Урок по окружающему миру в 3-м классе по программе "Школа-2100". Тема: "Наши братья — млекопитающие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше, показать многообразие млекопитающих, объяснить, что человек тоже относится к млекопитающим.
  • Создать условия для развития познавательного интереса к окружающему миру.
  • Создать условия для привития любознательности, внимания и заботы к окружающей среде.

Оборудование:

  • видеопроектор,
  • компьютер,
  • электронная энциклопедия “Кирилла и Мефодия”, учебник Вахрушев “Окружающий мир” - 3 класс,
  • видеокадры из энциклопедии “Кирилла и Мефодия”,
  • карточки для самостоятельной работы, записи голосов птиц и картинки взяты из Интернет-ресурсов,
  • презентация урока “Наши братья-млекопитающие” (приложение №1),
  • дерево,
  • животные,
  • книги.

Ход урока

Презентация

Этапы урока Действия учителя Действия ученика
1.Организационный момент

Слайд №1

   
Слайд №2 Наш урок мы начнём с пословицы:

“В умной беседе быть - ума прикупить, а в глупой - и свой растерять”.

Чему учат нас эти слова?

- учат мыслить и поддерживать толковую беседу

- общаться друг с другом

- уметь видеть и слышать главное

2. Актуализация знаний

Слайд №3

Блиц-опрос

- Чем покрыто тело разных позвоночных?

-Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?

- Как долго они остаются вместе с родителями?

- Какая самая маленькая птица в нашей стране?

- У рыб - чешуя, у пресмыкающих - чешуйки , у земноводных - голая кожа, у птиц – перья.

- Только птицы по настоящему заботятся о своем потомстве - греют, охраняют, кормят.

- Пока не научатся самостоятельно летать и добывать себе пищу.

- Королек

Игра “Отгадай, чей голосок?”

Слайд №4

(аудиозапись)

3. Открытие “новых” знаний.

Слайд № 5

Работа с учебником.

(самостоятельно) стр. 36-37

- Отгадайте, какой птички голосок? (звучат голоса птиц: воробья, сороки, грача, вороны, кукушки)

Так о ком мы будем беседовать сегодня на уроке?

- Что мы должны узнать на уроке?

Что вы узнали о млекопитающих, из учебника?

- Где обитают эти млекопитающие?

Значит они какие?

О млекопитающих

- Кто такие млекопитающие?

- Все, кто кормит детенышей молоком - млекопитающие.

- в воде

- водные - водные животные

Слайд № 6

Просмотр фрагмента о ките, о дельфине

   
Слайд № 7 Отгадайте загадки:

1.

Светки на ветку
Быстрый как мяч
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

2. Кто спит головою вниз?

- Что общего между летучей мышью и белкой – летягой?

- Какие органы чувств лучше развиты у них?

 

 

- Белка

- Летучая мышь

- Летают и их можно назвать воздушными

Равновесия, слуха

Индивидуальная работа детей. Слайд № 8 Давайте послушаем сообщения детей.( О кроте, землеройке)

- Где живет крот и землеройка?

- Значит они какие?

- Какой орган у них хуже развит?

- Как повлияло развитие органов чувств на зверей?

- Они живут под землей.

- Подземные.

- Орган зрения

- Приспосабливаются, используют по мере надобности

Слайд № 9

Видеофрагмент (о медведе)

   
Слайд № 10

Видеофрагмент (о кабане)

   
Слайд № 11

Видеофрагмент (о зайце)

Слайд № 12

 

 

Работа в группах по карточкам

 

 

 

 

 

4. Физминутка

- А какие это животные?

- Где они живут?

- Их среда обитания.

Развитый мозг и органы чувств дают возможность млекопитающим успешно осваивать любую среду обитания.

- По какому принципу мы разбили на группы млекопитающих?

Задание: разбить на группы.

- Лев, лось, горностай, волк, росомаха заяц, слон.

- На какие группы вы разбили?

- Почему?

- Вывод: На какие группы делятся млекопитающие?

- Почему они питаются разнообразной пищей?

- Наземные

- Живут на земле

- Земля

 

 

- По среде обитания

 

 

- Растительноядные и хищные

- Приспособлены зубы. Одни – режут, другие -перемалывают, третьи - жуют

Слайд №13

Игра “У кого какие зубы?”

Узнай, у кого какие зубы лучше развиты?

Тигр – клыки; бобр - резцы

Корова - коренные

Какие зубы удобнее всего имеет?

- Разнообразные
Слайд№14

(видеофрагмент о белом медведе)

   
Слайд №15 Рассмотрим 1 группу животных:

1. Белый медведь, северный олень, морж, песец.

 
Слайд №16 Рассмотрим 2 группу животных:

2. Жираф, муравьед, зебры, гепарды

 
Слайд №17 Рассмотрим 3 группу животных:

3. Синий кит, тюлень, дельфин.

- По какому признаку объединили их?

- Место обитания
Слайд №18 - Так, где живут млекопитающие?

- Да, действительно, животные живут везде: и в воздухе, и в воде, и над землей, под землей и в теплых и холодных странах

- Суша, вода, воздух. Повсюду.
Слайд №19

Работа в парах.

Обсудите в парах признаки млекопитающих

Назовите их признаки

размножение

количество детенышей

питание

уход и забота за детенышами

способ передвижения

размножение

место обитания

теплокровные

кожный покров.

Дыхание

- Млекопитающие, также как и птицы, - теплокровные животные. Температура тела – 40 градусов.

- Почему млекопитающие так широко распространены на земле?

живородящие

мало

молоком

заботливые родители

4 лапы в основном

рождаются живыми

повсюду

40 градусов

Шерсть

Легкими

 

 

 

- Приспосабливаются к среде обитания, условиям, питанию, заботливые родители.

5. Первичное закрепление

Слайд № 20

Блиц-опрос

- Почему млекопитающим не нужно столько много детенышей, сколько рождается у рыб?

- Как млекопитающие общаются друг с другом?

- Почему некоторые животные впадают в спячку?

Вернемся к слайду, который мы рассматривали в начале урока.

- Докажите, что это млекопитающие.

 

- Хорошие заботливые родители.

- Они подают особые сигналы в виде запахов и звуков.

- Мало пищи.

Слайд №21

 

 

 

 

 

6. Самостоятельная работа по учебнику стр.38

- А кто такой человек?

Выясним:

- температура тела.

- волосы человека -

детеныши -

А мы знаем, что все млекопитающие своих детенышей вскармливают молоком.

Значит, человек – …

Млекопитающий

36 - постоянная.

Своего рода шерсть

Живородящие, мать кормит ребенка молоком.

 

млекопитающее.

Слайд №22

(видеофрагмент о зубрах)

   
Слайд № 23

Красная книга

   
7. Повторение изученного материала Слайд №24. Млекопитающие - самые совершенные животные, поэтому они - одна из самых многочисленных групп. Сейчас на земле обитает, примерно 3500 видов млекопитающих, но из-за вкусного мяса, красивой шерсти многих уничтожает человек. Поэтому такие животные как

Бобр - зубр, красный волк, занесены в Красную книгу, т.е. взяты под охрану.

 
8.. Итог урока

 

 

Рефлексия.

- Что вы узнали о млекопитающих?

- Что им позволило расселиться по всему свету?

Дерево. Обитателей леса поселяют.

Забота о потомстве, кормление молоком.

Млекопитающие- животные, вскармливают потомство молоком, заботятся о нем, обитают повсюду.

9 Дом. Задание. Оценки Слайд № 24 С.37-39 Приготовить сообщение о любом животном, которое занесено в Красную книгу.  

P.S. Отвечая техническим требования положения, презентация к уроку прилагается в упрощенном варианте и без видеофрагментов. Удалены слайды с видеофрагментами, в связи с этим не соответствие нумерации слайдов.