Развитие познавательно-творческих способностей учащихся при изучении темы "Столбчатые диаграммы"

Разделы: Математика


При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейших в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого результат ориентируется учитель в своей работе. Основное содержание педагогической деятельности – ученик. Значит, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Цель моей работы – воспитание творческой личности учащихся, а именно развитие творческих способностей у слабых учеников, не дать остановиться в воем развитии более способным учащимся.

При подготовке к региональному семинару возникла идея проведения урока с включением в проектную деятельность учащихся. Материалом для составления задач послужили статистические данные заболеваемости подростков, распределение детей до 14 лет по группам здоровья. Каждая группа получила задание подготовить проект:

  1. Личная гигиена.
  2. Спорт в жизни подростка.
  3. Режим дня подросткового возраста.
  4. Здоровое питание.
  5. Лечебная гимнастика.
  6. Растения, очищающие воздух.
  7. Компьютерная презентация «О вреде здоровья».

Тема. Столбчатые диаграммы.

Форма проведения урока. Групповая работа.

Тип урока. Урок применения знаний и умений.

Цели урока.

  1. Образовательная – отработать умение решения типовых задач на проценты в стандартных и нестандартных ситуациях; использовать полученные данные для построения столбчатых диаграмм; проводить исследования по диаграммам.
  2. Развивающая – продолжить работу над развитием умения анализировать, обобщать и делать выводы; развитием творческой деятельности учащихся, а также культуры математической речи.
  3. Воспитательная – воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения; интереса к способам деятельности, активности, способности к самосовершенствованию, интереса к деятельности по улучшению здоровья подростков.

Подготовка к уроку.

Класс делится на группы, которые составлены дифференцировано. Каждой группе выдается листок учёта деятельности каждого учащегося группы. Итоговая оценка складывается из оценки за работу на уроке. Она обсуждается группой.

Оборудование.

Карточки с заданием, миллиметровая бумага (для построения диаграмм), компьютер, мультимедийный проектор, статистические диаграммы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение цели урока в ученическом варианте: сегодня мы с вами должны повторить решение задач на проценты и построить диаграммы по результатам задач. Затем группы ознакомят со своими проектами по направлениям «Наше здоровье в наших руках».

2. Актуализация прежних знаний.

Какие типы задач на проценты вы знаете, как они решаются?

Устно: определите тип задачи и решите её.

  1. В 6 д классе 30 учащихся, а в 6 а классе 80% этого количества. Сколько учащихся в 6 а классе?
  2. 8 учеников класса, что составляет 25 % учащихся класса, за контрольную работу получили оценку «5». Сколько учащихся в классе?
  3. По плану учителя класс должен был решить 8 задач на уроке, но решено было только 6задач. Сколько процентов всех задач было решено?

(После решения каждой задачи используется компьютерная презентация).

С каким видом диаграмм вы познакомились на предыдущих уроках?

Рассмотрим уже построенную диаграмму, которая отражает сравнительную характеристику качества обучения в 5 и 6 классах за 3 четверть (компьютерная иллюстрация)

Итог данного этапа урока.

3. Закрепление знаний, умений и навыков.

Учащиеся, разделенные на группы, получают карточки с заданием.

Решив задачи, они строят столбчатые диаграммы и комментируют их.

(Смотри приложение)

Решение задач в группах, обсуждение построения диаграмм.

4. Итог урока.

Сегодня мы с вами повторили решение задач на проценты, построение столбчатых диаграмм, отражающих здоровье подростка. А также разработали основные направления, сберегающие здоровье учащихся.

5. Домашнее задание.

№ 1433, 1442, 1466. № 1433: повторить нахождение дроби от числа; № 1442: задача, решаемая составлением и решением уравнения; № 1466: построение диаграммы по заданным данным.

6. Рефлексия.

  • Какие чувства у вас вызвали полученные задания?
  • Испытывали ли вы трудности при решении задач, построении диаграмм?
  • Как вы преодолевали эти трудности?
  • Какие ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
  • Что важного вы извлекли из сегодняшнего урока?