Качественные характеристики современного образования

Разделы: Администрирование школы


Образование – это … город, который постоянно прирастает новыми временами и пространствами и одновременно трансформируется, при этом сохраняя все свои состояния.

Главная метафора современного образования – персональная траектория или путь, а главное содержание – искусство навигации в запутанных улицах мирового города.

Владимир Никитин “Идея образования”

Приведенные выше метафорические определения образования, совсем не противоречат многочисленным толкованиям этого слова: от возвышенного (по образу Божьему) до профессионального (система, формирующая личность человека с заданными компетенциями, социальными и нравственными чертами). Но метафоричность позволяет многочисленные подходы, точки зрения, взгляды и трактовки объединить в понятный и знакомый образ, с помощью которого позволительно интерпретировать все остальные объекты исследования.

Приняв правила игры, я могу даже согласиться с неприемлемой мною в другое время формулировкой “образование есть отрасль сферы услуг, удовлетворяющей запросы и потребности общества в образовательных продуктах и услугах”. Пусть мы, как коммунальщики, обеспечиваем население жизненно важными продуктами образования: знаниями, умением ими овладевать и пользоваться, умением работать с информацией, умением общаться, взаимодействовать с другими людьми, умением осуществлять выбор жизненного пути и т.д. – предоставляем населению услуги в виде обеспечения безопасности и поддержания здоровья детей вне сферы внимания родителей, развитие способностей ребенка, в том числе, творческих. При таком понимании роли образования она становится жизненно важной сферой для общества.

Поэтому и характеристики образования можно рассматривать с позиции удовлетворения потребностей общества в названных выше продуктах и услугах. Оставим в сторону количественную сторону обеспечения населения продуктами образовательной деятельности и поговорим об их качестве.

Прежде всего заметим разнообразие результатов, которые, по мнению авторитетных авторов практикоориентированной монографии “Управление качеством образования” под ред. М.М. Поташника, можно “с большей или меньшей точностью зафиксировать”:

  • знания, умения, навыки;
  • показатели личностного развития;
  • отрицательные эффекты (последствия) образования.

1. Знания, умения, навыки.

В эту группу результатов обучения входят как предметные, так и общеучебные умения и навыки, а также некоторые особые способы познавательной деятельности. Именно эту продукцию образования традиционно считают основной, но именно ее качество вызывает постоянные нарекания современного российского общества. При этом общество бурно обсуждает как само качество, так и критерии его оценки, методы получения оценки и даже оценочные шкалы. Наиболее распространенным мнением профессионалов по поводу качества ЗУН является соответствие их уровня стандарту (см. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников), по мнению же общественности, главным показателем качества ЗУН должно обеспечение способности выпускника школы продолжать профессиональное образование. Что касается критериев оценки, то после введения в силу правовой нормы обязательного среднего общего образования в 1971 году, школьная оценка потеряла свою определенность и перестала характеризовать только уровень достижения ЗУН. Среди новых функций оценивания результатов обучения появились фиксация личных достижений или неудач школьника, сравнение его результатов обучения с результатами обучения одноклассников, достижение некоторого “нижнего” порога уровня ЗУН. Именно в эти годы появилось понимание школьной “3” как государственной оценки, а, поскольку часть школьников не могла в силу различных причин достичь даже этого “государственного” уровня, то появилась знаменитая формула российского образования “три пишем – два в уме”. Позднее, с исчезновением таких характеристик учебной деятельности, как прилежание и дисциплина, школьная оценка поневоле стала исполнять функцию оценивания и этих параметров. В последние годы проблема приближения школьной оценки к непосредственным результатам обучения решается на основе создаваемой федеральной базы контрольно-измерительных материалов, представленной на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru) и методиках оценивания, разрабатываемых специалистами ФИПИ. Особо стоит остановиться на используемых Московским центром непрерывного математического образования компьютерных диагностических технологиях. Разработанная учеными центра система СтатГрад позволяет не только создать единую для Москвы систему промежуточной аттестации по математике, но и собрать богатый статистический материал для сравнения результатов обучения различных образовательных учреждений Москвы, а также дает возможность на научной основе сконструировать диагностические тесты. Самым важным достижением этой системы является выход на формирование тестов Единого государственного экзамена по математике и по русскому языку.

2. Показатели личностного развития.

К этой группе относятся как уровень интеллектуального развития, познавательной и мотивационной деятельности, уровень креативности ребенка, степень нравственной, эстетической и физической развитости. Для нашей школы наиболее исследованной оказалась сфера нравственного развития ребенка, так как в течение четырех лет школа занимается развитием нравственного образования в рамках городской экспериментальной площадки по данной проблеме. Используемые нами методики диагностики личностного роста, разработанные учеными АПК и ПРО П.В. Степановым, Д.В. Григорьевым и И.В. Кулешовой, позволяют определить степень устойчивости положительного либо негативного отношения к нравственным ценностям Мира, Человека и своего Я.

3. Отрицательные эффекты (последствия) образования.

В последнее время российская система образования стала уделять много внимания вопросам негативного влияния на личность ребенка. Общественность и средства массовой информации много и часто упрекали школу за перегрузку и переутомление учащихся, появление у них дефектов здоровья, возникновение отвращения к процессу обучения, возникновение нежелательных последствий для психики ребенка. Опыт деятельностного общения, не всегда положительный, может развить у ученика боязнь публичных выступлений, эффект “перегрузки памяти”, когда ребенок хочет скорее забыть все то, что с трудом удерживал в памяти для ответа учителю, снижение волевой сферы как результат чрезмерной опеки со стороны педагогов, инфантилизм, комплекс неполноценности. Последний часто возникает в результате несовершенства 5-балльной системы оценивания знаний учащихся, которая приводит к делению школьников на двоечников, троечников, хорошистов и отличников. Прилепившийся к ребенку ярлык плохого ученика сопровождает его не только во все годы пребывания в школе, но, зачастую, остается при нем и в послешкольной жизни, формируя образ неудачника.

Средняя общеобразовательная школа № 707, директором которой я являюсь, как один из объектов Града Образования долгие годы нуждалась во внимании, тепле и заботе со стороны “градоначальников”. Нам самим не хватало обеспечения жизнедеятельности, а тем более обеспечения процесса производства образовательных услуг (да простится мне производственная терминология, навязанная образом Города). Сейчас картина материального обеспечения школы стала быстро меняться. Еле поспевает за ростом технопарка методическая поддержка инновационных проектов. В постоянном совершенствовании мастерства пребывают все педагоги школы. Меняется структура управления, пишется и дополняется программа развития школы. Динамика и мобильность стали профессионально значимыми качествами как педагогов, так и образовательного учреждения в целом. Возрастает роль рефлексии и анализа результатов деятельности, которые позволяют избежать стихийности и рассредоточения всех ресурсов.

Качественные характеристики образовательной деятельности государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 707 города Москвы

1. Уровень сформированности знаний, умений и навыков. При всем желании некоторых чиновников от образования скрыть истинную картину с успеваемостью и качеством обученности, для общества ясно, что это качество в последние годы постоянно снижается. Если бы этот критерий был единственным, характеризующим качество российского образования, то педагоги нашей школы, как и многих других, постоянно испытывали бы депрессию от невозможности достичь положительного результата своей деятельности. В уже упомянутой монографии под редакцией М.М. Поташника сказано следующее: “Исключать ЗУНы из оценки качества образования также недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним”. И все же годами и десятилетиями школы отчитывались перед государством по этим двум показателям. Тем отраднее было в сентябре 2007 г. прочитать выступление руководителя Рособрнадзора В.А. Болотова - главного проводника идеи Единого государственного экзамена в России, - в котором говорится: “ЕГЭ, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, не дает исчерпывающей информации для управления его качеством”. И далее: “Часто в дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценку деятельности образовательных учреждений… качество образования не тождественно качеству обученности”.

Школа № 707, как единица системы образования, неизбежно действовала в общегосударственном русле преодоления неуспешности в обучении: создала программу преодоления неуспешности в обучении, в которой были расписаны необходимые для успеха действия учителя, методического объединения, администрации школы, разработала и применяла систему мониторинга ЗУН, совершенствовала документальное сопровождение процесса обучения. В какой-то момент этого совершенствования наступило понимание малоэффективности выбранного пути: количество бумаг перешло критическую точку объема, и бумаготворчество стало заменять сам процесс обучения. Успех же не был достигнут уже потому, что сомнительным стало понимание того, что назвать успехом. Классический пример: “Ученик, начав работу с учителем, делал 50 ошибок в диктанте, за что получал оценку “2”. Учитель и ученик приложили дополнительные усилия по преодолению пробелов в знаниях, и через некоторое время ученик сделал в том же диктанте 8 ошибок. Какую оценку должен поставить учитель ученику?”. Налицо противоречие в подходах к оценке качества ЗУН, показанных учеником и качества учебной деятельности, проделанной учеником и учителем. А оценка предполагается одна. Чтобы выйти из этого противоречия, Методический совет школы вынес эту проблему для обсуждения на педагогическом совете, который состоялся 3 января 2007 года. Его тема: “Формирование общеучебных умений – необходимый инструмент развития школы”. Исследуя предмет общеучебных умений и навыков, учителя обрели понимание более перспективной цели обучения: не успеваемость и качество обученности, слабо отражающие достижения школьника, но обретение им конкретных умений, навыков, компетенций, необходимых в образовательном процессе сегодня и на все времена. А видение новой, более значимой и реальной цели придало импульс развитию школы в направлении их формирования. Разумеется, выбранное направление не сулило упрощение решения возникающих на пути задач. Так, стала серьезной задача организации деятельности: умений и навыков много, их целенаправленное формирование необходимо вписать в уже сложившийся процесс, который отчасти уже служил этой цели, но не выделял ее среди прочих. Чтобы повысить статус цели, а также вовлечь в ее достижение и педагогов и обучающихся, заместители директора по учебной и воспитательной работе создали совместный проект “Карта школьных достижений”. Суть проекта сводилась к выявлению достижений каждого обучающегося и организации профессиональной помощи по преодолению трудностей, обнаруженной обучающимся.

2. Показатели личностного развития. В уже упомянутом выступлении В.А. Болотова говорится: “При создании ОСОКО нужно учитывать не только уровень обученности школьников, но и анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом”. Тем не менее в дальнейших высказываниях уважаемого руководителя Федеральной службы я не нашла упоминания о параметрах нравственной личности, которая несомненно, при всех сложностях современного понимания нравственности, должна служить моделью личности выпускника средней школы. И, конечно, является одним из самых важных отсроченных эффектов деятельности школы. Во введении данной работы упоминались те Феномены нравственности, которые приняты в диагностике роста личности, используемой в школе № 707. Работа по формированию позитивного отношения к нравственным ценностям ведется в школе в рамках городской экспериментальной площадки по проблеме “Нравственное образование в средней школе” (научный руководитель ГЭП руководитель лаборатории нравственного образования ИСМО РАО к.п.н. Э.П. Козлов). Рассмотрение характеристики деятельности школы в свете нравственного образования стало обязательной частью оценивания ее деятельности, а показатели личностного развития обучающегося выступают в школе № 707 в качестве важнейшей характеристики качества ее деятельности, тогда как работа по достижению их высокого уровня является системообразующим компонентом образовательной деятельности.

3. Отрицательные эффекты (последствия) образования. Современное образовательное учреждение наделено не только свободой в определении методов обучения, выбора программ и учебно-методических комплектов, но и большой степенью хозяйственной, финансовой и юридической независимости. Необходимость правильно и эффективно воспользоваться определенными Законом РФ “Об образовании” правами вынуждают руководство школы уделять большое внимание как совершенствованию деятельности на отдельных направлениях, так и созданию системы управления различными процессами ее деятельности. Необходимость учета всех рисков реализации образовательной деятельности привела меня к мысли о создании единой системы управления деятельностью школы, включающей наряду с управлением качеством обучения управление службами, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности обучающихся, социальную поддержку семей школьников, а также службами, обеспечивающими качество образовательного процесса и его финансирование. Разработка такой системы легла в основу образовательной программы школы.

Эффективность взаимодействия всех служб школы, четкость в постановке задач их деятельности и качество решения этих задач способствует минимизации отрицательных последствий образовательной деятельности. Среди задач формирования системы управления выделяются:

  • развитие разнообразных деловых связей между различными направлениями и службами, определяющими работу школы, путем планирования совместной деятельности, установления общественного контроля за выполнением планов, повышения уровня компетентности в решении общешкольных задач каждого представителя руководства школы;
  • повышение уровня открытости всех школьных процессов путем формирования органов общественного самоуправления школой, привлечение общественности к определению целей и задач школы, участию в их реализации, контролю за их выполнением; создание информационной системы обеспечения доступности результатов образования;
  • повышение нормативно-правовой и информационно-коммуникативной компетентности всех работников школы, поддержание на высоком уровне педагогической культуры; овладение всеми сотрудниками новыми компетентностями.

Посредством взаимодействия социальной, методической и воспитательной служб, объединяющих деятельность заместителей директора по учебно-воспитательной, воспитательной, социальной работе, школьного педагога-психолога, педагога-логопеда происходит выявление различных трудностей в обучении, определяются направления коррекционной и реабилитационной деятельности, составляется индивидуальный план преодоления трудностей. Таким образом, образовательный процесс не только индивидуализируется, но и обретает новые черты: психолого-педагогическая поддержка обучающегося, его социализация (способность жить в обществе и способность к групповой деятельности), формирование у него способности к безопасной жизнедеятельности, стремление к здоровому образу жизни. Особую роль в создании системы управления качеством образования в нашей школе играет экспериментально-инновационная работа. Именно на этом направлении решаются вопросы определения стратегии и выбора тактики в решении поставленных задач, задаются параметры конечного продукта, вырабатываются критерии его оценки. Материальное, кадровое и финансовое обеспечение реализации образовательной программы, достижения высокого уровня качества образования подчинено образовательным целям и опирается на нормативно-правовую базу деятельности школы

Выводы. Программирование деятельности любой системы включает в себя постановку целей и задач (определение миссии), выбор инструментов для достижения конечного результата, получение результата и его оценку. Исследование обобщенных характеристик качества образования на примере деятельности ГОУ СОШ № 707 позволяет сделать вывод о том, что оценка деятельности образовательного учреждения должна учитывать следующие показатели ее качества:

  • соответствие результатов образовательной деятельности требованиям государственного стандарта образования (в соответствии с Законом об Образовании);
  • уровень достижения целей и задач, поставленных образовательной программой школы;
  • степень эффективности взаимодействия различных служб, участвующих в образовательной деятельности;
  • уровень достижения индивидуальных образовательных программ;
  • оценка качества образования со стороны родителей учащихся;
  • результаты независимой экспертизы деятельности школы по отдельным направлениям, по различным параметрам, по конкретным проблемам.

Модель определения качества образования посредством выявления его качественных характеристик и построения Карты школьных достижений

Если выстроить последовательность получения результатов образования, конечным членом которой являются показатели качества, то эта последовательность окажется, по своей сути, мониторингом образовательной деятельности. Наблюдение не должно быть созерцательным, оно должно иметь цели, его методы не должны приводить к неверным выводам, проводиться оно должно людьми, заинтересованными в “честном результате”. К целям мониторинга ОД следует, прежде всего, отнести сбор информации, позволяющей оперативно и гибко управлять деятельностью. Другой целью мониторинга является получение таких результатов, которые могут быть использованы для оценки качества образования. Качество образования определяет основные результаты работы школы. Не менее важно с помощью мониторинга проследить из чего складывается конечный результат, увидеть тенденции развития процесса, определить факторы возникновения положительных и отрицательных тенденций. Еще более существенно для совершенствования методов мониторинга повысить роль обучающегося в ходе его, сместив ее от объекта образовательной деятельности к субъекту, способному самостоятельно ориентироваться в своей деятельности, оценивать свои достижения, выявлять трудности с тем, чтобы затем выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию и корректировать ее. Сказанное позволяет по-новому отнестись к мониторингу, превратив его из подсобного инструмента для получения результатов образовательного процесса в вид педагогической деятельности с представленными выше целями:

  • получение и сбор информации о ходе образовательной деятельности, необходимых для управления ею;
  • сбор данных о качестве образования, получаемого обучающимися, и качестве работы учителей;
  • выявление тенденций развития образовательного процесса, факторов, влияющих на его результаты;
  • активизация обучающихся и их родителей в получении информации о ходе обучения, оценки своих достижений, определении индивидуальных трудностей в обучении, в конечном счете, в выстраивании индивидуальной траектории обучения.

Проект “Карта школьных достижений” направлен на получение конкретных результатов образовательной деятельности каждого учащегося класса и класса в целом с целью выявления положительных итогов, выявления трудностей в обучении, получения общей картины достижений класса, позволяющей сравнивать достижения различных классов, находить для каждого обучающегося оптимальную стратегию построения обучения.

Организация проектной исследовательской деятельности. Проектная деятельность охватывает школьный класс, каждый учащийся которого определяет свои школьные достижения. На первом этапе реализации проекта роль учителя состоит в оказании помощи учащимся в формулировке содержания достижений. С этой целью педагог составляет анкету, в которой школьникам предлагается выбрать для себя сформулированные учителем возможные достижения. Параллельно обучающиеся определяют свои трудности в обучении. Роль учителя в этом процессе примерно та же: помочь учащимся сформулировать сами трудности и организовать сбор информации об их наличии. Со временем ребята сами овладеют способностью осознать и выразить словами какие изменения произошли с ними в процессе обучения. Если представить себе, что именно можно назвать школьным достижением, то это могут быть достижение лучшего понимания учебного материала, более активное участие в его освоении, или, например, большая степень самостоятельности в изучении нового учебного материала или в выполнении заданий.

Аналогично, можно представить, какие объективные трудности назовут обучающиеся: пробелы в знаниях, сложность учебников, неинтересно изложен материал, учебный материал слишком сложен для усвоения, методы обучения устарели, плохие объяснения учителя, “на уроке все понятно, а самостоятельно ничего не могу сделать”; и каковы индивидуальные особенности учащихся, создающих им трудности в обучении: плохая память, невнимательность, невозможность средоточения усилий для работы на уроке, нежелание выполнять домашнее задание, желание “продлить детство” как период безмятежности и безответственности.

Высказанные учащимися причины их трудностей в обучении могут служить основой корректирующей образовательный процесс и индивидуальную работу с учащимися деятельности. Примерами такой деятельности была работа по формированию культуры ведения рабочей тетради. Проводилась она совместно с классным руководителем, который принимал участие в контроле за выполнением требований к ведению тетради. Сами требования были обсуждены в беседе с учащимися 10а класса и обрели вид одного из видов стратегии учебной деятельности. Немаловажной была работа школьного психолога со школьниками. Ее диагностические тесты по определению склонностей и способностей помогли многим старшеклассникам в профессиональной ориентации и повышению мотивации к изучению отдельных предметов, а консультации по тренировке воли, памяти и внимания дали им направление самосовершенствования.

В результате реализации проекта были выявлены качественные характеристики образовательного процесса, названные самими обучающимися:

  • достижения в обучении: понимание изучаемого материала, обретение интереса к процессу учения;
  • достижения в формировании личности: ответственность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, самоуважение, уважение к чужому мнению, осознание нравственных ценностей;
  • достижения в установлении взаимоотношений между людьми: внимание к другому человеку, сочувствие к человеку, испытывающему трудности, желание сотрудничать, более легкое общение с другими людьми, уважение к чужому труду, доброе отношение к людям.

Полученные с помощью анкетирования мнения обучающихся о наличии каждой характеристики школьных достижений позволили педагогам школы, учащимся и их родителям обрести возможность скорректировать образовательный процесс, свою образовательную деятельность и взаимодействие со школой с целью преодоления выявленных трудностей и недостатков в работе и построения индивидуальных траекторий в обучении и стратегий обучения классных коллективов.