Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школьному обучению "Познавательные приключения лисёнка Рыжика"

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Пояснительная записка

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Перед родителями возникает вопросы: «Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учится? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями?»

Старший дошкольный возраст- период активного развития и становления познавательной деятельности. Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

В жизни очень сложно что-то делать первый раз. И понятно, как тяжело малышу пойти первый раз в школу. Даже если дошкольник уже умеет писать и считать, у него красивый портфель, ручки, карандаши и тетрадки, всё равно тяжело придти в класс, где он практически никого не знает.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игра, труд, систематические занятия учебного типа.
Современная психологическая литература даёт нам множество советов: как развивать определённые личностные навыки ребёнка: эмоционально- поведенческую сферу, коммуникативность, а также как развить отдельные познавательные процессы ( мышление, внимание, память и т.д.), или как проверить нет ли у него нарушений, мешающих обучению, но отсутствуют комплексные, развивающие программы, способствующие более глубокой и качественной психологической подготовки дошкольника к школьному обучению.

Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка?
Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка. Она предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к систематическому обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированости зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.

Развивающая среда с каждым годом становится всё более совершенной, насыщенной – но анализ результатов диагностического обследования «Готовность ребёнка к школьному обучению», детей подготовительных групп в нашем ДОУ свидетельствует о том, что отмечается повышение количества детей с низким уровнем развития речи, воображения, внимания, логического мышления, познавательной мотивации. Возросло количество детей, для которых процесс адаптации к условиям школьной жизни проходит сложно. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. В дальнейшем недостаточная готовность детей к школе проявляется в заземленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Так например:

2005-2006 уч год низкий уровень развития речи имеют 21% от общего кол-ва детей поступающих в 1-ый класс; низкий уровень внимания и слабую концентрацию внимания- 26%; низкий уровень мыслительных операций- 28%; низкий уровень познавательной мотивации - 17 %; низкий уровень адаптации-15%;

2006-2007 уч.год - речь 23,5 %; внимание- 28%, мыслительные операции 32%; познавательная мотивация- 20% низкий уровень адаптации-20%;

2007-2008 уч.год-речь 25%; внимание 31%; мыслительные операции 34, 5%; познавательная мотивация- 23% низкий уровень адаптации-25%;

С каждым годом все больше приходится убеждаться в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы… хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: “Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку”. От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: “Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница живо научит тебя сидеть смирно!”. Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует “сломаться” при первых столкновениях со школьной реальностью.

Таким образом, необходима: комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми, направленная на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, а так же просветительская работа с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.

Это послужило поводом для создания данной программы “Познавательные приключения лисёнка Рыжика”.

Цель программы:

Создание психологически благоприятных условий для подготовки детей дошкольного возраста к единому школьному старту.

Задачи программы:

  1. Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения.
  2. Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности.
  3. Способствовать повышению познавательного интереса.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации.
  6. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами ДОУ.

Организации учебного процесса:

  • Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.
  • Учебный план рассчитан на 8 месяцев (с 2-ой недели сентября по 3-ю неделю мая).
  • Общее количество занятий с детьми 40.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
  • Занятия носят интегрированный характер.
  • Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
  • Просветительская работа с родителями и педагогами.

Основанием для построения программы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому все занятия с детьми осуществляются на основе развивающих игр и имеют общий сюжет. Программа способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для дошкольника форме – игре. Занятия данной программы проводятся как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства и т.д. Эти навыки в будущем помогут детям адаптироваться в новом школьном коллективе.
Применение нетрадиционных форм просветительской работы с родителями ( семейные гостиные, мастерские семейного творчества и др.) и педагогами («Ярмарка полезных советов», семинары-практикумы, психологические игры-тренинги и др.) позволяет более полно и грамотно представить важность психологического аспекта для подготовки дошкольника к школе.
На протяжении всего курса программы происходит постепенное усложнение материала, предлагаемого детям.
На занятиях активно используются разнообразные:

  • подвижные и малоподвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки (психогимнастика),
  • продуктивные виды деятельности
  • словесные игры
  • дидактические игры
  • развивающие задания на индивидуальных листах.

Виды контроля:

Цель: выявление уровня готовности детей к школьному обучению и последующая корректировка заданий программы.

  • диагностика вначале и в конце года
  • постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях
  • рефлексия.

Отличительной особенностью программы является:

1. Комплексный подход к подготовке детей к школьному обучению заключается, во-первых, в том, что занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики; во-вторых, активными участниками педагогического процесса, являются не только дети, а также педагоги и родители.

2. Программа подчинена единой сюжетной линии- приключениям лисёнка Рыжика.

Основные принципы развивающей работы педагога-психолога в рамках программы

Основная задача педагога-психолога

Коррекционно-развивающая работа по данной программе в конечном итоге сводится к процессу создания у ребёнка новых моделей поведения.
Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Программа занятий предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью. Наиболее эффективной является игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

1. Принцип соответствия и методики организации занятий возрастным и функциональным особенностям детей дошкольников

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективней только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребёнка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.

2. Принцип создания состояния

Каждый человек, в каждый конкретный момент времени находится в том или ином состоянии. Состояние определяется отношением нервной системы, к той информации, которая постоянно поступает в неё. Длительное нахождение в каком-либо состоянии называется настроением. Особенно сильное воздействие на наше состояние оказывают наши мысли. Управлять мыслями ребёнка- значит управлять его состоянием, значит управлять процессом обучения.
Состояние ребёнка должно всегда соответствовать тому делу, которым он занимается.
Настроить ребёнка на занятие, значит создать у него состояние, при котором ему хочется заниматься именно тем, что вы предлагаете. Этому способствуют предлагаемые в программе организационные моменты, которые включают в себя игры-приветствия, этюды.
Соблюдение принципа нагрузки способствует формированию и развитию мотивации к обучению.

3. Принцип комплексности

Принцип комплексности - на каждом занятии необходимо уделять внимание решению задач направленных на:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности;
- повышение познавательного интереса;
- развитие мелкой моторики рук;
- формирование у детей, исходного уровня познавательной мотивации.

4. Принцип нагрузки

Никто не может совершенствоваться и развиваться нормально без препятствия, без нагрузки. Нагрузка имеет направленность воздействия и уровень, и может варьироваться от минимума до максимума, что в свою очередь определяет успех деятельности.
Для того, чтобы занятия с ребёнком, помимо освоения навыков мышления, внимания, развития навыков мелкой моторики и т.д., сопровождались ещё и развитием способностей к освоению новых навыков – необходимо использовать принцип нагрузки.
Сущность принципа заключается в данной программе, заключается в необходимости получения максимального тренировочного эффекта, который возникает только при работе с предельной для данного уровня развития ребёнка нагрузкой.Например, ребёнку предлагается задание на внимание, нужно его не просто выполнить, а довести скорость переключения внимания до предела (спрашивая: «А ещё быстрее, можешь?»). Такой режим больше устраивает ребёнка: дети любят соревноваться, и занятия протекают значительно эмоциональней.

5. Принцип соответствия

Принцип соответствия формы организации занятий в данной программе соответствует ведущему виду деятельности шестилетнего ребёнка- игровому.

Разделы программы

1. Для детей

Комплекс коррекционно-развивающих занятий, подчиненных единому сюжету.

2. Для родителей:

Школа для родителей «Мой ребёнок дошколёнок»

Просветительская работа с родителями с использованием нетрадиционных форм взаимодействия (семейные гостиные, психологические игры-практикумы, творческие мастерские и др.)

3. Для педагогов

Просветительская работа с педагогами с использованием нетрадиционных форм взаимодействия («Ярмарка полезных советов», психологические игры, тренинги-практикумы, и др.)

Календарно-тематическое планирование занятий

№п\п

Дата

Раздел 1. Дети

Раздел 2. Родители

Раздел 3. Педагоги

 

 

Тематика

Тематика

Тематика

1

сентябрь

Здравствуйте - это я!

 

 

2

 

Путешествие в волшебный лес

Д\з

 

3

 

Расскажи жителям волшебного леса о себе

Готовность к школе: что это такое?

 

4

октябрь

Дружная семья лисёнка Рыжика

 

Готовность к школе: что это такое?

5

 

В гостях у звезды

Д\з

 

6

 

Волшебные вещи

Д\з

 

7

 

День рождения тёти Сороки

Как помочь ребёнку учиться?

 

8

 

Прогулка по волшебному саду

Д\з

 

9

ноябрь

Чудеса на волшебной поляне

Д\з

 

10

 

Помощники-невидимки

Д\з

Как развивать внимание и тренировать память

11

 

Волшебное зеркало

Семейный климат. Стили семейного воспитания.

 

12

 

Цветочная поляна

Д\з

 

13

декабрь

Отдых у моря

Д\з

 

14

 

Поляна сказок

 

 

15

 

Королевство сна

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

 

16

 

В гостях у Феи

Д\з

 

17

январь

В гостях у Солнечного зайчика

 

Как развивать мелкую моторику

18

 

Волшебный остров

Д\з

 

19

 

Лисёнок и его друзья

Если вы заметили в ребёнке творческий интерес- как его развивать?

 

20

 

Волшебный ветер

Д\з

 

21

 

Волшебный клубочек

Д\з

 

22

февраль

В тридесятом царстве

 

Развитие социальных умений и навыков

23

 

Король или королева

Д\з

 

24

 

Превращение в художников

Д\з

 

25

 

У волшебного водопада

Как закрепляются черты характера7

 

26

март

Расскажи лисёнку о своих чувствах и желаниях

Д\з

Логика для дошколят. Упражнения на каждый день

27

 

Цветочный дождь

Д\з

 

28

 

Загадочное письмо

Д\з

 

29

 

Таинственный друг лисёнка

Сверхзабота-это хорошо или плохо?

 

30

 

Говорящие очки

Д\з

 

31

апрель

Любимое занятие лисёнка

 

 

32

 

Путешествие по временам года

Д\з

Учимся сравнивать и анализировать

33

 

Волшебный мешочек

 

 

34

 

Паровозик из Ромашково

Д\з

 

35

 

Прогулка по лесным дорожкам

Потребность любить и быть любимым

 

36

май

День рождения сестрёнки Салочки

Д\з

 

37

 

В гостях у лесных гномиков

 

Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе

38

 

Любимые праздники лисёнка

Д\з

 

39

 

Путешествие в необычную страну

 

 

40

 

Да здравствует страна Знаний

Скоро в школу мы пойдём

 

Предполагаемый положительный результат:

Повышение уровня развития произвольного компонента психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков за счет развития и укрепления волевых качеств личности; повышение познавательного интереса; формирование у детей исходного уровня познавательной мотивации.