Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме "Путешествие во времени"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Дать детям знания о том, как раньше определяли время.
  • Вызвать интерес к понятию “время”.
  • Закрепить представление об изменении продолжительности дня и ночи в течении осенне- зимнего периода.
  • Развивать умение рассуждать, логически мыслить.
  • Воспитывать чувство дружбы и взаимоуважения.

Предварительная работа: Беседы на тему: “Мой любимый день” (месяц, время года). Работа с познавательной литературой. Изготовление с детьми “реки времени”.

Методические приемы: игровой, показ, пояснение, беседа по вопросам, рассматривание схем, алгоритмов, художественное слово, музыкальное сопровождение, психологическая разгрузка, развивающие игры, поощрение, опыт.

Развивающая среда: две корзинки, “следы”; осенние листочки, алгоритмы пословиц; схемы “Вслед за солнышком”; “Река времени”. Для опыта: свеча, колокольчик.

На каждого ребенка: дидактические игры “Круглый год”; “Дерево суток”.

Ход занятия

- Ребята, хотите вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие во времени?

- Ой, кто это здесь наследил? Ведь мы еще не заходили?

- Давайте отправимся по этим следам и посмотрим, куда они нас приведут.

  • Посмотрите, следов больше нет, а что это? (листочки)
  • Интересно, кто бы мог нам их оставить?

(Наверно осень их здесь оставила.)

- Давайте соберем их и сложим их в эти корзинки.

Вот эта корзинка для мальчиков, а эта для девочек. Но прежде чем положить листок в корзинку вы должны, назвать какой это листок, с какого дерева.

Посмотрите здесь еще что-то нарисовано для нас.

(Алгоритмы пословиц об осени и схема “Вслед за солнышком”)

- Мы попали с вами в осень, зиму, весну и лето. Это путь длиной в целый год.

- На столах задание для вас, сложите – круглый год.

Дидактическая игра “Круглый год”.

- Сколько времен года?

- Сколько месяцев в году?

- Все они живут дружно и приходят к нам каждый в свое время.

- Сколько месяцев в каждом времени года?

- Даша назови осенние месяцы?

  • Помните, мы с вами говорили, что 21 сентября – это важный осенний день.

Что происходит в этот день?

  • День равен ночи.
  • “ Круглый год” уберите, и возьмите “Дерево суток”.
  • Что такое сутки?
  • Сколько часов в сутках?
  • Вспомните, сколько светлых и сколько темных плодов было на нашем дереве? (21 сентября на нашем дереве было – 12 темных и 12 светлых яблок).
  • Начиная с этого дня, светлое время суток с каждым днем укорачивается, тьма наступает на свет.

Вместе с детьми выясняем, сколько темных и сколько светлых яблочек осталось на нашем дереве сейчас.

  • Сколько светлых яблочек осталось на нашем дереве?
  • А сколько темных?
  • Темных стало намного больше, чем светлых. И скоро наступит 22 декабря – это самый короткий день в году. Сколько на дереве останется всего светлых яблочек? Правильно, семь.

Но, как и в сказке, добро всегда побеждает зло, так и в природе тьма никогда не сможет победить свет. С 25 декабря светлое время дня начнет увеличиваться. Сначала на “воробьиный скок”- на 2 минуты, а затем все больше и больше.

  • А как мы с вами определяем время?

- А какие сейчас часы?

  • Вы правильно сказали, что часы измеряют время.

Время было всегда! Не было нас людей, а время было и бежало вперед. Проходит осень, приходит зима. И эта зима – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. И день сегодня совсем не тот, что был вчера. Время не возвращается. Время идет только вперед.

Физминутка

За секундою минутка
Пробежали быстро сутки
Чтоб с природой в мире жить,
Надо с временем дружить,
Ну, а время – как река,
Проплывает сквозь века.

А у нас есть “ Река времени”. Хотите отправиться по ней в прошлое и узнать, как же раньше определяли время?

Психологическая разгрузка

Предлагаю детям разместится поудобнее, закрыть глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат опавших листьев, восхищаемся красотой осеннего леса, поднимаемся вверх под пушистые облака. Облака пушистые, мягкие как вата. Дует легкий ветерок, и мы опускаемся ниже и ниже. И переносимся в прошлое.

Путешествие по “Реке времени”

- Часы не всегда были такими, какими мы их привыкли видеть. Какими же они были?

Еще в глубокой древности человек подметил: солнце по небу идет, а тень от дерева за ним по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. У них не было стрелок, вместо них тень от колышка. Солнце по небу идет, а тень – за солнцем, как бы движется по циферблату и показывает время. Когда такие часы не работали?

  • Говорят “время течет”. Когда-то время действительно текло. Где? В водяных часах. Из одного сосуда в другой по каплям переливалась вода. Такие часы работали и днем и ночью. А что вы знаете о песочных часах?
  • Еще в очень давние времена пользовались огненными часами. Свечу с меткой поджигали, и она горела день и ночь и показывала время.
  • А еще свеча служила будильником. Как?

Если дети не смогут ответить на этот вопрос, то помогаю.

- В определенном месте в свечу вставляли иголку, к которой привязывали тяжелый предмет, когда огонь добирался до иголки, предмет падал и будил тех, кто спит.

Вместе с детьми проводим опыт: в свечу вставляем иголку с колокольчиком, свечу зажигаем. Когда колокольчик упадет – это будет сигналом, что путешествие “во времени” закончилось.

- Занятие заканчивается, когда звенит “огненный” будильник.