Урок развития речи в 7-м классе. Тема: "Весеннее преображение"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • формирование навыков эмоционального анализа окружающего мира через работу с текстом-описание.

Задачи урока:

  • развивать умения создавать тексты – описания;
  • развивать навыки анализа художественного текста;
  • воспитывать внимательное отношение к миру природы и внутреннему миру человека;
  • развивать гибкость воображения и образное мышление учащихся;
  • учить учащихся на практике применять технологию - таблица-синтез;
  • развивать умение анализировать и обобщать изученный материал в виде синквейна;
  • развивать умение учащихся работать в разноуровневых группах.

Ход урока

1 стадия. Вызов.

Учащиеся работают на уроке в группах (по 4-5 человек в каждой группе).

Слово учителя.

- Вы слышите? (Обращение к одной группе).

- А вы слышите? (Обращение к другой группе).

- И вы не слышите? (Обращение к 3 группе учеников).

А я слышу. Слышу, как с каждым часом, каждой минутой, с каждым ударом сердца всё ближе и ближе ОНА! Весна!.

Каждый приход весны пробуждает во мне самые различные чувства.

А у вас, ребята, какие ассоциации вызывает слово “ВЕСНА”? Запишите свои ассоциации (2 минута).

Прочтите, пожалуйста, свои записи (желающие читают свои работы (4-5 человек)

А теперь подчеркните зеленой ручкой слова и словосочетания, связанные с изменениями в природе, а красной – в душе человека.

Проследите, каких слов у вас больше (красных или зелёных)? Какой вывод вы можете сделать?

(Ребята высказывают своё мнение о тесной связи жизни природы и жизни человека).

Итак, ребята, мы выяснили, что весной пробуждается не только природа, но и человеческая душа, поэтому тема сегодняшнего урока: “Весеннее преображение”.

Целеполагание.

Сегодня на уроке мы внимательно проследим за тем,

  • как меняется природа с приходом весны;
  • как преображается наша душа;
  • научимся наши чувства обращать в слова;
  • проанализируем художественный текст;
  • научимся работать с таблицей-синтез;
  • обобщим наши размышления в виде синквейна.

2 стадия. Осмысление содержания.

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

Обратимся к отрывкам из рассказа И.Бунина “Последняя весна”. Попытаемся проанализировать текст, заполняя таблицу-синтез.

Ключевые слова. “Разноцветные” слова. Рассуждения, мысли.
     

(Каждый ученик имеет каркас таблицы и получает текст для анализа).

Начнем работать с вами вместе. Сейчас я прочитаю первый отрывок, а вы ребята попытайтесь наметить ключевые и “разноцветные” слова.

I. Выразительное чтение

1. “Нет, уже весна.

Нынче опять ездили. И всю дорогу молчали – туман и весенняя дремота. Солнца нет, но за туманом уже очень много весеннего света, и поля так белы, что трудно смотреть. Вдали едва рисуются кудрявые сиреневые леса.

Блаженно дремлют, сидят на снежных кучах, раскиданных по полю, ястреба, нежно сливаются со снегами и с туманом, со всем этим густым, мягким и светло-белым, чем полон счастливый предвесенний мир”.

Задание: заключить ключевые слова в овал, разноцветные подчеркнуть. Прочитать ключевые слова – обсудить; прочитать “разноцветные” слова – обсудить. Теперь можно обратиться к заполнению таблицы.

Ключевые слова “Разноцветные” слова. Рассуждения, мысли.
Весна, туман, дремота, весенний свет, дремлет, счастливый предвесенний мир. Белы, туман, сиреневые леса, снежные, светло-белое. Ощущение начала чего-то неопределенного. Пока нет звуков, движений, красок – чистый лист бумаги.

Теперь заполним 3 графу таблицы.

(На доске приготовлен каркас 3 графы таблицы, разделенной на 2 части. После обсуждения в группах (1 минута) сделать вывод и заполнить 3 графу).

1. Предвесенний мир. Неопределенность. Нет звуков, движений, красок.
2.Появляются движения, звуки – резкие, краски – контрастные. Хаос. Нет полутонов, чувства оголены.
3.Приближение новой жизни, новой надежды, счастья. Гармония. Все озарено солнцем, душа раскрыта.

Итак, ребята, дальнейший анализ текста я попрошу вас выполнить без моей помощи, работая в группах. Если возникнут вопросы, спрашивайте. Время для выполнения этого задания ограничено – 5 минут , поэтому посоветую вам распределить задания между собой.

2.“Всё мокроё, везде тает, везде бегут ручьи. Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море.

С большим трудом шли по улице – грязь непролазная. Весенний сырой ветер крепко дует в голых лозинах, а на них немолчно орут только что прилетевшие грачи,- орут важно, победно и вместе с тем радостно, бестолково, нестройно. Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их в первый раз после шестимесячной зимней смерти!

3. Ветер, солнце, блеск. Ночью шел снег – теперь по грязи и по старому, серому блещет новый, пушистый. В полях, к горизонту, все серебристо. <…>

Весь день дождь.

Иногда перестает, и тогда мокрый сад оживает, поют дрозды. В этих милых, как бы шутливых переливах такая весенняя прелесть, такая сладость жизни, надежд, счастья, что никакими словами не скажешь…<…>

Ветер стихает. Расчистился, раскрылся золотисто-светлый запад. Воздух прохладней, резко пахнет землёй с весенних полей. Проглянуло солнце – и в упор озаряет голый сад: блестят лиловатые сучья, четко видны корявые стволы лип.”

Проверка по плану: - выразительное чтение отрывка;

  • чтение ключевых слов – обсуждение, дополнение;
  • чтение “разноцветных” слов – обсуждение, добавление;
  • чтение третьей графы – обсуждение, добавление.
Везде, ручьи, оголились, ветер, голых, орут, победно, радостно, бестолково, нестройно, первый раз. Пегие, свинцовые, чернеющие, белое, снежное, грязь. Исчезает дремота, появляются звуки – резкие, эмоциональные (орут).,журчание ручья, свист ручья. Нет полутонов, все контрастно, чувства оголены.
Ветер, солнце, блеск, новый, оживает, шутливые переливы, сладость жизни, надежд, счастья, расчистился, раскрылся, солнце, озаряет. Снег, грязь, серое, серебристо, золотисто – светлый, солнце. Ощущение движения. Приближения чего-то нового, новой жизни, надежд, счастья. Появляются живые краски – золотистые. Все озарено солнцем, нет преград – все расчищено, раскрыто.

Теперь, ребята, сосредоточьтесь только на ваших записях в 3 графе и сделайте вывод о том, какие изменения происходят, по мнению Бунина, с приходом весны.(Работа индивидуальная. Время -2 минуты).

Вывод: С приходом весны природа постепенно оживает, окрашивается в живые тона, приобретает звуки, т.е. природа – живое существо, все одухотворено. И человек (часть природы) преображается с приходом весны.

От предвесеннего мира к весенней прелести.

Чтение выводов (1 – 3 человека).

Молодцы, ребята. Продолжим наш урок.

С каждым новым днем весна приобретает все более яркие, сочные краски, выразительные звуки, чувства становятся острее, отчетливее. Поговорим теперь о весне, уже вступившей в свои права. Перенесемся в цветущий благоухающий май.

Ребята, я вам предлагаю теперь самим создать текст-описание на тему “Весеннее преображение”. ( Раздать таблички с заданием:

  • небо,
  • травы, цветы,
  • деревья,
  • звуки весны,
  • преображение души.)

Каждая из групп будет трудиться над своей узкой темой: одна группа описывает небо другая – травы, цветы, третья группа – деревья, четвертая пишет о звуках весны ,а пятая и шестая группы описывают душевное преображение человека Ребята, не забывайте, что вы составляете текст в художественном стиле, поэтому используйте средства выразительности. (Работа в группах. Время на выполнение задания – 4-5 минут).

Чтение сочиненных текстов.

3 стадия. Рефлексия.

В заключении урока я хочу вам предложить написать синквейн на тему “Весеннее преображение”. Работа индивидуальная, но если вы испытываете трудности, то можно объединиться в пары); (3-4 минуты).

Чтение синквейнов (по желанию)

Итак, ребята, наш урок закончен.

Домашнее задание: напишите эссе (объём работы полстраницы) или лирическое стихотворение. Эссе, напоминаю, - это художественная форма размышления. Предлагаются на выбор несколько тем: “Звонкая песня капели”, “Смех весны”, “Весна света”, “Дыхание весны”, “Прелесть весеннего дня”.

Прежде чем начать работу, проникнитесь настроением радости, ожидания весны. Определите тип речи: описание, выберите средства выразительности, которые вы будете использовать в своём сочинении. Передайте ваши ощущения различными типами словосочетаний.

Выставление оценок за активную работу. В конце урока собрать работы.

А сейчас подведем итог нашего урока. Удалось ли нам выполнить те задачи, которые мы поставили в начале урока? Чему мы с вами смогли научиться сегодня?