Урок русского языка в 7-м классе. Тема: "Междометие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

образовательные:

- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;

- показать роль междометий в речи;

- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;

- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;

- закрепить умение производить морфологический разбор слов;

развивающие:

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;

- развитие коммуникативных способностей учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание умения работать в парах.

Тип урока: комбинированный (2 часа).

Вид урока: урок-сказка.

Форма урока: на основе игровой технологии и с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Оборудование к уроку: учебник русского языка “Практика” под. ред. С.Н. Пименовой; карточки со стихотворением и опорным конспектом для записи рассказа на лингвистическую тему, карточки (для оформления кластера), декорации для инсценировки сказки.

 Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Активизация имеющихся знаний.

(Начинаем инсценировку сказки (по мотива сказки Ф. Кривина “Междометие”.)

Учитель: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.

- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?

- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем.

- Работа в парах: составление кластера “Что умеют самостоятельные части речи?”

- Проверка: прием “Мозговой штурм”: учащиеся делятся своими знаниями, не забывая подкреплять каждый пункт кластера примерами. Учитель оформляет кластер на доске с помощью заранее заготовленных карточек.

- Давайте теперь на практике докажем, что самостоятельные части речи обладают всеми названными свойствами.

Анализ предложения. (Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.)

Для вежливости открыты настежь любые двери.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подчеркните члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.

- Выполните морфологический разбор частей речи:

Существительное “двери” разбираем коллективно.

Индивидуальная работа – разбор слов “настежь”, “открыты”.

Сделаем вывод: с какой целью мы выполняли эту работу? (На практике подтвердили правильность составленного кластера.)

Продолжаем.

Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица.

- Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)

Работа со стихотворением (оно распечатано для каждого ученика.)

Задание: прочитайте стихотворение С.Есенина, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, найдите служебные части речи, определите их роль в тексте.

Ра…гулялась в…юга
Накл…нились ели
(До) земли. (От) и…пуга
Ставни заскр…пели.
В окно снежинки
Мотыльками б…ются
Та…т и сл…зинки
Вниз по стёклам л…ются.
Жалобу кому (то)
Ветер шлет на что (то)
И бушу…т люто:
(Не) услышал кто (то).
А снежинок стая
Все (в) окно стучит…ся
И сл…зами, тая,
(По) стеклу струит…ся.

- Какова тема этого стихотворения?

- Какие средства художественной выразительности использует автор для создания картины? (Олицетворения: “разгулялась вьюга”, “снежинки бьются в окно”, “ветер шлет жалобу”; сравнение снежинок с мотыльками.)

- Для чего же необходимы служебные части речи? (Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, но очень важны при построении предложений и словосочетаний.)

Продолжаем…

Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, откуда ты и куда путь держишь.

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать. Нужно узнать, что умеет делать Междометие.)

Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в речи уже много раз.

Наречие: А ведь верно, так оно и было.

Учитель: Ребята, прежде чем Междометие начнет о себе рассказывать, возьмите ручки. Вам необходимо заполнить пустые строки в рассказе на лингвистическую тему (опорный конспект распечатан для каждого ученика заранее.)

Междометие: Чу, ох, тьфу, батюшки, страсть, ужас, беда, у – все это междометия. В разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и настроения человеческие выражаю. Больно кому – он крикнет: “Ай-ай-ай!” Весело кому – он смеется: “Ха-ха-ха!” Встретились двое и сразу ко мне за помощью: “Привет! Здравствуйте! Извините! Благодарю! Спасибо! Пожалуйста!” Без этикетных междометий вежливым людям в разговоре трудно придется. А если дело плохо, говорят: “Крышка! Капут!”

Да что там люди! И звери, и птицы нуждаются во мне: собака: “Гав-гав!”, кошка: “Мяу-мяу!, утка: “Кря-кря!” Эти слова называются звукоподражаниями. Я даже звуки от предметов умею передавать. Слыхали, небось, как колокол гудит: “Бом-бом” или колокольчик: “Динь-динь-динь”.

Грамматика: Ну что же, правду говоришь, без тебя в речи не обойтись.

Наречие: Да, но Междометие не изменяется…

Междометие: А ведь ты Наречие тоже неизменяемая часть речи.

Существительное: И членом предложения ты не являешься…

Междометие: Ну и что же, а как же Предлог? Союз? Да и потом… Ну-ка, ребята, запишите предложения.

Анализ предложений. Определение роли междометий.

Плачет ребенок, трудно матери, “бай-бай” не помогает. А ребенку ведь давно пора бай-бай. (В первом предложении “бай-бай” - подлежащее, во втором – сказуемое.)

Междометие: Иногда я могу как бы на время переходить в другие разряды частей речи и тогда могу заменяться существительными или глаголами, отвечать на вопросы этих частей речи.

Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью, но только уговор: ты всегда в предложении будешь выделяться запятыми или восклицательным знаком.

Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.

4. Закрепление новых знаний.

- Проверка составления рассказа на лингвистическую тему:

- Что такое междометие? Приведите примеры междометий.

- Какие междометия называются этикетными? Для чего они необходимы?

- Как междометия выделяются на письме?

Самостоятельная работа: упражнение 455.

1 ряд выписывает предложения с междометиями, выражающими чувства.

2 ряд – предложения с междометиями, выражающими побуждение к действию.

3 ряд – предложения с этикетными междометиями.

Проверка работы.

Работа с упражнением 454. Конструирование предложений.

- Задание: добавьте в предложения междометия, предложения запишите, междометия подчеркните. (2 предложения разбираются коллективно, остальные – самостоятельно.)

- Сделайте вывод: что же изменилось в предложениях? (Они стали звучать более выразительно, эмоционально.)

5. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?

6. Домашнее задание.

Для всех: подготовить устный рассказ о междометии.

На выбор:

- Упражнение 456 (выписать 6 предложений, в которых встречаются междометия.)

- Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему: “Ах, как любят междометие остальные части речи!”

- Индивидуальные задания: подготовить сообщения для журнала “Этимологи рассказывают…” о происхождении междометий баю-бай, здравствуй, спасибо, пожалуйста.

Опорный конспект

Междометие

Междометие - ___________________ часть речи, которая выражает __________________, но не называет их. Междометия могут выражать ___________________________________.

Примеры междометий: __________________________________ .

Междометие не отвечает на ______________, не обозначает ______________________, не является ______________________, хотя в некоторых случаях может переходить _______________________.

Этикетными называются междометия, которые ________________________. Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На письме выделяются _____________________.

К междометиям примыкают ______________________ слова. Например: _________ .

Междометие – это очень ____________________ часть речи.