аккуратность.

Оборудование: таблица «Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная)»; микроскоп и микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечных тканей.

Методы: фронтальная беседа, частично − поисковый демонстрационный метод, метод самостоятельной работы с учебником. Фронтальная проверка знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. С помощью наводящих вопросов подвожу к определению тканей:

1. Какие клетки мы изучали в курсе ботаники и зоологии?

Ожидаемый ответ: В курсе ботаники изучали растительные клетки. Группа клеток, сходные по строению и выполняемой функцией, называют тканью. В курсе зоологии мы изучали животную клетку и различные виды тканей.

2. Какие виды растительной ткани вы знаете?

(Покровные, механические, основные, проводящие, образовательные).

3. Какие виды тканей животных вы знаете?

(Покровная ткань — кожа, нервная ткань). Ученики затрудняются с ответом, вопрос остается открытым.

Учитель: На этот вопрос мы будем отвечать в течение нашей необычной экспедиции. Человек, как и все живое, состоит из клеток, т.е. в состав человеческого организма входит сто триллиона клеток. Эти клетки образуют различные типы тканей в организме человека. Цель нашего урока изучить строение, функции тканей и расположение их в организме.

На каждой парте у вас имеется инструктивная карточка для выполнения практической работы.

Итак, объект. Эпителиальная ткань.

Инструктивная карточка №1.

Оборудование: микропрепарат: эпителиальная ткань — однослойный эпителий.

Порядок работы.

1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Установите микропрепарат: « однослойный эпителий».
3. Рассмотрите препарат. Установите, как располагаются клетки?

Ожидаемый ответ, которому приводит учитель: Клетки располагаются близко друг к другу в один или несколько рядов, межклеточное вещество незначительно, может слущиваться и заменяться новыми.

4. Сделать схематический рисунок и сравнить с рисунком 13 в учебнике [1] на стр.34.
5. Где в организме встречается такая ткань и каковы ее функции?

Ожидаемый ответ: Функции: покров, защита, обмен веществ.

К эпителиальным тканям относятся наружная поверхность кожи, слизистая оболочка рта, дыхательные пути — внутренняя поверхность, железистая ткань, вырабатывающая секрет, потовые железы, слюнные железы, поджелудочная железа и т.д.

Объект №2.

Соединительная ткань.

Рассматриваются микропрепараты: кровь человека, гиалиновый хрящ, клетки кости.

Инструктивная карточка №2.

1. Установите микропрепарат — кровь человека.
2. Найдите эритроциты (красные кровяные клетки)− межклеточное вещество — плазма.
3. Рассмотрите гиалиновый хрящ.
4. Найдите межклеточное вещество и клетки.
5. Рассмотрите клетки кости. Найдите клетки, межклеточное вещество.

Сделать схематичный рисунок и сравнить с рисунком 14 в учебнике на стр.35.

Вопрос. Что общего в строении всех этих разновидностей соединительной ткани?

Ответ должен быть таким: Клетки располагаются относительно далеко друг от друга, развито межклеточное вещество.

Учитель: Межклеточное вещество определяет свойства тканей. Если оно жидкое — это кровь, если твердое — кость; прочное, эластичное — хрящ.

Попробуйте собрать кожу на предплечье в складку и опустить ее. Что наблюдаем? Ответ: Кожа собирается и расправляется.

Учитель: Так как в состав кожи также кроме эпителиальной ткани входит рыхлая соединительная ткань, от него зависит упругость кожи.

Вывод: Соединительная ткань—это кровь, кожа, хрящи, костная ткань. Свойства ткани зависит от межклеточного вещества.

Объект №3.

Мышечная ткань.

Работа с учебником, отвечаем на данные вопросы.

1. Какие разновидности мышечной ткани вы знаете?
2. Из каких клеток состоит гладкая мышечная ткань? Где встречается в организме эта ткань?
3. Из каких клеток состоит поперечно- полосатая мышечная ткань?
4. Чем отличается работа поперечно-полосатой мышечной ткани от гладкой мышечной ткани?
5. В чем особенность сердечной мышечной ткани? (рис. 15 мышечной ткани [1]).

А теперь послушаем доклад о гладких мышцах в организме, об их роли (сужении, расширении зрачка, распределение крови в организме, в изменении просвета дыхательных путей, и пищеварительного тракта [3]).

Учитель: Ну, вот мы, ребята, познакомились с тремя видами ткани:

1. Эпителиальная ткань. Клетки располагаются плотно друг к другу, межклеточное вещество не развито. Они выполняют роль барьера, защиты и секреторные функции. Соответственно встречаются в организме: это поверхность кожи, слизистая оболочка внутренних органов, слюнные железы, потовые.

2. Соединительная ткань. Клетки располагаются относительно далеко друг от друга, свойства ткани зависит от межклеточного вещества. Если межклеточное вещество жидкое — это кровь, если рыхло-волокнистое — кожа, твердое — кость. Соответственно функции — опора, защита, транспорт веществ.

3. Мышечная ткань. В основе ее — мышечное волокно. Клетки могут быть веретеновидные с одним ядром, это гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, пищевод, кровеносные сосуды, кишечник).

— Поперечно − полосатые, многоядерные образуют мышцы тела. О них будем говорить еще при изучении мышц тела человека.

— Сердечная поперечно-полосатая ткань.

Мы сегодня не говорили о нервной ткани, но о нем поговорим на следующем уроке.

А теперь я хочу вам дать возможность проверить, как же вы усвоили сегодняшний материал. И так, соотнесите ткани под цифрами 1, 2, 3 и особенности строения под заглавными буквами А, Б, В и функции под буквами а, б, в.

Закрепление.

Соотнесите ткани, особенности строения тканей и функции.

I. Ткани:

1) Эпителиальная;
2) Соединительная;
3) Мышечная.

II. Особенности строения:

А) Имеются три разновидности ткани, основная особенность которых способность сокращаться.
Б) Клетки лежат рыхло: межклеточное вещество развито хорошо.
В) Клетки лежат плотно друг к другу в один или в несколько рядов, способны к быстрой регенирации.

III. Функции тканей.

а) Двигательная.
б) Защитная, секреторная.
в) Опора, защита, транспортная.

Домашнее задание.§8(читать до раздела «Нервная ткань»). Ответить на вопросы с 1по 5.

Литература:

  1. Д. В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». Учебник. 8 кл. . − М.: Дрофа, 2002.
  2. Г. М. Муртазин « Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989.
  3. Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983.